Крест на Святую Софию

Как Москва — Третий Рим пыталась восстановить Рим Второй, от
рождения этого проекта до его гибели.
К 1917 году Российская Империя могла стать Восточной Римской как
никогда близко, со времен обещания англичанкой проливов в 1915. Но
либерда, а потом большевистская сволочь украли у Русских не только
высокую миссию восстановления Христианства в Граде Константина
Великого, но и саму Империю и Веру, но это уже другая история.
Выдержки из статьи об истории Мраморного Дворца Ю.В. Трубинова, – очень содержательной, и одновременно несколько дерзновенной по своему мистическому пафосу, – основной тезис которой «в сухом остатке» звучит так: «В течение нескольких поколений все действительные владельцы дворца носили имя Константин» [4].
«… Тот, кому, казалось бы, самой Императрицей Екатериной II предназначалось строившееся на берегу Невы “Здание благодарности” … князь Григорий Орлов [1734–1783] умер незадолго до завершения Мраморного дворца. Но уже тогда красовался … высеченный на аттике северного фасада дворца герб Орлова с парадоксальным девизом, гласившим “Fortitudine et сonstantia” (“Твердостью и постоянством”) [5].
... Constantia – 1) неизмѣнность, постоянство, [напр. const. Stellarum: движенія звѣздъ]; 2) постоянство, твердость, стойкость, настойчивость [6].
… Отнюдь не случайно в девизе звучит термин сonstantia, созвучный имени грядущего владельца: Константин.
… Кроме того, вряд ли как случайное явление можно расценивать замысел зодчего Ринальди полностью повторить схему построения древнеримской триумфальной арки Константина в центральной части главного фасада Мраморного дворца. Constantia – Константин – постоянство.


… Более десяти лет после смерти Орлова дворец ждал своего
истинного хозяина, который, наконец, явился под именем Константин.
Возникновением феномена этого имени Мраморный дворец обязан все той
же Екатерине II. Именно она (а не родители) дала своему второму
внуку, появившемуся на свет 27 апреля 1779 г., это имя …
В то время Екатерину занимала … мысль о восстановлении
Византийской империи, погибшей в 1453 г. после захвата
столицы Константинополя турецкими войсками. Сущность …
“греческого проекта” заключалась в том, чтобы изгнать турок из
Европы, овладеть Константинополем и, восстановив там древний
престол византийских императоров, посадить на него одного из
Великих Князей Русского Императорского Дома. Большинство
же византийских императоров на протяжении существования этого
государства носило имя Константин, начиная от Константина I
Великого (ок. 280–337), кончая Константином XII Палеологом
(1449–1453). Именно в честь Константина Великого … наречен
был Императрицей Екатериной в качестве предполагаемого главы
задуманного ею к возрождению византийского престола второй сын
Великого Князя Павла Петровича. Намерения Екатерины были
настолько серьезны, что даже на медали, выбитой в честь рождения
Великого Князя Константина, она повелела изобразить древний
храм святой Софии – символ Константинополя.

Именно ему впоследствии, 15 февраля 1796 г., Екатерина II жалует дворец в качестве свадебного подарка.
По смерти Екатерины, Император Павел I весной 1797 г. приглашает опального Короля Польши Станислава Понятовского (1732–1798) в Петербург, с предоставлением в его распоряжение Мраморного дворца в качестве зимней резиденции. Но Король вскоре умирает.
… После этого во Дворец возвратился его законный владелец Великий Князь Константин Павлович. Отныне юридически дворец принадлежал ему, несмотря на то что последнюю треть своей жизни Цесаревич провел за границей. Вскоре после смерти Константина Павловича [1779–1831] Император Николай I указом от 6 марта 1832 г. жалует Мраморный дворец своему второму сыну Великому Князю Константину Николаевичу [1827–1892] [7], в течение шестидесяти лет владевшему Мраморным дворцом. Именно тогда, в середине XIX в., это имя оказалось включенным даже в название самого дворца, вытеснив в делопроизводстве название “Мраморный” … в декабре 1849 г. изданием указа, который гласил: “Мраморный дворец со всеми убранствами и принадлежащим к нему служебным домом, Всемилостивейше жалуя в дар Его Императорскому Высочеству в вечное и потомственное Его Высочества владение, Повелеваю дворец сей именовать Константиновским” [8]. … [однако] новое название Мраморного дворца в Петербурге не прижилось [9]
При Императоре Николае I, в молодые годы Константина Николаевича, идея завоевания Константинополя получила новую жизнь, что следует из заключительного абзаца книги, выпущенной в память 10–летней годовщины посещения 17-летним Великим Князем в 1845 г. былой столицы Византийской Империи. Лишь неудачи в Крымской войне, вызвавшие безвременную кончину Николая, развеяли на тот период надежды на русский Царьград и возвращение православным его Святой Софии.


[4] Трубинов Ю.В. (Государственный Русский музей, Мраморный дворец). Святой Константин – небесный покровитель владельцев Мраморного дворца. – Константиновские чтения – 2015. Константиновичи – семья, традиции, деятельность на благо России. Сб. матер. научн. конф. 28 октября 2015 г. СПб.: Гос. комплекс «Дворец конгрессов», 2015. С. 177-207.
[5] Описание герба Орловых. См.: История родов русского дворянства: в 2 кн. М., 1991. Кн. 2. С. 39. – Прим. Ю.В. Трубинова.
[6] Шульц Г. Латинско-русский словарь, приспособленный к гимназическому курсу / Сост. Г. Шульц. – 12-е изд. СПб.: тип. Э. Праца, 1912 (618 с.)
[7] РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 495. Л. 4. – Прим. Ю.В. Трубинова.
[8] РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 495. Л. 22. – Прим. Ю.В. Трубинова.
[9] Трубинов Ю.В. (Государственный Русский музей, Мраморный дворец). Святой Константин – небесный покровитель владельцев Мраморного дворца. – Константиновские чтения – 2015. Константиновичи – семья, традиции, деятельность на благо России. Сб. матер. научн. конф. 28 октября 2015 г. СПб.: Гос. комплекс «Дворец конгрессов», 2015. С. 177-181.
|
</> |