КРЫМ ХАНСКИЙ. "ПОБЕГОША С ВЕЛИКИМ СРАМОМ"

топ 100 блогов roman_rostovcev16.04.2021

Казань выстояла  без какой‑либо внешней помощи, однако будущее ее рядом с набиравшим силу Великим княжеством Московским было тревожно, что прекрасно понимали и в самой Казани, и в Крыму. Там волею судеб удалось примириться Саадету Гераю и Сахибу Гераю, которые объединились против общего врага – мятежника Исляма Герая, старшего сына Мехмеда Герая, приходившегося им, соответственно, племянником. После успешного подавления восстания приближенный к Саадету Гераю Сахиб Герай получил титул калги и вместе с ним долгожданную возможность помочь многострадальному Казанскому ханству, предприняв крупный поход на Московию. Не теряя времени даром, уже с весны 1525 г. они приступил к активной подготовке армии вторжения.

КРЫМ ХАНСКИЙ. ПОБЕГОША С ВЕЛИКИМ СРАМОМ

Будучи калгой, Сахиб Герай имел возможность и право с согласия крымского хана, который не стал в этот раз из благодарности за свое спасение никоим образом перечить, собрать крупное войско. Под знамена было поставлено около 50 тысяч крымцев, которых должно было существенно усилить 30‑тысячное турецкое подкрепление. Уже 20 мая 1525 г. «писали из Азова к великому князю с казаками рязанскими про крымские вести, что посылал крымский царь к турецкому царю силы и просить, а хотел идти на великого князя украины. И турецкий царь послал воеводу своего урюмского Магмет‑бека, а с ним пятнадцать тысяч…» По другим сведениям, турецкий «царь дал ему на пособь своих людей тридцать тысяч пойти на великого князя украины». 27 мая 1525 г. «писали из Азова с казаками рязанскими, с Ширяком Малым с товарищами, что выступил царь из Крыма, а с ним пятьдесят тысяч, а идти ему на великого князя украины».

Уже в июне это громадное войско выдвинулось к московским украинам, однако едва начавшийся поход был сорван из‑за продолжившейся в Крыму усобицы. Прознавший об отходе с полуострова основных военных сил хана и поддерживавших его турок, Ислям Герай решил взять реванш и даже добился поначалу некоторых успехов. Однако, когда собравшееся было в поход на Москву войско, узнав о мятеже, вернулось в Крым, у Исляма Герая не осталось никаких шансов удержать отобранный у Саадета Герая престол, и ему пришлось уже во второй раз покинуть Крым, направившись на этот раз на Северный Кавказ. Поход против Московского княжества был в любом случае сорван.

Но вскоре изменчивые зигзаги политической судьбы вновь привели Исляма Герая в Крым, позволили ему примириться с Саадетом Гераем, более того, получить титул калги. Даже впитавший османские традиции правивший тогда крымский хан вынужден был считаться с интересами бейской знати и традициями сохранения священной неприкосновенности представителей рода Гераев. Новое возвышение мятежника принесло Крымскому ханству и новые беды. В частности, подстрекаемый беями калга Ислям Герай вместо того, чтобы выполнить повеление хана и пойти походом на Черкессию, в 1526 г. вторгся с недостаточно подготовленным войском в московские пределы. Целью похода была добыча, которую Ислям Герай рассчитывал использовать в качестве взятки османскому султану с целью купить ханский титул. Плохо подготовленный, внезапно изменивший направление поход завершился неудачей, а разозленный вторжением Василий ІІІ, отбив татар и почувствовав силу и вкус победы, даже решился на неслыханную дерзость – приказал умертвить имевших дипломатическую неприкосновенность крымских послов в Москве. Это было страшным оскорблением Саадету Гераю.

Расправившись с Ислямом Гераем, которому, впрочем, вновь удалось бежать от своего дяди, крымскому хану в таких условиях не оставалось ничего другого, как приступить к подготовке военного похода на Москву. До его начала хитрый и изворотливый племянник успел вновь вернуться в Крым, надавив на Саадета Герая угрозой вторжения ногайцев и поляков, которые поддержали Исляма Герая, достав из политической колоды давно отложенного для подходящего случая последнего хана Большой Орды Шейха‑Ахмеда. Желая предотвратить войну, Саадет Герай вновь приблизил к себе племянника и даровал ему титул калги – военная угроза с этой стороны была снята и поход на Москву был неминуем.

В 1527 г. первые сведения об очередном крупном походе на московские земли были получены через «путивльских казаков», которые находились «для вестей» в Черкасах: «чрез преходящих из Царяграда и из Литвы полоняников и чрез посылаемых в Киев вестовщиков дано знать государю, что крымский калга Ислам‑Гирей готовится к нападению на российскую украину». В Разрядной книге под 1527 г. записано: «Сентября в 4 день пришла к великому князю весть, что Ислам‑царевич прямо идет к берегу. И князь великий по тем вестям назавтра, сентября в 5 день, отпустил на Коломну воевод своих князя Федора Васильевича Лопату‑Телепнева да князя Ивана Федоровича Овчину‑Телепнева. А приказал князь великий на Коломну и на Каширу воеводам, а велел воеводам всем идти на то место, где хочет Ислам реку лезти». Вскоре в Москву князю «пришла весть прямая, что Ислам идет к Ростиславлю и Оку реку хочет лезти под Ростиславлем».

