Краснодар. Часть 3: на чём переехать

топ 100 блогов varandej12.03.2021 Краснодар. Часть 3: на чём переехать

У Краснодара два параллельных колорита, пока ещё не смешавшихся между собой: в прошлой части я рассказывал об этом городе как о столице казачьей Кубани, а в первой части - как о не по-российски бурно растущем мегаполисе, куда переезжают люди со всей страны. Сегодня же поговорим о том, на чём они сюда переезжают - транспорт Краснодара, междугородний и внутригородской, тоже весьма самобытен.

Я очень люблю морозную солнечную зиму и вряд ли захочу когда-то променять её на бесконечное лето. Но даже я оценил привлекательность Краснодара, в конце ноября прилетев сюда не из Москвы, а из далёкого Иркутска. Там падал мокрый снег, пощипывал колючий воздух, утренняя позёмка сменялась вечерней слякотью, а в Новосибирске, где была у меня пересадка, и вовсе нагрянула метель. Дальше под крылом тянулись лишь сугробы белых облаков, расступившихся за полчаса до посадки. И под облаками этими я увидел зелёный пейзаж лугов и плавней, сквозь которые вилась Кубань:

2.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

"Течёт вода Кубань-реки, куда велят большевики!" - под этим лозунгом, более уместных в эпоху ГОЭЛРО и ДнепроГЭСа, было наполнено в 1973-75 годах Краснодарское водохранилище, потянувшееся под крылом:

3.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

По осени почти пересохшее, так что кажется, что вброд перейти его можно, если не увязнешь в грязи:

4.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

По площади Кубанское море чуть больше, чем сам Краснодар - 40 на 15 километров. Но то, впрочем, в нормальные годы, а осенью 2020-го оно ужалось раза в полтора, максимальную ширину сохранив разве что у плотины. Плотина в данном случае - не ГЭС: крупнейший водоём Северного Кавказа был наполнен исключительно для мелиорации, о которой напоминают тянущиеся по другую сторону дамбы рисовые поля. Вдоль дамбы, через адыгейский аулы Тугургой и Тлюстехнабль, пролегает трасса "Дон":

5.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Сама же Кубань служит границей регионов: как Благовещенск на Китай, Краснодар глядит на Адыгею. Более того, сами адыги в последние полтора века населяют именно узкую полосу вдоль Кубани - с гор их в 1860-х годах частью изгнали в Турцию, частью - переселили сюда. Напротив Краснодара стоят самые что ни на есть аулы, у мостов превращающиеся в городские предместья, но тут в кадре вполне себе русский Прикубанский хутор. На том берегу - болотистый лес Красный Кут и городской архипелаг из дикого Большого острова и ставшего парком Солнечного острова с памятником освободителям Кубани (1967) и дубом "Титан" 1855 года рождения. Левее кадра будет центр, правее - аэропорт, а эти районы - где-то на пол-дороги:

6.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Аэропорт "Пашковский" имеет более чем кубанскую историю. Нет, я не про лихих казаков, погоняющих нагайкой "этажерки", я про уже советскую Кубань: с 1932 года на лугу у совхоза "Пашковский" базировалась эскадрилья бипланов По-2 Авиационного общества по борьбе с вредителями. Надеюсь, вредители в данном случае - не прятавшиеся по плавням белоказачьи банды, а непарные шелкопряды да колорадские жуки. Ну а дальше на укатанный сельхозбипланами луг понемногу научались садиться и гражданские самолёты:

7.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

В 1960 году "Пашковский" стал полноценным аэропортом с бетонной взлётно-посадочной полосой и аэровокзалом вида "ободранная сталинка". Теперь здесь международный терминал, запертый по случаю ковида. У входа - памятник военной лётчице Евдокии Бершанской (1982). Родилась она, впрочем, под фамилий Карабут, умерла в 1982 как Бочарова, но "Дунькин полк" бомбардировщиков с женскими экипажами возглавила под фамилией первого мужа - Бершанская.

8.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

В новом терминале (2012) с обширным внешним двором стоит Екатерина II - не город её имени так хоть, после давешнего голосования, аэропорт. Прежде достопримечательностью Пашковского были самолёты "Кубанских авиалиний", за характерную ливрею известных в народе как "Семечки-авиа", но компания обанкротилась в 2012 году. Сам аэропорт, однако, исправно развивается, и по состоянию на "благословенный 2019-й" с пассажиропотоком 4,6 миллионов человек занимал 9-е место в России... и лишь 2-е в Краснодарском крае - больше трафик в аэропортах Москвы, Петербурга, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и Симферополя.

