Крымская. Шторм.

топ 100 блогов george_rooke04.07.2018 Пожалуй самые большие потери союзники понесли от Великого Шторма 14 ноября 1854 года.
Из книги Кристофера Хибберта "Рассеяность лорда Раглана".

5 ноября 1854 года состоялось сражение при Инкермане. Это был самый кровавый бой этой войны, более того - не стоит забывать, что он шел по знаменитой крымской распутице - дождь начался за неделю до боя не прекращаясь, он шел во время боя, он продолжался и после боя еще две недели с небольшими перерывами. Такая погода ввела войска в постоянную хандру и сплин, а большие потери вызвали горесть, злость и разочарование.
13 ноября 1854 года полковник Белл записал в своем дневнике: "Мокрая одежда прилипает к коже. Ничего не меняется, все так же пару раз в день подходишь к провиантской палатке, чтобы получить кружку кипятка и солонину, а так же порцию овса для лошадей. Все это не весело".
Однако полковник ошибался. веселье началось на следующий день.
В 18.00 шум ливня смешался с шумом усиливающегося ветра, а потом... палатки одна за другой начали взмывать вверх. Опять полковник Белл: "Палатки словно рванули в воздух как кусочки бумаги. Камни силой ветра отрывались от земли и крушили все на своем пути. Большие бочки, поднятые в воздух, летали повсюду, как шары для крикета. Тяжелые фуры подняло в воздух вместе с мулами. Больничные шатры сорвало вместе с больными. Солдаты в ужасе прыгали в ямы и втыкали штыки в землю, стараясь удержаться у поверхности. В Балаклаве все деревья были вырваны с корнем. Лорд Раглан с любопытством стоял с подветренной стороны дома, и смотрел, как с него ввысь уносит черепицу вместе с дымовой трубой".
Особенно контингент союзников напугал доктор Робинсон. Он как бы диареей болел, и ложился спать в трусах, поскольку, извиняюсь, его штаны стояли просто колом, спать в них было адской мукой. Шторм снес его палатку, потом его знаменитые штаны, а потом и самого доктора, который по типу Карлсона летел держа в распятых руках свое одеяло. Произошел ли в этот момент у Робинсона очередной приступ диареи - история умалчивает. Поймал доктора его слуга, который уцепился за его ногу и вместе с доктором плюхнулся с осеннюю крымскую грязь.
Второй страдатель от диареи, мичман Вуд, пытался ползти на руках к низкой каменной стене, но не удержался и начал взлетать. К нему кинулись два матроса, которые повисли у него на руках, и втроем грохнулись на землю, перед стеной, о которую разбивались в щепки почки, камни, и т.д.
Генерал Буллер вылетели из палатки в одних трусах и с нательным крестиком, рухнул в навозную кучу в кавалерийском полку. Генерал Эсткорт смог спастись, держась за столб своего шатра, его адъютанта капитана Четвуда просто выдуло на фиг, его поймал какой-то сержант в миле от места события.
Снесло палатки у англичан и французов, французские карточные домики - гордость французского Интендантства, разметало по округе, а вот... турецкие палатки остались нетронутыми ветром. Обиженные англичане и французы говорили, что это из-за того, что турки расположились в низине, но мнится мне, все было иначе.
Русские тоже пострадали от урагана.
В Севастополе разметало ветром старый склад, вырвало деревья, с крыш сорвало черепицу и доски. В Симферополе крыша с дома губернатора просто отделилась и улетела. Так же просто выдуло целый зерновой склад. В Бердянсе 46 лодок выбросило на берег, главная площадь города была затоплена. Некоторые историки пишут, что силой шторма разбило один из затопленных кораблей - "Силистрию" - и Нахимов 30 ноября 1854 года был вынужден на ее месте срочно затопить другой корабль, но скорее всего это выдумка. Нахимов упорно продолжал топить Черноморский флот, и в своем докладе от 30 октября (то есть за две недели до шторма) сообщил, что "Силистрия" распалась.