Опасность действительно была весьма существенной – источники свидетельствовали, что «приходил к берегу Ислам‑царевич крымский» и «с ним было людей 40 000», а по другим данным – и все 60 000. Однако на этот раз московские воеводы и подготовились гораздо лучше, и, главное, знали место, где калга Ислям Герай планировал переправиться через Оку – «реку лезти». Когда 9 сентября 1527 г. татарское войско подошло к месту планировавшейся переправы, на противоположном берегу его уже поджидало многочисленное русское войско. Заняв стратегически важную для обороны позицию, московские воеводы «стали с Исламом биться через реку накрепко, и за реку Ислама не пустили». Перестрелка через водный рубеж была интенсивной и длительной: «Противники стрелялись об реку от утра до вечера». При этом сама природа была в этот раз на стороне русских: «в те поря были великие дожди, и в Оке была вода прибыльная».

В итоге московским стрельцам удалось принудить Исляма Герая отойти – «отбили Ислама от берега, и пошел Ислам восвояси с великим срамом». При этом обороной берега дело для русских полков не ограничилось – они выдвинулись за Оку, преследуя неприятеля и нанося татарам существенный урон. «Великого князя дети боярские, перелезши за реку, татар многих побили», догнали войско Исляма Герая у Зарайска, и «был им бой, и тут побили безбожных много. И на том бою поймали Инакова племянника, а с ним иных татар многих». Продолжив преследование и далее, победоносные полки навязали татарам бой на очередной водной преграде – реке Осетре. «Опять воеводам был бой на Осетре, и на том бою поймали племянника царевича Исламова и иных татар многих. А царевич Ислам побежал со всеми татарами за Дон, а великого князя воеводы ходили за ним по Дону». В итоге Ислям Герай вынужден был вернуться в Крым несолоно хлебавши, «полону, – писал летописец, – царь Ислам не взял ничего».

Раздосадованный неутешительными результатами похода крымский хан Саадет Герай планировал вскоре взять реванш. В письме польскому королю он писал о своем желании повторить поход на Москву зимой 1527/28 г.: «Сее зимы, скоро болота и реки станут, князья ширинские и иные мурзы мают воли на послугу вашей милости и мою пойти Москву воевать». Однако этим планам не суждено было сбыться – внутренние проблемы в ханстве вновь помешали нападению на Москву.

Впрочем, не имея возможности организовать крупный поход под предводительством хана, калги либо нурэддина, крымцы продолжали предпринимать меньшие грабительские чапулы с завидной регулярностью. Лишь за 1530‑е гг. исследователи насчитывают не менее 13 крымских и 20 казанских набегов, не принимая во внимание обычных беш‑башей, которые даже не фиксировались источниками. И далеко не всегда внезапные набеги татар за добычей московским войскам удавалось отразить.

Так, в 1531 г. «февраля в 20 день, приходили крымские люди на Одоевские места и на Тульские». Чтобы избежать прямого столкновения с русскими войсками, татары использовали военную хитрость. Насчитывавший пять тысяч воинов татарский отряд под командованием «Бурчак‑царевича, Ахмат‑Гиреева сына» продвинулся к Самаре, и здесь Бурчак «притворно давал знать, будто идет к Стародубу. Хотя и послал великий князь в Козельск войско свое под предводительством Ивана Воротынского, но было уже поздно». Крымцы успели разграбить «украины» и, довольные добычей, ушли домой. Великий князь, разгневанный неповоротливостью и непрозорливостью своих воевод, «положил опалу на князя Воротынского, да на князя Ивана Овчину, да на Ивана Летцкого, велел их с Тулы дьяку Афанасию Курицыну привести к Москве».

Набег еще одного относительно незначительного по численности отряда татар был повторен и в июле 1531 г. «В Одоеве были воеводы по полкам по путивльским местам, что писал из Путивля князь Борис Иванович Горбатый, что крымских людей с 1000 человек пошло к Одоеву». Тогда же, «июля же 22 дня, приехали к великому князю из Крыма служилые татары, Кидырек с товарищами, и сказали, что переехали сокмы татарские. А пошли те сокмы под Рязанские украины, а по сокме сметили человек с пятьсот или с шестьсот. И князь великий по тем вестям воевод на Тулу и на Рязань прибавил», выслав их из Серпухова и из Коломны.

Приходили из Крыма тревожные вести о готовящемся нападении татар и в мае 1532 г.: «Пришла весть к великому князю Василию Ивановичу из Крыма, что крымский царь копится со многими людьми и с похвалою, а хочет идти на великого князя украину. И князь великий, слышав то, послал на Коломну на берег воевод своих… а с ними княжат и дворян своего двора, и детей боярских из многих городов бесчисленно много. А наряд был великий, пушки и пищали изставлены по берегу на вылазах от Коломны и до Каширы, и до Сенкина, и до Серпухова, и до Калуги, и до Угры. Добре было много, сколько и не бывало». Впрочем, ставшие уже традиционными для хана Саадета Герая проблемы с собственным племянником Ислямом Гераем вновь удержали крымских татар от вторжения. В том же мае 1532 г. Саадет Герай отрекся от престола и навсегда покинул Крым.

