Крым. Предложения.
mymaster — 23.05.2014 Начну с того, что Крым - не мой. Но, так уж вышло, что вопросами развития Крыма занимается мой бюджет - в смысле бюджет Российской Федерации, в который я исправно плачу налоги. Поэтому каким бы не было лично мое отношение к Крыму как территориальному образованию, я не вижу причин не высказать пару идей по возможностям его экономичного и разумного развития, в качестве реально существующего, населенного людьми, имеющего свои потребности региона. Тем более, что такое обсуждения я начинал ранее, по нему провел некоторую проработку, обсудил с коллегами и теперь есть выводы.1) Вопрос транспортной доступности.
Как вы слышали, для обеспечения надежного транспортного сообщения между РФ и Крымом планируется создание двух мостовых переходов через Керченский пролив (между Краснодарским краем и городом Керчь). Один - автомобильный на 4 полосы, второй - железнодорожный двухпутный. Точное положение этих переходов еще не определено - есть два основных варианта - по линии "Порт Кавказ - порт Крым" или через косу Тузла. Стоимость такого строительства оценивается в 200 млрд рублей, что, надо честно сказать, весьма дорого для мостовых переходов такой протяженности и класса. Мосты планируется сдать в 2018 году.
Изучив трассировку подъездных путей, историю рассмотрения вопроса выбора формы перехода, существующий трафик и его основную структуру, я пришел к выводу, что строительство автомобильной дороги по этому направлению не целесообразно - ни с экономической, ни с транспортной, ни со стратегической точки зрения. Более того, оно будет угрожать экологической системе Южного берега Крыма, а также сложившейся исторической застройке города Керчь.
В предыдущем посте многие задавали вопрос: "А почему не тоннель?" Это верный вопрос, ответ на который достаточно прост - автомобильный тоннель такой протяженности дорог в и опасен эксплуатации. Автомобиль выбрасывает выхлопные газы, который надо отводить, его движение сложно контролировать, в тоннеле гораздо опасней перевозить горючие грузы и пр. Все тут вспоминают тоннель под Ла-Маншем... и ошибаются, потому что между Британие и Францией построен ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ тоннель. В нем есть только сервисное движение для служебной техники по небольшому аварийному тоннелю и две линии железнодорожного пути. Автомобили перевозятся на поездах-автовозах. Легковые автомобили загружаются в поезд в течении 8 минут, при этом водители остаются в своих машинах. Разгрузка "на той стороне" занимает тоже время. Грузовики - чуть дольше, и водители едут не в машинах, а в специальном вагоне в составе со своим грузовиком.
Учитывая существующих ж/д трафик по Перекопу, перспективный трафик грузовых составов в связи с возможным бурным строительством, возможный (хотя мне в полной мере и не понятный) рост пассажирооборота по этому направлению не просматривается никаких проблем найти окна в расписании для движения поездов-автовозов, которые перевезут по тоннелю весь существующий и перспективный автомобильный трафик в минимальное время. При этом такая схема будут иметь целый ряд преимуществ, по сравнению с предложенными мостовыми переходами:
1) Погрузка и разгрузка автомобилей на автовозы может проводиться не у переправы, а в точках существующих транспортных узлов и точек назначения. Т.е. машины можно грузить не в "Порту Кавказ", а скажем, в Крымске. И разгружать отдельные вагоны можно в Керчи, а отдельные уже в Симфе, или Евпатории. Это существенно разгрузит подъездные пути, позволив сэкономить средства на их реконструкции. Реконструкция и эксплуатация жд полотна дешевле и экономичней, чем автомобильного.
2) Такая переправа будет стратегически более устойчива, что имеет некоторые преимущества учитывая место расположения.
3) Проект может быть выполнен без серьезного вмешательства в экологию данной местности, без повреждения городской застройки, в минимальные (по отношению к мостам) сроки. В целом по соотношению даже транспортных площадей этот вариант - минимальное вмешательство. При этом тоннель дает бОльшую гибкость при проектировании, что позволяет найти лучшие варианты трассировки.
4) Это дешевле и быстрее мостов.
5) В комплексе сооружения остается место для систем электропитания и водовода (но не газопровода).
Южный берег Крыма, на который во многом и направлен туристический трафик, имеет хрупкую и сложную экономическую систему. Дорожная сеть там не предназначена для роста трафика. Ради сохранения экологии этой зоны была даже построена крупнейшая в мире троллейбусная линия (система Симфа-Ялта). Сейчас дорожная сеть построена так, что трафик идет сверху вниз, и распределяется "по рукавам" в сторону городов-курортов. В случае дороги через Керчь, он пойдет непосредственно, просто из-за изменения направлений основного притока трафика. В случае неурегулированности этого вопроса потери региона могут быть значительны.
Почему же тогда рассматривают два проекта по моста, а не жд тоннель?..
Потому что работы были изначально поручены Правительством компании Росавтодору. Он не занимается жд перевозками - он строит автомобильные дороги. То есть в Правительстве кто-то решил, что нужна непременно автомобильная дорога, глянул кто строит у нас дороги, и поручил строить дорогу. Никакого глубокого сравнительного анализа или разбора вопроса о том, почему не обойтись ж/д тоннелем мне найти не удалось. Боюсь, что это большая ошибка на начальном этапе проекта.
2) Вопрос электричества и воды.
