Красноярский трамвай. Откуда и куда? Часть 2

Кроме открытых маршрутов в Красноярске в советское время были задуманы и такие, которым, увы, не дано было состояться.
Ярослав Питерский в своем репортаже приоткрывает завесу над теми проектами: «…планы у советской власти планы были гигантские. Судите сами: Первое большое кольцо планировалось пустить через Коммунальный мост, улицу Вейнбаума, с поворотом на Лебедевой и через Копыловский мост в Студгородок. А там по четвертому мосту через Енисей обратно на правый берег к заводу Медпрепаратов и с выходом на улицу Матросовa. Это теперь тут глохнут легковушки и тонут маршрутки, а должны были по рельсам вагоны мчаться. Туннель под Копылова строился исключительно для трамвайных путей - потому он такой глубокий и узкий (о как! – k). По Профсоюзов планировали проложить трамвайную ветку до Железнодорожного вокзала. Второе большое кольцо должно было проходить уже по Октябрьскому мосту – с переходом на улицу 9 мая дальше в Солнечный. А также по улице Алексеева к Шахтеров с выходом на все туже многострадальную Вейнбаума и через Kоммунальный мост на опять все ту же на Матросова. Оба кольца должны были пересекаться между собой. Поэтому трамвай мог стать основным транспортом столицы края. Кстати, сейчас в это трудно поверить, но на Красрабе трамвай должен был ходить под землей. Туннель собирались вырыть еще в семьдесят пятом. И возможно, на центральном проспекте правого берега вопрос о подземных переходах и пробках не стоял».
В настоящее время (октябрь 2010 года) в Красноярске
действует 5 трамвайных маршрутов, которые
обслуживает 43 вагона:
№ 2. Посёлок Энергетиков – КрасТЭЦ. Путь
следования: ул. Говорова – ул. Волжская – ул. Мичурина – ул.
Московская – ул. Коломенская – пр.им.газеты «Красноярский рабочий»
– (курсирует 1 вагон в час-пик, интервал движения 77 минут)
Иногда в случае аварии на маршруте несколько вагонов.
№ 4. КрасТЭЦ – Предмостная площадь – пос.
Первомайский – КрасТЭЦ – (кольцевой). Путь следования:
пр.им.газеты «Красноярский рабочий» – ул. Матросова – ул.им.60 лет
Октября – ул. Щорса – ул. Мичурина – ул. Московская – ул.
Коломенская – пр.им.газеты «Красноярский рабочий» – (интервал
движения 7-17 мин.)
№ 5. Посёлок Энергетиков – посёлок Первомайский
– Предмостная площадь – Посёлок Энергетиков – (кольцевой).
Путь следования: ул. Говорова – ул. Волжская – ул. Мичурина – ул.
Щорса – ул.им.60 лет Октября – ул. Матросова – пр.им.газеты
«Красноярский рабочий» – ул. Московская – ул. Мичурина – ул.
Волжская – ул. Говорова – (интервал движения 9-40
мин.)
№ 6. Посёлок Энергетиков – Предмостная площадь –
посёлок Первомайский – Посёлок Энергетиков – (кольцевой).
Путь следования: ул. Говорова – ул. Волжская – ул. Мичурина – ул.
Московская – ул. Коломенская – пр.им.газеты «Красноярский рабочий»
– ул. Матросова – ул. им.60 лет октября – ул. Щорса – ул. Мичурина
– ул. Волжская – ул. Говорова – (интервал движения 9-39
мин.)
№ 7. КрасТЭЦ – посёлок Первомайский –
Предмостная площадь – КрасТЭЦ – (кольцевой). Путь
следования: пр.им.газеты «Красноярский рабочий» – ул. Московская –
ул. Мичурина – ул. Щорса – ул.им.60 лет Октября – ул. Матросова –
пр.им.газеты «Красноярский рабочий» – (интервал движения 7-18
мин.)
Трамваи спускаются с мичуринского моста
В 90-е и 2000-е годы несколько трамвайных веток были
демонтированы.
Закрытые маршруты:
№ 1. Предмостная площадь — посёлок
Первомайский (площадь Физкультурников). Путь следования: пр. им.
газеты «Красноярский рабочий» — ул. Московская — ул.
Мичурина — ул. Щорса — «(действовал до середины 90-х
годов)»
№ 3. КрасТЭЦ — Предмостная площадь (резервный).
Путь следования: КрасТЭЦ — пр.им.газеты «Красноярский рабочий» —
Предмостная площадь
№ 8. Предмостная площадь — рынок
Советского района. Путь следования: ул. Матросова — ул. им.60
лет октября — пос. Первомайский — ул. Щорса — ул.
Мичурина — Октябрьский мост — (действовал в
2000—2004 г.)
№ 9. посёлок Первомайский —
Октябрьская площадь. Путь следования: ул. Щорса — ул.
Мичурина — Октябрьский мост — (действовал в 1986—1997
годах)
В 1994 году было прекращено движение трамваев по
Коммунальному мосту от театра оперы и балета, маршруты были
видоизменены и сокращены до Предмостной площади. А с
трамвайными путями мост выглядел вот так:
Открытка 1987 года
В настоящее время трамвайное движение в Красноярске осуществляется только по правому берегу.
«В 1997 году прекращено движение на участке «КрасТЭЦ — Шинный завод» (участок путей от КрасТЭЦ до Шинного завода закатали под асфальт в то время как до соединения Черемушек с Красрабом оставались считанные сотни метров), маршруты 4 и 7 видоизменены и сокращены до КрасТЭЦ, пути демонтированы. В 2004 году было прекращено движение трамваев по Октябрьскому мосту от рынка Советского района (с 2006 года. Разбор путей окончен. Положили асфальт.). В 2006 году закрыто движение на участке «КрасТЭЦ — Посёлок Технический» (маршрут № 2 сокращён до КрасТЭЦ), ветка закатана в грязь и заросла травой, на конечной "пос. Технический" оборваны контактные сети, в 2010-м году линия была окончательно разобрана». Информация о существующих и закрытых маршрутах отсюда
Вот с последним не
соглашусь, ибо не окончательно. Следующие ниже снимки были сделаны
летом этого года (2010-го).
kedrovnic
подсказывает, что верить тому, что движение до Технического было
закрыто в 2006 году, тоже не стоит: трамваи перестали ходить в
поселок не позднее 1998 года.