9.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Сам Пашковский как бы и не совсем Краснодар - до 2004 года это был самостоятельный ПГТ, у трассы "Дон" разросшийся до 40 тыс. жителей. С эстакады над трассой видна армянская церковь, по мне так более солидная, чем в городе (см. первую часть), а в целом бывшая Пашковская станица (с 1794 года) богата на известных уроженцев - отсюда родом казак-фашист Андрей Шкуро, недавно арестованный сектант "Виссарион-Христос" (в миру - Сергей Тороп), самый опытный космонавт всех времён и народов Геннадий Падалка (878 дней на орбите!), два Героя Советского Союза и казаки, писавшие письмо турецкому султану - моделей для своей картины Илья Репин нашёл именно в Пашковской. Увы, проиллюстрировать мне всё это нечем, поэтому вот просто остановка общественного транспорта в самом центре Краснодара, куда и уехал я с площади перед аэропортом. Без особых пробок путь через 2/3 города занимает полтора часа, а аэроэкспрессом в Краснодаре служит троллейбус:

10.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

В Краснодаре нет и никогда не проектировалось метро, хотя оно явно назрело. Одной из нагляднейших иллюстраций безумного роста этого города служит общественный транспорт, работающий, кажется, активно, как нигде в России. Причём автобусы в Краснодаре почти сплошь частные, мелкой и средней вместимости, но как вам вот такой сюжет?! Три троллейбуса в ряд - это не поломка на сети и не последствия далёкой пробки, а норма:

11.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Как и вот это - не сломавшая машина, а троллейбус СВАРЗ (серийно переоснащается в Москве из автобусов МАЗ) с автономным ходом, способный опускать рога и пересекать в режиме электробуса беспроводные участки. Сама троллейбусная сеть Краснодара действует с 1950 года, и работает на ней без малого 200 машин.

12.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Ещё больше впечатляют цифры у трамвая - по 16 маршрутам и 123 километрам путей курсируют 322 (!) вагона от тёплоламповых "Татр" и суровых КТМов до новейших "Витязей":

13.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Иные остановки трамвая похожи на полноценные станции, а на перегонах машины идут одна за другой. Особое очарование Краснодарскому трамваю придаёт брусчатка, в которую убраны рельсы почти везде в историческом центре:

14.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Она уместна: трамваем Екатеринодар обзавёлся в 1900 году, во второй десятке среди городов Российской империи. В нынешней России старше системы только в Калининграде, Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Москве и Казани. Строили трамвай, по обычаям того времени, бельгийцы, поэтому изначально он тут был "метровой" колеи (сейчас такие остались в Калининграде, Пятигорске, Евпатории, Львове, Виннице и Житомире), а советская перешивка затянулась на 16 лет: в 1934-50 годах Краснодарский трамвай по сути дела представлял собой две несовместимые системы.

15.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Одна из трамвайных конечных находится в Пашковке, километра за 2 от аэропорта: на Станичную линию скинулись ещё в 1908 году (до 1914 года - на бензомоторной тяге) казаки, устав от жадности и хамства извозчиков.

15а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Проезд в краснодарском транспорте стоит 28 рублей, причём оплачивать его можно кондуктору непосредственно банковской картой. Столько же стоит провоз багажа, и в отличие от многих городов, взимать плату за него тут не забывают.

16.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Наконец, есть в Краснодаре и ещё один вид электротранспорта, который можно смело называть общественным:

17.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Это электросамокаты, прокатом которых в городе занимается 5 операторов, причём число их растёт не по годам, а по месяцам, равно как и условия становятся всё более выгодными. Вот типичная самокатная парковка, причём даже не в центре. Велосипед в Краснодаре тоже любят, а вот велодорожки пока не особо внедряют, поэтому лучший способ познакомиться с фирменным кубаноидным хамством - это пойти по середине тротуара.

18.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

А Краснодар. Часть 3: на чём переехать rumata_anton в формате своей "Неизвестной России" даже проводит по Краснодару экскурсии на электросамокатах - ведь показывает он в основном те странные места вдали от центра, которым у меня была посвящена первая часть.

