Кресло пилота Airbus-320

топ 100 блогов engineering_ru25.08.2014 Снова понедельник; и поэтому я расскажу о пилотских креслах.
Кресло пилота Airbus-320


Два принципиально одинаковых, но устроенных зеркально относительно продольной оси кресла установлены в кабине. Спереди, по бокам от пьедестала (среднего пульта).
Те пилоты, которые их занимают, непосредственно управляют самолётом.
Сзади них могут быть одно или два дополнительных кресла. Они предназначены для 3-го и 4-го оккупантов (такое официальное название). Эти два кресла мы сегодня не будем рассматривать, так как их ценность и интересность по сравнению с основными креслами ничтожна.
Также иногда я буду сравнивать Эйрбасовские кресла с Боинговскими, не показывая эти последние. Так что вам придётся, как обычно, верить мне на слово.

Итак.

Пилотские кресла подвижны.
Они могут перемещаться вперёд-назад и, в крайнем заднем положении, ещё и уезжают в сторону борта.
Это сделано потому, что пилотам во время полёта надо иметь возможность дотянуться до многих элементов кабины как одному, так и другому - так что далеко друг от друга пилотов размещать не получается.
Но между пилотами находится центральный пульт ("пьедестал"), и он мешает пилотам нормально занять своё место, когда кресло придвинуто вперёд.
Уезжая назад и к борту, кресло позволяет более или менее нормально пройти пилоту между пьедесталом и креслом.

Кресло пилота держится на основании, прикрученном к полу восемью болтами (по два с каждого угла):
Кресло пилота Airbus-320
Сразу видно, что кресло крепится к полу неподвижно.
Это - основное отличие от Боингов, на которых кресла ездят по рельсам, прикреплённым к полу.
Тут же механизм перемещения кресла находится в его конструкции.

Помимо основания, мы сразу видим много интересного; так что приглядимся внимательнее к сидушке и её окружению.
Кресло пилота Airbus-320

Посредине подушки находятся два переключателя:
Кресло пилота Airbus-320
Они управляют электромотором, который через редукторы и зубчатые рейки перемещает кресло по вертикали и по горизонтали.
Работает он от трёхфазного тока 115/200В 400Гц.

В углу кресла находятся ручные регулировки:
Кресло пилота Airbus-320
два барабанчика позволяют регулировать поясничный подпор,
а нижние три ручки:
V - ручное управление перемещением кресла по вертикали,
H - перемещение по горизонтали,
R - наклон спинки.
Эти ручки связаны со стопорами соответствующего положения кресла и только позволяют разблокировать кресло; а перемещать его надо вручную. В общем, ручки H и V - это запасные на случай неработающего электропривода.
Ручка "Lock-Unlock" управляет стопором плечевых ремней.
Кресло пилота Airbus-320

Система привязных ремней тут пятиточечная - две половинки поясного ремня, два плечевых, и один - в промежности.
Кресло пилота Airbus-320
Все ремни застёгиваются в один замок.
Кресло пилота Airbus-320
Расстёгиваются они одновременно - поворотом диска на передней стороне замка на четверть оборота.
Плечевые ремни имеют инерционные катушки, которые позволяют небыстро вытягивать эти ремни, но блокируют их быстрое движение. Как уже упоминалось выше, для плечевых ремней существует рукоятка стопорения на боковой поверхности спинки. Застопорённые катушки не позволяют ремням двигаться вообще.

Вид снизу кресла мало кому доступен и потому интересен :)
Кресло пилота Airbus-320
Видны продольные рельсы по бокам платформы, и устройство для поперечного перемещения.
В верхней части снимка можно разглядеть лампочки (к ним подходят провода).
По одной лампочке расположено в каждом углу снизу кресла. Они подсвечивают пространство вокруг кресла.
Не все знают и про АЗСы (автоматы защиты) по питанию электромотора, которые находятся также на нижней поверхности кресла, но спереди. Бывает, кресло не перемещается электрически при выбивании их. В таком случае дефект, возможно, удастся легко устранить, воткнув их в рабочее положение.
В правой части кадра, ближе к верху, можно пронаблюдать тросики в чёрной оболочке. Они проходят от ручек механического управления креслом по вертикали и по горизонтали.

Электропривод кресла питается через кабель, проходящий через основание со стороны борта.
Кресло пилота Airbus-320
Кресло соединяется с бортовой сетью через разъём на нижней поверхности основания, и поэтому для отсоединения этого разъёма при снятии кресла приходится лезть в технический отсек под полом.

Подголовник может регулироваться для удобства проживающего в кресле.
Кресло пилота Airbus-320
Слева наблюдаем подлокотник, убранный в нишу сбоку кресла.
Сзади кресла имеется отсек со спасательными жилетами экипажа.
Кресло пилота Airbus-320

В конце поговорим о подлокотниках.
Подлокотник со внутренней стороны кресла простой.
Кресло пилота Airbus-320
Он имеет только кнопку стопора в торце и барабанчик на нижней поверхности для изменения угла наклона относительно горизонта.

Подлокотник со внешней, бортовой, стороны кресла немного сложнее.
Кресло пилота Airbus-320
Прежде всего, он шире. Потому что на нём лежит рука, управляющая самолётом через Sidestick.
Также для удобства этот подлокотник может регулироваться не только по наклону вперёд-назад, но и влево-вправо. Для этого у него снизу есть дополнительный барабанчик.
Текущее положение регулировок подлокотника показывается на шкалах за прозрачным стеклом. Таким образом, пилоту достаточно один раз подобрать себе удобное положение, и записать эти значения. На другом самолёте он может сразу выставить эти значения, и подлокотник окажется в нужном ему положении.
Этот подлокотник также можно поднять вверх до уровня спинки кресла, когда он не нужен.

Вот, пожалуй, и всё, что можно кратенько рассказать о пилотских креслах.

Как обычно, благодарю компанию Эйрбас за непредоставленные материалы.
И ссылка для самостоятельного изучения - Кабина Airbus-320:
http://lx-photos.livejournal.com/89619.html


Всем спасибо,
Летайте самолётами :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
/ вынесено из протоколов литературного клуба "Демосфера" :) / Есть советский фильм "Через тернии к звёздам". Земляне помогли какой-то планете (Дессе), где местные жители угробили собственную экологию. Множество добрых и отчасти наивных людей, которым препятствует злобный карлик ...
Все друга жалуются, все. В магазине одна молоденькая продавщица говорит другой, глядя с ненавистью в зал: - Ходят они и ходят, покупатели эти... И чего ходят, сами не знают? Сидели бы дома. Муж пришел с работы, жалуется на студентов, которые смеются ...
Чтобы понять, чем русский дизайн отличается от западного (американского, ...
Элия Коломбо, также известная как Гебе — итальянский художник. Ее композиции с хорошим графическим дизайном и философским взглядом на жизнь, который она умеет очень четко показать.  Эти красочные концептуальные иллюстрации — зеркало современного общества, только нарисованы с ...
пока я собралась сегодня в магазин купить еды на завтра в дорогу (не планируй я поездку, никуда бы не пошла, не было ни малейшего желания), на небе стали собираться тучи, небо стало порыкивать, потом я видела молнии. Гроза была далеко, но всё равно — стоило поторопиться! Встала ...