Крейсер «Жюрьен де ла Гравьер»

топ 100 блогов sergiovillaggio20.03.2023 Продолжаю переводить статьи по любопытным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914".
И вот какая картина нарисовалась. В общей сложности во французском флоте было семь бронепалубных крейсеров 1-го класса:
- "Сфаксу" отведена большая часть в работе Дмитрия Якимовича;
- про "Таж" мы говорили в прошлый раз;
- "Сесилль" удостоился целой монографии Романа Владимирова;
- по "Д'Анткасто" был выпуск "Морской коллекции" Дмитрия Якимовича;
- про "Шаторено" и "Гишен" выходила монография Дмитрия Якимовича;
- и вот последний. Читаем, наслаждаемся, не забываем оставлять комментарии.

Крейсер «Жюрьен де ла Гравьер»

Кораблестроительная программа на 1896 год, принятая 14 мая 1895 г., включала постройку крейсера 1-го класса для службы на заморских станциях, близкого к «Д’Антркасто» или «Жанне д’Арк» в варианте проекта (С2) инженера Требуля, а также крейсера 2-го класса типа «Катинэ», получившего наименование «Жюрьен де ла Гравьер» (Е5). Бюджетная комиссия решением от 13 июля 1895 г. исключила из программы все крейсера-стационеры (croiseurs de station), включая эти два, и 24 октября 1895 г.  аннулировала выданные кредиты на их постройку.

При обсуждении спецификации на крейсер-стационер программы 1897 года морской министр Эдуар Лакруа счел первый проект слишком большим, а второй – слишком слабым. Эмиль Бертэн согласился с тем, что увеличенные размеры «Д’Антркасто» делают его слишком дорогим для службы в качестве стационера. При этом он указал на почти полное отсутствие во французском флоте быстроходных кораблей с медной обшивкой днища, пригодных для службы на заморских станциях.

Утвержденная Локруа программа 1897 года включала постройку двух крейсеров-стационеров 1-го класса: одного в Арсенале Бреста под номером С3 и одного по контракту на частном предприятии под номером С’1. В апреле 1896 года Бертэн представил Локруа проект 5500-тонного быстроходного крейсера 1-го класса с медной обшивкой, значительно уменьшенного по сравнению с «Д’Антркасто», указав, что его постройка была существенно ускорена отменой кредитов на «Жюрьен де ла Гравьер» в октябре 1895 года. Будучи удешевленным и имея медную обшивку для службы на заморских станциях, этот корабль мог бы оказаться полезным и в качестве разведчика для флота в европейских водах. В 1906 году Бертэн писал, что, по его мнению, идеальный флот должен состоять из эскадры линкоров типа «Патри» с крейсерами-разведчиками типа «Жюрьен де ла Гравьер» и небольшими 3000-тонными посыльными судами, а его 23-узловые броненосные крейсера должны использоваться для ведения боевых действий на удаленных коммуникациях в Мировом океане.

В конце апреля 1896 года Беснар сменил Локруа на посту морского министра, и в конце июня была принята пересмотренная программа, в которой сохранились оба внесенных Локруа крейсера-стационера 1-го класса – правда, теперь в виде 5500-тонных кораблей под номерами D2 для намеченного к постройке арсеналом Лориана и D3 для передаваемого частной верфи. Беснар передал разработанный Бертэном проект 5500-тонного крейсера на рассмотрение Строительного совета, который рассмотрел его 20 октября 1896 г. Совет отклонил проект: вопросы вызвали дальность плавания 10-узловым ходом, надежность машин при заявленном весе и применение котлов Нормана-Сигоди. Также возникли жалобы на то, что спецификация, по которой он разрабатывался, не была представлена Совету. Отмечалось, что корабль, несущий флаг контр-адмирала, командующего эскадрой на отдаленной станции, должен иметь способность участвовать в бою, а в представленном проекте такая отсутствовала. Однако было отмечено, что если министр Беснар и Кабинет имеют желание строить корабль, что в проект рекомендуется внести некоторые изменения.

7 ноября 1896 г. Беснар дал указание Бертэну внести эти изменения, после чего 20 ноября заказал крейсер D2, получивший наименование «Жюрьен де ла Гравьер», арсеналу Лориана, а машины для него 9 декабря – предприятию «Индрэ». В списки флота корабль внесли в январе 1897 года как крейсер 1-го класса (croiseur de 1re classe). Крейсер D3 в итоге не стали строить по тому же проекту, заказав вместо него броненосный крейсер-стационер «Дюпле».

Корабль имел стальной корпус, обшитый деревом, четыре дымовых трубы, сгруппированных парами, и две мачты-однодревки. На испытаниях крейсер не развил проектной 23-узловой скорости; наилучший результат, достигнутый 10 февраля 1903 г., составил 22,88 узла при мощности 18 401,34 инд. л.с., средней частоте вращения винтов 175,97 об./мин и давлении пара 17,148 атм.

