Крамольные мысли
natali_ya — 14.12.2021 Навеяно обсуждением вчерашнего поста "Люди перестают читать художественную литературу?"Особенно этим комментарием:
— Внучка в 5 лет научилась читать, но не читает вообще ничего кроме учебников. Интернет убивает литературу. Это отвратительно, но это так.
Постепенно мир переходит на картинку и на виртуальное восприятие. То есть уже не читают произведение, а смотрят экранизацию.
И вот я задумалась: а почему, собственно, отвратительно? Потому что нас так с детства воспитали?
Потому что мы с детства впитали "Любите книгу — источник знаний"?
Даёт ли художественная литература какие-то знания? В какой-то степени да.
Но если вас, например, интересует Франция, что даст вам больше настоящих знаний об этой стране: чтение исторических материалов + путешествие по этой стране или чтение Бальзака, Стендаля, Золя и Мопассана?
Художественная литература необходима для воспитания добрых чувств, привития морали и тому подобное? И опять скажу: в какой-то степени да.
Но вспомните, как давно началось массовое увлечение художественной литературой? Это ведь не могло быть раньше, чем большинство населения овладели грамотой, так? Но на начало XX века в России почти 80 % людей были неграмотны, значит, ни о каком чтении художественной литературы и речи быть не могло. Так что же, без этого они не умели отличить добро от зла, не знали любви, дружбы, сострадания...?
Так для чего же люди читают художественную литературу? Смею утверждать, что для удовольствия.
Под удовольствием я имею ввиду не только развлечение, хотя и это тоже, и ничего плохого в этом нет. Кроме этого люди получают удовольствие и от сопереживания героям. Но разве только книга может вызвать это сопереживание, а фильм — нет?
Вчера умер прекрасный режиссёр Сергей Соловьёв. Вспомните его фильмы "Сто дней после детства", "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви". Что скажете? Какое впечатление в своё время произвели на вас эти фильмы?
Удовольствие — это ещё и погружение в мир художественного произведения. А фильмы нам этого не дают? Если они хорошие, конечно, но ведь и с книгами так же.
Я что-то упустила? Что ещё кроме удовольствия?
Литература как школьный предмет, безусловно, нужна. Часть детей полюбят чтение и став взрослыми будут продолжать читать, а часть — нет. Никакой трагедии, на мой взгляд.
Мы же не сокрушаемся, например, о том, что много людей не понимают и не любят серьёзную музыку. Лучше бы, конечно, чтобы любили, но если нет — не трагедия. Мы же не говорим: "Он не слушает ни Бетховена, ни Рахманинова — какой ужас!" А вот слова: "Он не читает ни Льва Толстова, ни Чехова, и это ужасно!", — вполне на слуху.
Человек слабо разбирающийся в живописи тоже не заставляет нас ужасаться.
Почему только к художественной литературе такое сакральное отношение?
|
</> |