19.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Но вернёмся к не столь экологичному междугороднему транспорту. Тут надо вспомнить, что Краснодарский край по численности населения во всей России уступает только Подмосковью, однако не имеет равных в стране по числу сельских жителей: из 5,7 миллионов кубанцев всего 55% горожан. Здесь обычное дело станицы по 20-30 тысяч человек, а Каневская так и вовсе известна как крупнейшей сельский населённый пункт России. Словом, автобусы от "Неопланов" до "Газелей" тут буквально кишат, а неофициальные автостанции по заполнению то и дело попадаются на очередных задворках:

20.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Да и официальные, откровенно говоря, смотрятся не намного солиднее и тяготеют к железнодорожным вокзалам. Вот двухфункциональный вокзал Краснодар-2 - в 2009-м я приезжал сюда из Каневской и уезжал в Темрюк.

21.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Что интересно, несмотря на соседство с вокзалом, автостанция полностью отделена от него и даже отгорожена забором. Сам же Краснодар-2 - ныне лишь остановка электричек, однако строился он в 1914 году на частной Черноморо-Кубанской, а в обиходе - Казачьей железной дороге, проложенной через станицы от главных магистралей в стороне.

22.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Не знаю точно, когда сам вокзал был построен, а вот заброшенные и занятые всякой всячиной путейские постройки - вполне себе из 1910-х годов:

23.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

В 2020-м куда-то уехать из Краснодара с автостанции или вокзала мне так и не довелось, а бусик "Неизвесной России" ждал группу на Апшеронскую узкоколейкуснова будет ждать 2-4 мая) у ДК Железнодорожников (1930), в котором лишь очень сильно постаравшись можно признать конструктивистский образец. Памятник Ленину перед ним тоже непрост: "ленинапада" кубанские казаки устраваить не стали, но всё-таки прогнали Ильича с глаз долой - раньше он стоял напротив Заксобрания из прошлой части.

24.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Мимо ДКЖД и ещё пары зданий 1930-х годов улица Мира приводит...

25.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

...на суматошную грязную площадь, раскинувшуюся между вокзалом и автовокзалом, полукруглой таможней (кадр выше) и железнодорожным управлением в торце. Здесь - вечное столпотворение: и небритые горцы, сойдя с автобусов, гордо озираются вокруг, а поддатые вахтовики с тяжёлыми спортивными сумками, спотыкаясь, вылезают из такси у ворот вокзала. Здесь - главный узел наземных путей из кубанской столицы:

26.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

"Стальным хребтом" Северного Кавказа в 1870-х годах стала частная, да при том чуть ли не самый прибыльная в России, железная дорога Ростов-Владикавказ. От неё-то в 1887 году и кинули ветку до Екатеринодара, в 1889-м продлённую в Новороссийск. Вот так выглядел здесь первый вокзальчик:

26а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Заметно перестроенный уже в начале ХХ века, когда Екатеринодар стал узлом линий на Кавказскую (1901) и Приморско-Ахтарск (1914):

27а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Но в войну немцы и заняли Краснодар летом 1942 года, и оставили зимой 1943 года с боем, а вокзалы почти всегда попадают в эпицентры городских боёв. Новый вокзал был закончен лишь в 1952 году, однако - по проекту Алексея Душкина, автора вокзалов в Симферополе и Сочи и даже одной из 7 высоток Москвы. Не знаю точно, когда компактную высокую сталинку дополнили парой пристроек, но по архитектуре рискну предположить, что в 1980-е годы.

27.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Обратите внимание на забор - "театр безопасности" на Краснодаре-1 начался "ещё когда это не было мейнстримом", и как минимум в 2014 году уже был. Вдохновлялись здесь, кажется, опытом Узбекистана - здание обнесено забором с проходной перед колоннами крыльца. Но проходная видна на кадре выше справа, а мы лучше полюбуемся архитектурой вокзала:

28а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Где часовая башня явно отсылает к сталинским высоткам:

28.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

А в лепнине чудятся двуглавые орлы:

29.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

К счастью, одной рукой создавая "театр безопасности" на входах, другой РЖД облегчило жизнь фотографу, гоняет которого теперь разве что совсем уж скучающая вохра на совсем уж глухих полустанках. Так что осмотрим интерьеры, начиная от позднесоветских пристроек, через которые теперь устроены вход и выход:

30.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Но большая часть помещений - в сталинском корпусе:

31.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Под шпилем - главный зал с выходом на платформы. Трафик весьма оживлённый, и я не знаю, чего в нём больше - краевых электричек или же поездов на курорты со всех концов необъятной вплоть до Мурманска и Воркуты:

32.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

С обратной стороны - странно тёмный витраж:

33.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Чтобы снять кадр выше, надо подняться по лестнице:

34.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Купол опоясывают залы второго этажа:

35.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Но в целом, при всём масштабе и помпезности, я бы не назвал Краснодар-1 шедевром ни снаружи, ни внутри. Постройка монументальная и пафосная, но неказистая какая-то, я бы сказал - без души:

36.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

А за железнодорожной конторой суматоху и плевки привокзальной площади сменяют запустение и тишина. Здесь можно посмотреть на депо, а вернее - на два паровоза: справа магистральная "лебедянка" (1949) из Брянска, слева - маневровый "Ь" (1897) из Коломны. Между прочим, второй по возрасту сохранившийся паровоз всей России: в Подмосковье есть "ерь" №2012, а этот - 2021. Каким-то чудом не распиленный на лом, он простоял в депо до 1987 года, когда и был восстановлен как памятник. Но я, увы, всего этого не знал и потому не сфотографировал "старичЬка" получше:

37.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

На пути Краснодара-1 выход только по билетам, но над путями, к счастью, пролегает 300-метровый виадук с ажурной, как в парке, оградой:

38.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Перонный фасад вокзала заметно отличается от городского отсутствием колонн, а на путях больше всего впечатляет обилие "ласточек": ведь модным на всю страну эти новые пригородные поезда сделала Сочинская Олимпиада, а потому совсем не мудрено, что Краснодарский край стал для РЖД "ласточкиным гнездом":

39.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Ну а про краснодарское завокзалье стоит отдельно рассказать. С двух сторон от Краснодара-1 симметрично расположены широкие виадуки (1950) над городскими улицами. Вот это место нам уже знакомо по кадру №15а - под северным виадуком проходит та сама Пашковская трамвайная линия:

40.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

И даже уцелело на том же месте надгробие Александра Жука (1892) - инженера Владикавказской железной дороги, завещавшего быть похороненным у путей.

40а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Трамваи снуют по Вишняковской улице, по которой Вишняковским называется и близлежащий сквер. Изначально он был сквером Ленина, приложением к старейшему в городе Ильичу (1925):

41.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Гора обломков самодержавия, освобождённые рабочие, крестьяне, казаки и горцы, а над всем этим Вождь - такова была задумка скульптора:

42.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Но я не могу отделаться от мысли, что вдохновлялся скульптор показанным в прошлой части памятником Екатерине II, и изваял для него красную замену:

43.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

А вот злые толстые дети, уронившие серп и молот с книжных страниц смотрятся из постсовеских лет зловещей фигой в кармане:

43а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Напротив вокзала за путями - остатки старинной промзоны, где была, например, ныне снесённая без остатка фабрика пианино "Кубань" (1978) в явно более старых цехах. Или Краснодарский стекольный завод, один из корпусов которого виден с виадука:

44.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Совсем иначе он выглядит с обратной стороны:

45.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Где даже фирменно краснодарский ажурный козырёк сохранился:

45а.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

В целом же классического "завокзалья" с забулдыгами и скупщиками краденого в Краснодаре нет, или вернее остерегаться такого стоит скорее на улицах за автовокзалом, от площади с другой стороны. Здесь же за путями сразу наваливается шум и лоск нового миллионника:

46.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Южный путепровод выводит в самый центр, на уже знакомую нам Постовую улицу:

47.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Но мы продолжим путь вдоль железной дороги, за которой и дальше тянется промзона. Более того, в первую очередь к югу от центра, на узкой полосе между насыпью и берегом Кубани, она и находится. Горпарк, который я оставлю на следующую часть, завершается памятником революционеру Глебу Седину у станкозавода имени себя:

48.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Вернее, теперь это официально Южный завод тяжёлого станкостроения, и что удивительно - он исправно работает! Станкостроение и в СССР хромало на обе ноги, а с распадом его просто рассыпалось: ЮЗТС входит в десятку крупнейших станкозаводов России, но не удивлюсь, если их и осталось-то меньше 10.