«Жюрьен де ла Гравьер» страдал от высокого расхода угля, что серьезно ограничивало его дальность плавания, от валкости и от вибраций на высокой скорости. Вибрация, вызванная легкостью подкреплений, становилась опасной для набора корпуса и корабельных трубопроводов при 95 оборотах в минуту, что, к несчастью, соответствовало его экономической скорости. Большую часть карьеры он провел в составе главных сил флота, причем с 1913 года до конца Первой мировой войны числился репетичным кораблем (répétiteur), чья задача заключалась в транслировании сигналов и передаче приказов с флагманского корабля на другие корабли флота.

«Жюрьен де ла Гравьер» («Jurien de la Gravière») заложен 17 ноября 1897 г., спущен на воду 26 июня 1899 г., подготовлен к испытаниям 15 мая 1901 г. и вошел в строй 16 июня 1903 г. Крейсер строился по программе 1897 года, но с использованием некоторых средств, оставшихся от программы 1896 года. Установка машин произведена в период с 7 мая 1900 г. по 5 марта 1902 г. Испытания завершены 5 июня 1903 г. Покинул Лориан 25 июля 1903 г., чтобы заменить крейсер «Д’Эстре» на Атлантической станции. С 9 марта 1907 г. по 8 марта 1911 г. находился в резерве в Лориане. В апреле 1911 г. перешел в Тулон; в 1912 году служил в Марокко и Леванте. В мае 1913 года придан как репетичный корабль 1-й Морской армии (1re Armeé Navale). По окончании Первой мировой войны находился в качестве стационера в Бейруте, в октябре 1920 года сменен «Кассаром». 1 марта 1920 г. переклассифицирован в легкий крейсер (croiseur léger). Исключен из состава флота 27 июля 1921 г., намечавшаяся в марте 1921 года продажа Румынии не состоялась, и 5 октября 1921 г. крейсер выставлен на продажу. Продан на слом 28 декабря 1922 г. мсье М. Барторелло и разобран в Вильфранше.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 6167,555 т
длина между перпендикулярами 137,0 м, наибольшая 138,9 м, ширина 15,04 м (наибольшая по спонсонам 17,1 м), осадка средняя 6,379 м, наибольшая кормой 7,009 м;
три четырехцилиндровых вертикальных паровых машины тройного расширения (диаметры цилиндров 870, 1290 и 1360 (2) мм, ход поршня 700 мм), 24 водотрубных котла Гийо-дю Темпля (18 атм.);
мощность проектная 17 400 л.с. при 180 об./мин;
скорость 23 уз;
запас угля 1109 т;
дальность плавания 4787,81 (10,4875) миль;
бронирование:
броневая палуба из экстра-мягкой стали: а) в средней части над машинами и торпедными аппаратами 25 мм в плоской части, верхний скос 45 мм, нижний скос 25 мм; б) в нос и в корму от этого, над котлами и погребами, 15 мм в плоской части, верхний скос 35 мм, нижний скос 15 мм; в) в самом носу 10 мм. На всем протяжении бронепалуба укладывалась поверх 20-мм палубного настила;
щиты орудий 72 мм;
боевая рубка 100 мм специальной стали;
вооружение: восемь 164-мм/45 орудий М1893, десять 47-мм/40 скорострельных пушек М1885, шесть 37-мм/20 скорострельных пушек М1885, две 65-мм/16 десантных пушки М1881, два подводных 450-мм торпедных аппарата М1892;
прожекторы: шесть 60-см;
экипаж: 478 чел.
Крейсер «Жюрьен де ла Гравьер»

Крейсер «Жюрьен де ла Гравьер»
«Жюрьен де ла Гравьер» на ходовых испытаниях

Заглавное фото: крейсер в 1899 году.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
....ага, нормальный летний дождь. Были с утра на Тургояке, потом в Сыростане - ничто не предвещало. Пока я не увидел вдруг среди ясного неба молнию где-то там, на западе. Решил, что флуктуация :) Ехали в Златоуст через Атлян - упали первые редкие капли, ...
ОТЛИЧНОЙ СУББОТЫ..! Способность к анализу не следует смешивать с простой изобретательностью, ибо аналитик всегда изобретателен, тогда как не всякий изобретательный человек способен к анализу. Убийство на улице Морг (Эдгар Аллан По) ГОТОВЬ ...
Счастлив тот, кто умеет каждый день находить мельчайшие позитивные срезы в каждом прожитом мгновении! Надо просто ловить момент и наслаждаться маленькими радостями жизни. Маленькие радости однажды рано или поздно сложатся в большое счастье. Пару часов назад позвонил известный ...
Почему люди смеются над глупыми шутками и с удовольствием смотрят глупые фильмы и эстрадные номера? Потому что чужая глупость умиляет и доставляет удовольствие – ты не так глуп, как они. А совсем умным людям интересно наблюдать за проявлением человеческой глупости – есть в ней что-то ...
Начинаю показывать наш летний мега-отпуск, сначала Беларусь, а точнее Гродно. В Гродно и самом западном и «польско-литовском» регионе были впервые, очень хотелось увидеть побольше ...