«Крик». Отражение отражений
pasha_popolam — 01.01.2022Я вот тут подумал, почему меня всегда привлекали фильмы Крайвена? Начиная еще с того самого первого «Кошмара на улице Вязов», посмотренного в конце 80х на VHS. Что-то ведь есть в них кроме изобретательного сюжета и сочного видеоряда, что привлекает внимание, учитывая что я вовсе не фанат ужастиков и даже не смотрел ни «Пятница 13», ни «Хэллоуин». Смотрел я правда «У холмов есть глаза» и даже пробовал выложить в полустебной форме свои соображения о социальном подтексте картины. Тогда же, кстати я и узнал, в порядке общего кругозора, о том что Крайвен вовсе не хрен с бугра, а имеет довольно серьезное академическое образование. Ну и само-собой, от чувака занимавшегося серьезной научной работой, а потом снимавшего порно, мы вполне себе имеем творчество поразительного зашквара. Здесь, в крутом замесе пребывают нарочитая эксплуатация и практически научно-исследовательская глубина. Все это кстати, о застарелой проблеме перехода эксплуатации в арт-хаус, к которой я с разных сторон пытаюсь подступиться.
В этом отношении франшизу «Крик» можно вполне считать вершиной режиссерских изысканий Уэса. Чувак снимал франшизу 16 лет, а четвертый «Крик» и стал последним фильмом Крайвена. Через четыре года Уэс умер от онкологии, однако успев заработать около 600!млн для Dimension Films. И это при том что фильмы вовсе не грузят насилием, сексом и прочими ништяками, а являются по сути черными комедиями. Черных комедий однако наснимали огромное количество, но далеко не все они собрали такую чудовищную кассу. Значит было в «Крике», что-то еще, а что я и попытаюсь разобраться.
Во-первых, злободневность. Изначально, сценарий «Крика» писался Уильямсоном под впечатлением дела Дэнни Роллинга, прогремевшим в начале 90х (о нем ниже), а после по мере выхода очередной части франшизы, в обстановке накрывающей волны подростковой преступности, бессмысленной и беспощадной. Среди прочих, многие преступления откровенно косплеили фильм, да и сами преступники утверждали что действовали под влиянием франшизы. К примеру, в 1998 году 16 летний Марио Падилья со своим двоюродным братом нанес 45 ножевых ранений своей собственной матери, а после на суде утверждал что вдохновлялся «Криком» и «Криком 2». В 1999 году 14 летние подростки Гилл и Фуллер, нанесли несколько ножевых ранений 13 летней знакомой. Все это достигло апогея к 1999 году – Колумбайнской бойне, как раз перед выпуском третьей части, а в 2001 переместилось в Европу: французы и бельгийцы принялись ацки резать своих подружек, причем одевали при этом костюм «призрачного лица». Судьи однако всякий раз избегали прямых параллелей с фильмом и сдается что Бобу Вайнштейну приходилось изворачиваться при этом как уж на сковороде.
Во-вторых, фильм (в дальнейшем буду объединять франшизу в одном термине, так как каждое следующее продолжение только усиливало изначальную идею, не привнося новые) выразил самый актуальный для 90х философский посыл в кинематографе и литературе, а именно постмодернистская игра в симуляцию. А именно, полная и окончательная замена реальности на «образ реальности». Это когда фильмы снимаются не о преступлении, а о «фильмах о преступлении». В «Крике» подобная репрезентация достигла практически высшей точки, когда «фильм в фильме» стал постепенно «фильмом фильма в фильме», а кое-где еще и «театром в фильме», и даже «телевидением в фильме». Герой при этом полностью лишался индивидуальных черт и сколько было серьезной мотивации. Это практически безликий обыватель с грустным выражением маски, неуклюжий в своих движениях, закомплексованный и легко-заменимый. Это такой современный мечтатель, в идеале некая «звезда тв», или «звезда экрана», или «звезда тик-тока», нужное вписать. По сути не герой, а «образ героя» или «призрачный герой» - симулякр. Выпилить такого практически невозможно, форма просто заполняется новым содержанием.
В-третьих собственно форма подачи. Это картонность локаций, гипертрофированная реалистичность насилия и стеб доведенный до фарсовой степени. Все это входило в ацкое противоречие и размывало границы реальности и вымысла, предвещая скорый приход еще одной реальности – виртуальной. Собственно четвертый «Крик» уже вполне обозначил эту последнюю ступень, введя в сюжет элементы глобальной сети, веб слежку и пр. прелести современной жизни. Именно данный подход выражал основную философию условного «поколения миллениум». Безликий, а потому не убиваемый, молодой герой невротик противостоит картонному обществу обывателей, вспарывая его всеми возможными способами, с привлечением всего столетнего кинематографического опыта, а кое-где и перерабатывая его. Таким образом фильм по форме являлся еще и синефильским интерактивом, весьма увлекательным для фанатов хоррора.
Что же касается той самой истории положившей начало сценарию Кевина Уильямсона, то она явилась весьма показательной, и позволила прочувствовать мотивацию создателей. История касается так называемого дела «Генсвиллского потрошителя». Дениэл Роллинг был уроженцем Луизианы, типом весьма асоциальным и в то же время артистической натурой. В 1990 году Денни зарезал пятерых студенток в городе Генсвилл что во Флориде. Преступления были совершены с ацкой жестокостью, очень хладнокровно, преступник попытался создать еще и некую инсталляцию, кроме того жертвы были изнасилованы, а некоторые обезглавлены.
Преступление довольно скоро связали с аналогичным, произошедшим годом ранее в Швипорте Луизиана. Тогда была вырезана семья в их собственном доме. Были убиты отец, его 24 летняя дочь и ее 8 летний сын, причем тело молодой женщины было вычищено и выставлено в замысловатой позе. Денни Роллинг был найден довольно быстро, помогло заявление знакомых из Швипорта, однако судить «потрошителя» решили во Флориде, с ее жесткими законами и гарантированной «вышкой».
Следствие и разбирательство длилось четыре года. Роллинг был приговорен к смертельной инъекции. Все время проведенное в заключении Денни проводил за сочинением стихов, писал песни и рисовал картины как Чарли Мэнсон. Исполнение осуществилось в 2006 году. На суде Роллинг раскрыл свой главный мотив, а именно прославится и стать «суперзвездой» как Тед Банди. Кстати говоря, тот самый «суперзвезда» Тед Банди, которого многие считают прототипом еще одного культового фильма по имени Ганнибал Лектор, был казнен в 1989 году, тело его было кремировано в Генсвилле, а прах развеян где-то в Каскадных горах. Через десять месяцев Денни Роллинг совершил свое первое убийство, однако ему не суждено было даже приблизится к «славе» «Харизматичного маньяка» Банди. В том числе и по количеству отражений в разных произведениях. Эта тема правда, требует отдельного раскрытия.