Краснодарский край. Апшеронская узкоколейка. Матрица
haydamak — 13.03.2018Продолжаю ранее анонсированный рассказ о моем путешествии, в которое попал по любезному, дружескому приглашению сообщества "Неизвестная Россия" в качестве почетного гостя.
Еще до 2010-го года узкоколейка была едина, расходилась рогатиной, начиналась в Апшеронске.
Сегодня же узкоколейка распалась на два автономных участка, совершенно разных по духу и содержанию - на Гуамке красочный туристский аттракцион.
А другая ветка, куда не ездят туристы, от поселка Черниговское до финальной станции с романтичным названием Шпалорез, или с не менее романтичным посёлок Отдалённый, это каждодневная рулетка.
Так получилось, что у посёлков, которые стоят на этой ветке (37 км протяженность), практически нет никакой дороги-дублёра. Единственные пути только на внедорожнике, да и только на приемлемые погодные условия.
Изначально эта ветка предназначалась для вывоза леса. Но места для вырубки сильно ограничили разросшимися границами заказника, рентабельность пошатнулась.
И бросить бы эту ветку - но совершенно неясно, что с посёлками делать, у которых с внешним миром нет иной связи.
И оставили. Ветка дотируется из местного бюджета.
Пять дней в неделю по ней ходит Матрица.
Почему Матрица? До по всему. Это настоящая Дорога Жизни, а Матрица - её корабль.
Наверное изначально это было вариацией от мотрисы - как на французский манер звали ранее разные рельсовые повозки, а с выходом одноименного фильма смысл только обогатился.
Если не всё, то очень-очень многое в этих посёлках зависит от Матрицы - будет ли свежий хлеб, доберутся ли дети в школу. Или, не дай бог, успеется ли кого-то довезти до больницы - а аппендицит в дни когда Матрица недоступна может стать смертным приговором.
Знавая лётчиков, работавших в Африке, я отмечал, как много у них суеверий. Одно из них, в ранге закона, касалось того, что никогда, ни в каком виде и ни при каких обстоятельствах, серьезно или в шутку, нельзя ругать тот самолёт, на котором летаешь - а это, тем не менее, нередко были практически списанные, ржавые борты, в которых вечно что-то отказывало.
Какой бы ни был твой корабль - его нужно чтить, и тогда он на твоей стороне. И горе, если он обидится.
С Матрицей что-то подобное - старенький дизель видал виды, это не Версальский дворец.
Но Матрица - спаситель и кормилец. Её чтут.
И рулевой - машинист Сергей в данном случае - это особый человек. Мало кто в этих местах более значим.
Стартовали мы из Черниговского, где сегодня управление дороги, делящее домик с местным Сбербанком.
С погодой не угадаешь - в прошлом году на эти же даты было +17, а в этом ввалил снег.
Были чаяния прокатиться еще и на прицепной платформе, но в такую погоду эта идея накрывалась медным тазом.
Даже предположив, что днём всё это растает - как и произошло, возможностей ехать на сплошь заснеженной и обледенелой платформе было мало.
А вот и Матрица - в тот день у нее был плановый выходной, арендовали мы ее вовне расписания - хотя всех местных, кому надо было подъехать - всех подвезли. Тут это как автостоп в глухих деревнях - не обсуждается, останавливается каждый первый.
Ехали с остановками. Довольно быстро Матрица покинула поселок и оказалась среди гор
С отвесными стенами - и знаменитыми мостами
Рельсы лежат прямо на брёвнах. Для пешего хода накиданы ничем не укрепленные доски.
Когда брёвна сгнивают и падают в ручьи, то под рельсы вставляется новое бревно
Узкие места в ущелье - урочище Волчьи ворота.
Тут во Вторую Мировую шли ожесточенные бои
А неизвестный солдат в одиночку много дней держал огневую точку, не пропуская (и не пропустив) врага
Если умозрительно до того, как попадаешь сюда еще и ходят мысли - ну как будто нельзя тут дороги сделать, то попав уже на место, где всё осыпается, шатается, смывается - только молишь горы об том, чтобы отпустили живыми
В посёлке Новый Режет на приколе стоят платформы для вывоза брёвен
Да повозки, которые откатываются одной рукой, настолько это всё производит порой впечатление игрушечного
В местное сельпо пришли покупатели
И то, что отмечал ещё Набоков, вспоминая покидаемый Крым, в пучину Гражданской войны - кругом царит хаос и убийства, но почта непостижимым образом работает, доставляя письма через вотчины красных, белых, зелёных, чёрных - как у неё это получается?
Вот и тут - поселок, где человека не увидишь, но почтовое отделение есть
Одно из самых сильных впечатлений от дороги, это то, насколько она "гуляет".
Насколько неплотно порой пригнаны рельсы, и от поступи Матрицы целые сегменты пути грюкают и двигаются, как будто это детский конструктор, наброшенный на землю
А вот и финальная точка маршрута - Шпалорез. Он же посёлок Отдалённый
Тут разворотный треугольник. Далее хода нет
До Сочи тут всего километров 50 - но нет никакой доступной дороги. За горой субтропики - которые не достичь. Тут изнанка курортного блеска.
Даже местная администрация, так и та наполовину делит заброс
Что же о иных говорить
Некоторое время я смотрю на эту картину, и не могу понять - что же меня смущает? А потом догадываюсь - машин практически нет
В разных глухих деревнях и сёлах всё-таки есть пятачок, до куда ходит редкий автобус, или откуда забирают попутчиков - а здесь нет сквозного автотранспорта. Тут никто не ездит до райцентра с соседом.
Так, только по округе - железнодорожный мост совмещен с автомобильным
То, что в других посёлках занимает автостанция, с назойливыми таксистами, здесь безлюдный пятачок - с верной Матрицей
Повернули обратно, с удовлетворенным чувством, что достигнут самый предел.
Матрица идёт медленно. В дороге обратно одолевают философские думы
Что есть мера человеческого счастья? Многие из живущих здесь вполне могли уехать - но не уехали.
Из дороги я чаще всего возвращаюсь с легкой тоской - вновь хочется в странствия. А отсюда вернулся с радостью - бли-ин, как же здорово я, оказывается, живу!
Из дороги никто не возвращается прежним. А что же говорить про тех, кто побывал в Матрице.
"Матрица поимела тебя" - Matrix has you, так, кажется, сказал Морфеус Нео.
Да, Matrix has me, что тут и говорить.
Я съел красную таблетку, и никогда не буду уже таким, как прежде.
Но, удивительное дело, обратно и не хочу.