Однако эти потери не идут ни в какое сравнение с флотом союзников. За время урагана они потеряли 38 кораблей, среди них - 100-пушечный линейный корабль "Анри IV", корвет "Плутон", Транспорты "Эйша", "Ганг", "Джорджиана", "Глендало", "Харбингер", "Хё Меджести", "Кенилворт", "Лорд Реглан" (символично, не правда ли?), потеряли пароход "Принс" и т.д.
Список потерь англичан, кому надо, тут
http://www.old-merseytimes.co.uk/stormblacksea.html
Про "Принс" ходит много сказок, как по поводу его груза, так и по поводу его гибели. Ситуация меж тем не стоит выеденного яйца, и потеря "Принса" была для англичан реально катастрофичной. Дело в том, что он вез в Крым 40 тысяч комплектов зимнего обмундирования и шинелей, и все это в один миг потонуло. Когда начался шторм и корабль сорвало с обоих якорей, капитан парохода Бенджамин Бейтон реально сглупил - он приказал рубить мачты, чтобы с помощью парового хода выйти из бухты и там переждать ураган. Срубленную бизань-мачту затянуло под винты, и и полетела винтовая группа, после чего "Принс" просто выбросило на скалы. Из 150 человек экипажа не выжил никто.
Как контр-пример - "Реститьюшн", который тоже потерял два якоря, но под умелым руководством кэптена вышел из бухты, переждал шторм и утром вернулся.
Помимо кораблей и транспортов были потеряны миллионы фунтов пороха, тысячи ядер и снарядов, провизия, корм для лошадей и мулов, запасы флотского рогатого скота (коров и телят просто унесло ветром в неизвестном направлении).
Как контрольный выстрел в голову - утром 15 ноября дождь сменился на снег, а дальше и на ледяной град. Солдаты, возвращавшиеся в свой лагерь, понимали, что спать им придется какое-то время на ледяной земле. Этим решили воспользоваться русские и сделать вылазку, однако изрядно обозленные французы ответили такой контр-атакой, что в ближайшие дни противник о вылазках не помышлял.
Николай I, узнав об этой катастрофе, воскликнул: «Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!»
Тем не менее, последствия шторма 14 ноября 1854 года стали очень полезными для всего человечества. Член Французской Академии Наук Левеллье по приглашению французского Военного Министерства озаботился созданием первой в мире Метеорологической службы предсказания погоды. Сеть центров наблюдения за погодой была создана во Франции 16 февраля 1855 года, а 17 февраля все центра соединили телеграфными линиями со штаб-квартирой в Париже и военным министерством.
С 1860 года образуется европейская сеть наблюдения за погодой. Еще 3 года спустя капитаны больших судов выходя из порта или заходя в порт, в обязательном порядке получают метеорологическую сводку на ближайшую неделю.

Крымская. Шторм.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отдавать должное — не значит быть фанатом. Иное дело, что не следует нам, родившимся именно в этой стране, навязывать другую родину. Презрен тот, кто меняет знамёна; и если уж мы появились на свет под красным знаменем, то будем почитать как знамя Родины своей именно его. Другой Родины не ...
Так его титуловал Варламов. И, к сожалению, он недалёк. От истины. Недаром молвили древние и я - истина не сделает вас свободнее Адлер, несмотря на то, что район Большого Сочи , тянет на отдельный город. Тут аэропорт. И тут самый огромный железнодорожный узел, выстроенный под ...
Ярко выражено три особенности. Первая особенность носит классический характер - это когда обыватель внезапно ощущает бренность своего существования, ставя себя на место реальных жертв: вот он загорелый и довольный летит с заграничного отдыха и тут внезапная смерть. Данное поведение характе ...
Ну или музыки, против математики или физики, географии или химии. Проще и короче, Начальная военная подготовка против любой науки. Почему? Потому что этот предмет, коротко- НВП, ...
...