Крейсер "Аврора"

Николай Гущенский постоянно находит и делится с трудящимися интересными документами из ленинградских архивов.
Вот, вероятно, одно из первых, если не первое, предложение о преобразовании «Авроры» в мемориальный комплекс.

________________________
Фотография - Янов Н. П. Крейсер "Аврора" на стоянке в день 7 ноября
1940 г. ЦВММ МО РФ goskatalog.ru/portal/#/c...
Изучая предвоенную историю крейсера "Аврора", выявил давно интересовавший меня архивный документ о попытке его сохранения в 1941 году. Публикую его ниже, впервые вводя в научный оборот.
Введение. В 1973 году бывший командир 4-й бригады подводных
лодок КБФ А.И. Матвеев вспоминал: "...незадолго до начала Великой
Отечественной войны... легендарный корабль входил в соединение
подводных лодок, - которым я командовал, - как плавучая база для
размещения личного состава. Всякий раз с волнением приходил я на
крейсер. Корабль был порядком изношен, особенно машины и механизмы.
Но корпус находился в удовлетворительном состоянии. Раздавались
тогда голоса о списании «Авроры». Вот и возникла у меня мысль: а не
сделать ли крейсер мемориальным кораблем, не поставить ли его на
вечную стоянку? Я написал об этом письмо Народному комиссару
Военно-Морского Флота в 1940 г. Предложение получило одобрение. Но
осуществить его помешала война. 24 августа 1944 года Ленинградский
Совет депутатов трудящихся принял постановление установить
исторический корабль навечно в Ленинграде. В моем личном архиве
есть особенно дорогая мне фотография: на ней крейсер "Аврора» и
памятная надпись: «Ветерану Военно-Морского Флота СССР Александру
Ивановичу Матвееву, предложившему установить Краснознаменный
крейсер «Аврора» на вечную стоянку. Командир крейсера капитан 3
ранга Ю. Федоров. 1967 г.». (Морской Сборник № 11 за 1973
г.)Впоследствии архивную цитату из упомянутого в статье письма
опубликовал В.П.Кусков в "Корабли Октября" (1984) - см. главу
"Аврора". (militera.lib.ru/tw/kuskov_...)В
свою очередь полный текст письма А.И.Матвеева распространялся также
и на трофейную английскую подводную лодку "Л-55":ЦВМА МО РФ, Ф. 14,
Оп. 47, Д.322Исх. № 37с
20.01.1941 г.
4-я Бригада Подлодок КБФВход. № 184с
28.01.1941 г.
Секретариат Зам. Наркома ВМФТОВ. НАРОДНЫЙ КОМИССАР
До поступления в Военно-Морскую Академию, командуя 4-й Бригадой
Подлодок КБФ в состав которой входил Краснознамённый Крейсер
«АВРОРА» и подводная лодка «Л-55», - я имел возможность подробно
ознакомиться с техническим состоянием данных кораблей, почему
считаю, что возможность их использования для тех или иных целей
флота ограничена или требует больших материальных затрат для
капитального ремонта, что является не рациональным и
нерентабельным.
Поэтому предлагаю через 3 – 4 года данные корабли для популяризации
идей Военно-Морского Флота превратить в филиалы Военно-Морского
Музея.
Данная мысль не является новой, т.к. в Англии до сих пор
сохраняется корабль Нельсона «Виктория» и в Японии на одном из
русских броненосцев создан Военно-Морской музей Русско-Японской
войны.
КРЕЙСЕР «АВРОРА»:
1. На данный момент фактически не имеет второго дна –
проржавело.
2. Продольные и поперечные крепления в районе угольных ям
отсутствуют – проржавели.
3. Котельное хозяйство в угрожаемом положении (котлы могут
провалиться) – проржавели фундаменты.
Конечно Кр. Кр. «Аврора» ещё можно использовать, как блокшив или не
передвигающуюся базу для военно-морской подготовки, но не долго:
техническое состояние не позволит, а отправлять в будущем этот
исторический корабль на слом нецелесообразно: с крейсером «АВРОРА»
связана подготовка всех наших военно-морских кадров, Крейсер
«АВРОРА» будет ценен для показа истории нашего флота и
революционного движения, как возвестивший 25 октября 1917 года
началом новой эры – эры Великой Социалистической Революции.
Крейсер можно поставить в Ленинграде, подобрав место удачное по
композиции с архитектурой города. Кессонным способом установить его
на бетонный, водоизолированный фундамент, чтобы на вечные времена
требовалось бы докования.
Детали данного вопроса может, конечно, подработать соответствующая
комиссия.
ПОДЛОДКА «Л-55»:
1. Состояние корпуса уже не выдерживает больших глубин
погружения.
2. Системы и устройства внутри ПЛ требуют капитального ремонта,
исключая дизеля.
3. Подлодка не серийная – учебной и боевой ценности не
представляет.
Её можно вытащить на берег в Ленинграде, соответственно
переоборудовать (придав внутри ей прежний «английский» вид)
поставить, например против современного Военно-Морского музея на
площадке между Росстральными колоннами, как военный трофей, как
документ иностранной интервенции и героического прошлого и славы
нашего Военно-Морского Флота.
Капитан 2 ранга МАТВЕЕВ
19 января 1941 г.
Ораниенбаум
Экз:
№ 1 Народному Комиссару
№ 2 Начальнику Военно-Морского музея
№ 3 в делах у тов. Матвеева
РЕЗОЛЮЦИИ:
N 1 «Переговорить с тов…. [прим.: не разобрать фамилию]….» - Нарком
адм. Н.Г.Кузнецов.
N 2 «Тов. Ашанину. Народный Комиссар считает в настоящее время не ставить этот вопрос для решения. 10.02.41».
К письму прилагался ответ:13 февраля 1941 г.
№ 340с
Командиру 4-й Бригады Подлодок КБФ
Капитану 2 ранга тов. Матвееву
г. Ораниенбаум
Ваше предложение об организации филиалов Военно-Морского музея
на крейсере «АВРОРА» и ПЛ «Л-55», Народному Комиссару ВМФ адмиралу
тов. КУЗНЕЦОВУ – доложено. Вопрос будет решён позднее.
Капитан 1 ранга АШАНИН
Примечание 1: Жалко, что Л-55 не замемориалили. Вот было б владычице морей обидно!
Примечание 2: А Матвеев про русский броненосец спутал с «Микасой» или действительно был такой музей в Японии?
|
</> |