Крым


Курортный город не дает представления о стране, как реклама не дает представления о товаре. Чтобы разобраться поглубже, нужно отправиться в глубинку.
Грушевка - поселок вполне внушительных размеров километрах в двадцати от Судака. Пейзажи тут открываются замечательные. Мне очень нравятся южные страны и горы. Правда, во всем есть свои минусы: ходить по этим горам совсем неудобно, мало того, что постоянно вверх-вниз, так еще все покрыто какими-то злыми колючками.

Белая гора. Говорят, что это исторический берег Черного моря.

Пейзажами всё хорошее и заканчивается. В хозяйственном плане на Украине ситуация удручающая. После Белоруссии искать здесь что-то положительное явилось плохой идеей. Хотя Крым к Украине имеет весьма косвенное отношение, больше чувствуется Россия, не зря в свое время она здесь столько воевала. Но это дела не меняет. Везде видна какая-то убогость, заброшенность. Чувствуется, что в стране много свободы. Ну а свобода – это прежде всего воровство, коррупция, бандитизм и сильное расслоение.
На одном из холмов виднелись развалины какого-то сооружения. Оказывается, когда-то выделялись некие деньги на восстановление исторической справедливости в отношении крымских татар. Был построен заводик по изготовлению стройматериалов, который некоторое время вел свою непрозрачную деятельность по обогащению отдельных людей. Затем включился еще один мощный фактор – бесхозяйственность. Заводик был разрушен.

Местный клуб. На крыше растут березки, а стены украшены мозаикой уже только наполовину. Здание заброшено, хотя в настоящее время делаются попытки его хоть как-то использовать – инициативные люди решили устраивать по выходным здесь танцы. Видел, как они подметали разбитые ступеньки.

Местная школа, действующая.



Котельная, которая отапливала не только школу, но и еще несколько зданий, включая жилой дом, была остановлена. По меркам Белоруссии это выглядит дико, у нас даже в маленькой деревне по соседству школа продолжает отапливаться, ее котельная исправно функционирует. В деревнях покрупнее, где есть центральное отопление, дома тоже отапливаются. По крайней мере, пока.
Взамен старой котельной была построена небольшая новая на газу. При первом же запуске загорелись газгольдеры. Так теперь и стоит всё это, обгоревшее и ненужное.


Школа была переведена на электрическое отопление, специально для этого была построена большая трансформаторная подстанция. Стоимость электрического отопления очень высокая, поэтому в холода поддерживают лишь минимальную температуру, чтобы не разморозить систему, а занятия в школе отменяют.

Жилой дом, который лишился отопления, ощетинился трубами буржуек. Они торчат из окон всех этажей. Одни высокие, другие пониже, пускающие дым в окна соседнего этажа.



Кроме отопления дом лишился и канализации. Очистные сооружения, которые функционировали в советское время, были разрушены. Теперь подвал дома играет роль большой выгребной ямы, которую, впрочем, никто не выгребает. Что будет, когда подвал переполнится, никого, похоже, не волнует. Еще в этом доме очень живописные балконы, живут же люди!


А этот балкон принадлежит, видимо, очень зажиточной семье.

Некоторые окна дома очень живописны, на их фоне можно снимать модные фотосессии для глянцевых журналов. И это хорошо вписалось бы в образ современной Украины.

Окна в торце дома говорят о расслоении общества: фанера соседствует с кондиционером.

На детской площадке, которая устроена рядом с домом, ходят свиньи. Дети тоже там иногда появляются.

Центральный вход в магазин. Справедливости ради нужно сказать, что не все магазины в поселке находятся в таком состоянии, есть вполне приличные, с хорошим ассортиментом и вполне современным интерьером. Это тоже одно из проявлений свободы, белорусские магазины выглядят скромнее.



И, наконец, секретный объект, который нельзя фотографировать. Тут меня и накрыли местные жители, подъехавшие внезапно на "Жигулях". Вообще, здесь очень много отечественных машин. В Белоруссии даже в глухих селах считается плохим тоном иметь такие. Хоть старенькие, но иномарки.

Изучение местных достопримечательностей закончил шашлыком среди кромешной южной ночи.

Каково здесь? Очень по-разному. Огромные гипермаркеты в Симферополе и полностью разрушенное хозяйство в селах. В основном люди живут за счет отдыхающих. У кого есть жилье рядом с морем, тем совсем хорошо. Остальные что-то выращивают и продают потом в сезон. А на зиму тут жизнь делает небольшой перерыв.
|
</> |