Осуществить экспедицию крымцам удалось лишь после смены хана и утверждения на ханстве ставленника турецкого султана, многолетнего врага московского князя, искренне переживавшего за притесняемое Москвой Казанское ханство, уже хорошо нам известного Сахиба І Герая (1532–1550 гг.). Катализатором антимосковской военной активности Крымского ханства стало и прибытие на полуостров смещенного московитами казанского хана Сафы Герая, поклявшегося до конца жизни мстить своему обидчику: «Я не перестану воевать с тобой и буду мстить тебе до конца – так и знай!» – писал он из Крыма великому князю Московскому Василию ІІІ.

Очередной крупный поход начался в августе 1533 г., когда в рязанские земли пришли «Ислам‑царевич, Магмет‑Гиреев сын, и иные царевичи, и ширинские князья и мурзы, а с ними было крымских людей 40 000». Московский князь изготовился к обороне – «послал за братьями своими, за князем Юрием и князем Андреем Ивановичем. Братья же приехали к нему на Москву вскоре. Тогда же князь великий послал своих воевод с Москвы на Коломну, на берег на Оку, князя Дмитрия Бельского». Сам Василий ІІІ 15 августа выдвинулся во главе войска и остановился в селе Коломенском. «А без себя князь великий повелел воеводам городским устроить в городе пушки и пищали, и городским людям повелел животы возить в град. А, выехав, князь великий стал в Коломенском дожидаться князя Андрея Ивановича, брата своего, и воевод с многими людьми».

В тот же день, 15 августа 1533 г., было получено известие «от воевод с Рязани, что Сафа‑Гирей и Ислам‑Гирей и иные царевичи с многими людьми пришли на Рязань да и посады сожгли. И князь великий часа того послал к воеводам, а велел послать за Оку‑реку языков добывать». При этом крымские военачальники, чувствуя ограниченность своих сил и зная по предыдущему опыту и данным разведки о готовности русских к обороне, в этот раз не планировали переправляться через Оку: «Ислам‑царевич, услышав то, что князь великий послал против них многих воевод своих с людьми, к берегу не пошел».

Однако теперь уже московские полки чувствовали себя достаточно сильными и уверенными для того, чтобы, перейдя Оку, попытаться навязать татарам бой. По крайней мере, недавние победы 1527 г. у Зарайска и на реке Осетре были очень хорошо памятны воеводам, и они уже знали, что и как следует противопоставлять традиционным для татарского войска тактическим приемам, где и на каких условиях нужно навязывать татарам бой. Для этого не годилась открытая равнинная местность, где татары могли быстро наступать и отступать, легко маневрировать, осыпая русские полки градом стрел и оставаясь в недосягаемости для медлительно развертывавшейся, целившейся, стрелявшей и перезаряжавшейся артиллерии. Зато для боя с легкой татарской кавалерией как нельзя лучше подходили разнообразные естественные препятствия – овраги, густые лесные массивы, болотистая местность, водные преграды, излучины и возвышенности при слиянии рек, крутые высокие речные берега, дополненные искусственными сооружениями – крепостями, земляными валами, рвами, волчьими ямами, плотинами, лесными завалами – засеками и надолбами.

Андрей Николаевич Домановский 

Загадки истории. Крымское ханство

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=44518866

«Загадки истории. Крымское ханство / А. Н. Домановский; худож.‑оформитель Е. А. Гугалова»: Фолио; Харьков; 2017


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Для тех, кто не спит... Раввинатский суд в Нетании отменил принятое ранее решение о выплате алиментов жене после того, как ее бывший муж доказал, что она ему изменяла. История началась с тривиального развода двух супругов, проживших вместе ...
полнейшая уткО про свадьбы хори и крути.   GoluBKa01 спасибо ...
Новодворская в реанимации вроде или даже умерла. Жалко. Она ахуенная. Тролль высшей категории. Жгла глаголом коммуняк, рашкованов, ватников, квасных патриотов и прочих уебанов весьма качественно. Треск пуканов этих идиотов от ее заяв всегда был оглушительно громким. "Украина — это та ...
Здравствуйте уважаемые. Некогда популярный,но ныне редко применяемый жанр. Вот небольшой собственный рейтинг. Как всегда - жду ваши варианты :-) ТАСС уполномочен заявить (1984 год/СССР/ режиссёр Владимир Фокин) Экранизация произведения Юлиана Семенова, которая получилась намного ...
Archewell готов к работе. Сайт, посвященный новой инициативе Меган и Гарри, находится здесь: https://archewell.com/ Очень скромное, некричащее оформление. есть функция подписки по электронной почте, чтобы последователи Сассекских могли зарегистрироваться, чтобы узнать больше о ...