Пресную воду можно получать из соленой, имея достаточно электричества и опреснительные установки. У нас есть проблемы в Крыму и с тем, и с тем... Воду можно качать из скважен, но на это тоже надо стабильное энергопитание. При этом воду, конечно, надо разделять - на питьевую для населения, и для сельскохозяйственных нужд. Для обеспечения первой категории в Крыму достаточно стабильного и гарантированного энергопитания. Как его обеспечить?..
В суровые, но недавние годы, когда в Петропавловск-Камчатский не осилили отправить танкер с мазутом для электростанций, и встал вопрос о том, что город вымерзнет зимой... Тогда проблема была решена относительно быстро и просто - с АПЛ Тихоокеанского флота были прокинуты кабели, для обеспечения резервного энергопитания города. Мы говорим о строительстве в перспективе плавучих АЭС, но по факту некоторое количество таких у нас все же имеется во вполне рабочем виде. Я бы попробовал посмотреть для начала состояние и возможности ледокола "Арктика", списанного из флота, но пока вроде бы не до конца убитого. Понятно, что там давно заглушена энергетическая установка... и понятно, что я не знаю что там еще растащили с тех пор... Но как предложение, попробовать посмотреть этот вопрос ИМХО можно. Не говоря уже о подстраховке АПЛ, на время пока нет кабелей со стороны Краснодарского края.
UPD: Небольшое пояснение по безядерному статусу Черного моря. На ледоколе Арктика сейчас НЕТ атомной силовой установки. Он по сути представляет собой судно, если хотите базу, помещение - нечто что можно перегнать в другую часть света, загнать в гавань, и смонтировать на нем соответствующую установку, завезенную иным путем. То есть вопроса о прохождении чего-то атомного через проливы не стоит... Строить АЭС в Крыму и так начинали, и говорят что проект хотят возродить. Так что это просто относительно быстрое и дешевое решение вопроса - времянка, но ИМХО вполне годная... если конечно состояние Арктики еще хоть чего-то позволяет с ней делать (а как проводить АПЛ если надо - это уже отдельная тема, но если надо - то многое возможно).
Это решение надежно обеспечит поставки энергии в объеме достаточном для полуострова, и для решения вопроса с питьевой водой.
3) Вопрос сельского хозяйства. И еще чуть-чуть другого...
Крым - это регион не только туристический, но и имеющий сельскохозяйственное значение. Кроме того, это очень хорошая экологическая зона, которую бы не хотелось рушить... Для нормального сельского хозяйства, как я уже писал ранее, существует большое количество современных технологий, по качественному уходу за посевами, их питанию и орошению. Если говорить по уму - то сейчас в с/х Крыма все плохо, так как воды для посевов нет. С учетом множества перепетий, в сумме, судя по всему, выйдет так, что многое придется делать там в этой области с нуля.
Поэтому я бы ставил вопрос о создании на территории Крыма не абстрактной ОЭЗ или туристической, а ОЭЗ направленной на современные технологии развития сельского хозяйства. То есть капельный полив (контроль по расходу воды), точное земледелие (дабы беречь почвы), современная техника для обработки посевов (контроль по расходу ресурсов) и так далее.
В целом у нас много говорят о энергоэффективности - вот мне кажется, что Крым в нынешнем его виде и условиях, как бы является самым разумным объектом, для отработки и развития таких технологий. Не только в с/х, но и в транспорте, энергетике в целом - в том числе на основе возобновляемых источников (для этого есть хорошие климатические и географические предпосылки). При таком подходе от него могли бы появиться всходы для бюджета Российской Федерации... очень не быстро, но все же.
Кому слать письмо с предложениями? :)
|
</> |
Крым. Предложения.
Оставить комментарий
Популярные посты:
Зеркало недели | Как живет Крым без днепровской воды Главная | Deutsche Welle После того, как в конце апреля Киев прекратил поставки днепровской воды по Северо-Крымскому каналу, Крым столкнулся с серьезной проблемой дефицита пресной воды. Ведь по этому каналу на полуостров поступало до 85 процентов воды. Значительная часть шла на нужды ... Крым назвал цену, которую готов платить за поставку воды из Украины Крым предложил Украине новую цену за днепровскую воду Украина может повысить цену на воду для Крыма в 50 раз. Власти полуострова призывают экономить |
Утро.Ru | Крым спасли от масштабной трагедии Утро.Ru Президент РФ Владимир Путин считает, что Россия, присоединив к себе Крым, уберегла полуостров от трагедии с большим количеством жертв. А ситуацию, которая сложилась на юго-востоке Украины, глава государства назвал гражданской войной. "Если бы мы этого не сделали, ... Путин: не присоедини Россия Крым, жертв было бы больше, чем в Одессе «Факт абсолютно медицинский»: Путин уверен, что Россия уберегла Крым от трагедий Путин: Если бы РФ не присоединила Крым, то там жертв трагедий было бы больше, чем в Одессе |
Московский комсомолец | В Крыму растут цены, но эйфория не спадает Московский комсомолец Прошло два месяца, как Крым присоединился к России. После эйфории и всеобщего ликования пришли вполне будничные заботы. Злопыхатели из Украины названивают знакомым на полуостров: «Накормили вас с большой и красивой ложки обещаниями?», «Как вам в суровой ... КРЫМ. ПЕРВЫЙ МАЙ В РОССИИ Крым и выборы в условиях оккупации. Как быть? |