Схема бывшего трамвайного движения на участке «КрасТЭЦ — Посёлок Технический» (красная неровная линия)

Поселок технический расположен в нескольких бывших трамвайных
остановках от КрасТЭЦ. Прямо напротив двухэтажного деревянного дома
пос. Технический, 4 проходила трамвайная линия, здесь же была и
остановка. Пути еще не разобраны, столбы же будто обгоревшие –
заржавевшие.
Вблизи этого дома было большое трамвайное кольцо, окружающее
красивую поляну. Поляна и сейчас красивая и даже коровки пасутся:
это одна из окраин города:
А вот и кольцо:
Трамвайные пути на подъезде к поселку Техническому сейчас
используются для стоянки автомобилей:
Слева дом 26 Бакинских
комиссаров, 7б. Взгляд в направлении поселка Технического.
А здесь оглядываемся на КрасТЭЦ
Также когда-то была линия,
уходящая с Красноярского рабочего за цирком в сторону шелкового
комбината (позднее «Шелен»). На следующем снимке параллельно его
нижнему краю рельсы уходят вправо – прямо за столбом, что в центре
изображения.
Открытка 1978 г.
А что же дальше? Может, скоростной трамвай?..
«Трамвай не так неуклюж, как кажется на первый взгляд. Если для веток строить эстакады и отдельные секции рядом с дорогами, то трамвай становится гораздо удобнее автобуса. Выше скорость движения, экологически безвреден, большая вместимость, но главное - значительно дешевле обходится городской казне в содержании. Хотя разовые затраты у трамвая выше – вагон стоит дороже автомобиля, но вот ежедневное обслуживание – копейки на фоне постоянно растущих цен на бензин. Кстати, построить километр отдельной трамвайной эстакады дешевле в шесть раз, да и быстрее, чем вырыть тот же километр туннеля для метро. Двух миллиардов рублей, которые планируют потратить на красноярскую подземку в следующем году, хватило бы, чтобы проложить суперсовременную линию от КрасТЭЦ до Ветлужанки. Новые трамваи … двигается практически бесшумно на резиновых катках со скоростью 80 километров в час. Но, скорее всего, чтобы прокатится в этой красивой мини-электричке двадцать первого века красноярцам придется ехать в другие города России», – рассуждал Ярослав Питерский в 2007 г.
На сайте Горэлектротранса в разделе «Проекты по развитию» презентация и проспект «Перспективные направления развития городского электрического транспорта г. Красноярска» вот с такими прогрессивными картинами скоростных линий:

– строительство скоростной трамвайной линии в эстакадном варианте в микрорайон «Северный»: ст. Северная – ул. 9 Мая – ул. Авиаторов – ул. Алексеева, ул. Шахтеров, ул. Взлетная – междугородный автовокзал – ул. Шахтеров – ул. Брянская – Центральный рынок;
– развитие линии скоростного трамвая от центра города до микрорайона «Солнечный»;
– строительство скоростной трамвайной линии от ул. Высотная до аэропорта «Емельяново»;
– Использовать тоннель строящегося метрополитена для организации скоростного трамвая. (Работа «Метротрама» успешно зарекомендовала себя во многих городах мира.)
А так по правому:
– п. Энергетиков – КрасТЭЦ (с устройством эстакады через железнодорожные пути);
– п. Энергетиков – п. Шинников (эстакадный вариант);
– ул. Матросова (по ул. Свердловская) – Бобровый лог – Роев ручей – 4-й мост – ЖД вокзал – п. Николаевка;
– реконструкция существующей железной дороги до Дивногорска для скоростного трамвайного движения;
– рассмотрение вопроса о восстановлении трамвайного движения через мост Октябрьский;
– создание скоростной линии: автовокзал Восточный – г. Сосновоборск – г. Железногорск.
В результате схема трамвайного движения должна быть
такой:

Красным обозначено предлагаемое развитие трамвайных путей, зеленым – существующие линии.
И подвижной состав в проекте предусмотрен современный – УКВЗ 71-630 и ЛВС-2005:

«Горэлектротранс» предлагает в течение 5-7 лет произвести замену
существующего подвижного состава на вагоны с низким уровнем пола в
различной модификации (одно-четырехсекционные) ЛВС-2005, УКВЗ
71-630, для скоростных линий – вагонами ЛВС-2008, модификация с
устройством кабины управления впереди и сзади вагонов. Это позволит
отказаться от устройства разворотных колец на конечных станциях.
(Посмотрите,
на мой взгляд довольно симпатичный – лирический такой, фильм
Петербургского трамвайно-механического завода, рекламирующий
трамвай 71-153 ЛМ-2008.)
Задавшись вопросом «А как же другие города относятся к развитию трамвайного сообщения?», стала просматривать Интернет и с определенным удивлением обнаружила массу сайтов, которые можно обобщить одним названием «За трамвай»: «Ульяновцы за трамвай», «Ярославцы за трамвай», «Харьковчане за электротранспорт», «Воронежцы за трамвай».
И вообще, судя по количеству и общей тональности подачи материала на сайтах, посвященных трамваю в России, в мире, не возникает ощущения, что трамвай – вид транспорта, отживающий последние годы! Посмотрите, например, на сайте Музея электротранспорта в Сакт-Петербурге 15-минутный документальный фильм "По улицам трамвай водили...", «повествующий о том, каким должен быть Современный Трамвай с большой буквы» (фильм и фотокадры из него внизу страницы).
В Красноярске
среди его жителей в целом настрой относительно вопроса развития
трамвайного движения весьма неоптимистичный. На лицо явный
диссонанс с мировой тенденцией. Пока по этому вопросу в нашем
городе точки над «i» не расставлены,
стратегические направления не определены. С одной стороны
приобретается современный вагон (ЛМ–2008), с другой стороны – он
всего один. Маршруты сокращаются, автомобильные пробки имеют
стабильную тенденцию к росту. Но трамваи по-прежнему каждое утро
выходят из депо и вечером в него возвращаются:
P.S.
Разыскивая материалы для этой публикации в Интернете, по пути набредала на весьма интересные сайты о трамвае – о моделях трамвая, о его истории, современности, предполагаемом будущем. Не могу не поделиться с Вами интересными ресурсами.
Смотрите:
История трамвая (в Википедии)
История
трамвая в России
Городской
электротранспорт: совмещенный трамвайно-троллейбусный
сайт. Трамваи в городах России и в самых разных странах.
Шикарный фотоальбом, в котором можно встретить даже такие
снимки:

Трамвай на Кубе
Трамвая в
городах России и некоторых странах (фотоальбом)
Подробная история
петербургского трамвая
Московский трамвай
(Кстати, на главной странице этого сайта сейчас проводится опрос
«Производство какого старого
трамвайного вагона было бы неплохо возобновить (с современным
оборудованием)?» Среди вариантов так понравившийся мне наш первый
МТВ-82.)
Современные трамваи в Германии
(иллюстрированная статья на сайте «Московский трамвай»)
Трамваи Краснодара. Исторические фотографии (Здесь имеются и
снимки трамваев 30-х годов. Возможно, среди них и наши первые
четыре вагона.)
Фотогалерея.
Трамвай (Также представлены модели 30-х.)
|
</> |