49.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

"Седин" отпочковался в годы Первой Мировой от своего соседа - Краснодарского нефтезавода, построенного в 1911-14 годах для переработки майкопской нефти. За путями - пара административных корпусов, дореволюционный и сталинский:

50.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Напротив - детско-юношенский центр, видимо в бывшем ДК:

51.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Среди своих собратьев КрасНПЗ невелик (годовая мощность - 3 миллиона тонн нефти), и всё же по излучине Кубани раскинулся на километр:

52.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Дальше Кубань пересекает пара Яблоновских мостов, но найти вид на автодорожный мост (1952, 795м) со сталинскими опорами я не смог, а вид железнодорожного моста напрочь закрывает стройка нового автомобильного. Так что осталось лишь полюбоваться Кубанью... хотя "полюбоваться" тут совершенно не уместное слово - мутная зеленовато-голубоватая вода видом и едва уловимым запахом напомнила мне стоки, что текли всё детство по моему району Перми из прорвавшихся канализационных труб. Кубань вообще-то довольно крупная река, сравнимая с Днестром (870 километров в длину, 425 м³/с), но протекать через житницу ни одной из рек не пожелаешь. Может быть, по весне Кубань смотрится лучше, но осенью доходит до того, что в ней вообще не остаётся собственной воды - по факту это сточная канава:

53.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Тем удивительнее видеть в Краснодаре на набережной около центра Кубанское речное пароходство! Однако высокие стены набережной намекают, что весенне-летняя Кубань не просто полна водой, а даже судоходна. Уже в 1858 году Черноморские казаки купили в Англии колёсный пароход, курсировавший по низовьям от Темрюка до станицы Тифлисской. Как я понимаю, пассажирской навигации на Кубани в ХХ веке не было, а вот грузы возили исправно - не менее активно, чем транспортировкой, КРП занимает добычей стройматериалов. Контора его встроена в жилую высотку, однако - "с иголочки":

54.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Серьёзный удар по пароходству нанесло строительство Краснодарского водохранилища: единственный пункт экскурсии по Краснодару от "Неизвестной России", куда мы с Антоном не доехали - это огромное кладбище барж на опоясывающей Солнечный остров Старой Кубани. Как человек, выросший у камского затона, туда я не поехал сам. Напоследок - какие-то водопропускные сооружения краснодарской плотины:

55.
Краснодар. Часть 3: на чём переехать

Что же до "Неизвестной России", то хотя в Краснодаре она уже стала своеобразным культурным феноменом, десятки нестандартных маршрутов Антон со товарищи проложили по большинству регионов России. Расписание других экскурсий на 2021-й год есть здесь, а в Чечню 15-18 апреля я с ними поеду лично. Присоединяйтесь!

А в следующих двух частях - продома.

КУБАНЬ-2020
Приморье, Приамурье, БАМ. Обзор и оглавление №1
Иркутск, Прибайкалье и Кубань. Обзор и оглавление №2.
Приморье - см. оглавление №1
Нижний Амур - см. оглавление №1.
БАМ - будет позже, см. оглавление №1.
Прибайкалье - частично написано, см. оглавление №2.
Краснодарский край
Краснодар. Колорит современности.
Краснодар. Столица Кубани.
Краснодар. Транспорт.
Краснодар. Восточнее Красной.
Краснодар. Западнее Красной.
Горячий Ключ.
Апшеронская узкоколейка. Апшеронск и история дороги.
Апшеронская узкоколейка. Черниговская - Шпалорез.
Апшеронская узкоколейка. Гуамское ущелье.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну што ж, сонца сьвеціць прама ў вока ўжо амаль тыдзень!Пара выцягваць свае ...
Завод по сжиганию фотографов работает на полную катушку, сегодня почти у каждого есть фотоаппарт начиная от проофессиональной заркалки, заканчивая "фотоаппаратом" на телефоне. В связи с этим, я думаю всем будет интересен этот простой конкурс. ...
Знаю, что все ждут от меня или позитива или мочилова. Не разочарую последних. Сон был не сон, а третий релиз Крайзиса. Динамичное мочилово с красивыми постапокалиптичными картинками. Начну с того - что вулканище уже проснулось  и в данный ...
Я здесь вроде школяра среди академиков, поэтому мне не стыдно задавать самые глупые вопросы))) А вот собственно и он. Дорогие сообщники, нередко я здесь читал о нематериальных существах, которые вполне могут себя вести как паразиты, чье влияние ...
Бесконечные гладкие пляжи из белого песка, спокойный океан, тепло и солнце круглый год — неужели такое бывает? Рай на земле и излюбленное место молодоженов — Сейшельские острова манят туристов круглогодично. Это государство в Восточной Африке представляет собой 115 островов в ...