Крейсера-5. "Аврора". Октябрь.

К сегодняшней дате лучше всего подойдет пост о крейсере, ставшим одним из символов установления Советской власти. Именно «Аврора» и ее холостой сигнальный выстрел стали важной частью советского нарратива о штурме Зимнего дворца и символом Октябрьской революции.

«Аврора» была одним из крейсеров-разведчиков в серии из трех кораблей, построенных на рубеже ХIХ-ХХ веков. «Аврора» заложена в 1897 г., спущена на воду в 1900 г., вступила в строй в 1903 г. Все три крейсера назывались именами античных богинь: «Диана», «Паллада», «Аврора». Все три корабля участвовали в русско-японской войне. «Диана» сумела прорваться из осажденного Порт-Артура, «Паллада» была потоплена в гавани этой крепости (позже поднята японцами и служила в составе их флота). «Аврора» шла на Дальний Восток в составе эскадры Рожественского и принимала участие в Цусимском сражении (крейсер был поврежден, погиб командир корабля капитан 1 ранга Егорьев и 14 матросов, 8 офицеров и 69 нижних чинов были ранены). Сама «Аврора» вместе с крейсерами «Жемчуг» и «Олег» отступила из Корейского пролива на юг, дошла до Манилы, где и была интернирована.
Уже устаревший крейсер участвовал в Первой мировой войне на Балтийском море, однако активной роли не играл. С ноября 1916 г. по ноябрь 1917 г. находился на капитальном ремонте. Именно в этот период экипаж корабля участвовал в революционных событиях. В Феврале на «Авроре» матросами был убит командир корабля капитан 1 ранга Никольский. А в Октябре крейсер вошел в Неву, угрожая орудиями Зимнему дворцу. Именно холостой выстрел из носового орудия стал сигналом к штурму дворца.
В годы Гражданской войны корабль был в руках красных, но не использовался — был с 1918 по 1922 на долговременном хранении. А его орудия были сняты и отправлены на сухопутный фронт. После окончания войны однотипная «Диана» пошла на слом, но «Аврору» отремонтировали и превратили в учебный крейсер, несший активную службу в 1920-е гг.
В начале Великой Отечественной войны старый корабль был разоружен. 30 сентября 1941 г. от попаданий немецких снарядов лег на грунт в Ораниенбауме. В 1944 г. поднят, в 1945 г. начат ремонт. В 1948 г. поставлен на прикол на набережной Большой Невки. Сейчас это музей. Причем это не только корабль революции, но и один из двух сохранившихся участников Русско-японской войны (а кто назовет второго сохранившегося участника?)
1.Крейсер «Аврора» в 1903 г. на испытаниях.

2. «Аврора» в Манильском порту после Цусимского сражения. Видны боевые повреждения.

3. Пробоина в борту крейсера

4. В составе императорского флота. Точный год не установил.

5. «Аврора» накануне Великой Отечественной войны.

6. Современное состояние — на стоянке.

7. Проход по Неве на буксире в 2016 году

8. Корабль в сухом доке на ремонте

О систершипе крейсере «Диана» можно прочитать здесь
|
</> |