Крылатый металл
vikond65 — 15.04.2023Ровно 105 лет назад, 15 апреля 1918 года, из сборочного цеха завода фирмы "Юнкерс" в Дессау выкатили опытный экземпляр первого в мире цельнометаллического истребителя "Юнкерс" J-9. После принятия на вооружение самолету присвоили военный индекс D.I. Это была поистине революционная машина не только по материалу и технологиям, но и по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана без расчалок и подкосов.
Каркас самолета был склепан из тонких дюралюминиевых труб, а обшивка выполнена из гофрированной дюралевой фольги. Гофр придавал ей дополнительную жесткость и прочность. На самолете стоял 160-сильный мотор "Мерседес" с лобовым радиатором и двухлопастным деревянным винтом. Вооружение было стандартным для тогдашних немецких истребителей - два синхронных пулемета "Шпандау"
Истребители монопланной схемы получили распространение только в 1930-е годы, а изделие Юнкерса опередило свое время почти на полтора десятилетия. На фоне деревянных, обтянутых полотном "этажерок" J-9 смотрелся как фантастический пришелец из будущего. На испытаниях самолет, продемонстрировал отличную скороподъемность и рекордную для тогдашних германских истребителей скорость 200 км/ч. А установка более мощного 185-сильного двигателя BMW позволила повысить скорость до 225 км/ч, что сделало "Юнкерс" самым быстрым истребителем Первой мировой войны.
Важным достоинством машины была ее долговечность. Металллическая конструкция обладала гораздо более высокой стойкостью к атмосферным воздействиям, особенно - к влаге и сырости, чем деревянные рейки, фанера и ткань. "Юнкерсы", в отличие от других самолетов тех времен, допускали длительное хранение под открытым небом, достаточно было лишь укрыть брезентом двигатель, винт и кабину.
Машина также отличалась устойчивостью и легкостью в управлении, но в горизонтальной маневренности она проигрывала бипланам за счет более высокой удельной нагрузки на крыло. Кроме того "Юнкерс" имел более длинную, чем у двукрылых машин, взлетно-посадочную дистанцию, затруднявшую его использование на небольших прифронтовых аэродромах.
Тем не менее, необычный самолет оценили в целом положительно и заказали постройку 100 серийных экземпляров, из которых до конца войны успели построить всего лишь девять. Еще 31 собрали уже после подписания перемирия, но повоевать им все же пришлось. Эти "Юнкерсы" поступили на вооружение германского добровольческого корпуса генерала фон дер Гольца, воевавшего в 1919 году против большевиков в Прибалтике.
Более подробно о "Юнкерсе" D.I можно прочесть здесь. Это перепечатка моей и Анатолия Демина статьи "Авиамастере", когда-то выходившем на бумаге.
"Юнкерс" J-7 - невооруженный предшественник первого цельнометаллического истребителя, на котором была отработана конструкция и аэродинмика машины.
"Юнкерс" в разрезе. Хорошо виден его ажурный каркас.
Вверху - два варианта камуфляжных окрасок "Юнкерсов" D.I. Внизу - двухместная разведывательно-штурмовая модификация истребителя под обозначением "Юнкерс" CL.I. Данная машина, принадлежавшая корпусу фон дер Гольца, была захвачена красноармейцами на территории Литвы и вывезена для изучения в Москву, став первым цельнометаллическим самолетом в России.
Поддержка блога:
ЮMoney: 410015543881494
Visa Сбербанк: 4276 3801 3575 2918
|
</> |