Ковалев рискует стать рецидивистом

топ 100 блогов ru_politics06.04.2010
Грантоеды становятся в очередь в Кремль
Ковалев рискует стать рецидивистом
6 апреля 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Впервые подобная и, кстати, довольно неожиданная тема прозвучала во время ноябрьского послания к Федеральному собранию, традиционно прошедшего в Георгиевском зале Кремля в 2009 году. Именно тогда в риторике Медведева впервые прозвучали слова о необходимости укрепления конструктивных институтов, работающих на совершенствование и улучшения социальной жизни граждан РФ.

Многие представители самых разных политических и идеологических лагерей довольно скептически оценили новую инициативу президента, посчитав, что дело будет спущено на тормозах. Однако те, кто сомневался в том, что слова президента будут воплощены в жизнь, похоже, забыли о юридической составляющей дела. Хотя согласно законодательству РФ, послания президента страны являются не просто главными программными документами российской власти, российского политического класса, но при этом носят обязательный к исполнению юридический статус. Проще говоря, инициативы, содержащиеся в этом базовом документе, практически сразу же обретают форму закона.

И вот, подписание этого законодательного акта президентом состоялось. Перед этим, 24 марта 2010 года его одобрила Госдума, а 31-го – Совет Федерации. В чем же суть господдержки некоммерческих социальных инициатив и какие структуры могут претендовать на ее получение?

По идее Медведева, власть должна поддерживать только те НКО, которые не просто являются свободными от всяких процедур получения прибыли, но и принципиально реализуют общественно полезную деятельность, развивают социальные инициативы. Аппарат определения тех НКО, которые являются «общественно полезными», и тех, что не могут претендовать на подобный статус, довольно размыт, но все-таки основные критерии отбора были выделены.

В перечень «общественно полезной деятельности» вошли: решение социальных проблем, социальная поддержка и защита граждан; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам; благотворительная деятельность; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни и прочее.

Естественно, такая властная инициатива по раздаче денег на благотворительность просто с необходимостью потянет за собой целую вереницу любителей ловить рыбку в мутной воде, организаторов афер и мелких мошенников, стремящихся получить государственные деньги на фиктивные «проекты». И, скорее всего, власть сама понимает, что на лакомый кусок, который она предлагает для активистов «социального фронта», слетятся не только «дорогие гости», но и «мухи». Другое дело, пока не ясно, какой инновационный инструментарий будет применен в этом конкретном случае, чтобы избежать разбазаривания бюджетных средств и, как следствие, провала в социальной политике государства.

А в целом, инициатива президента институционально укладывается в стратегию по превращению декларации России, как социального государства в конкретное наполнение, конкретные дела и помощь людям, наконец, в состоявшийся факт построения этого самого социального государства. Логика Медведева тоже ясна. Позиционируя себя в качестве «инноватора», «современного» правителя, он стремится создать ощущение присутствия поддержки его инициатив со стороны гражданского общества или «креативного меньшинства». Медведеву хочется реализовывать программу построения социального государства не через скучные бюрократические механизмы, которые при нынешнем их состоянии не могут гарантировать сохранность государственных денег, а через «яркие», «креативные» проекты. Эти проекты, созданные «креативным меньшинством», по его логике, как грибы после дождя должны появиться в ответ на официальное предложение, оформленное, между прочим, в виде законодательного акта.

Но есть проблема. Дело в том, что те образы «строгой государственной машины» и «яркого гражданского общества», которые мы продемонстрировали, уже давно перестали иметь реальную связь с действительностью. Государственная машина перестала быть «строгой, жесткой и отлаженной». Инициативы, которые запускаются в ее недра, буксуют не только потому, что стилистически (со всеми «креативными» примочками) вызывают недоумение у сидящих в креслах аппаратчиков, привыкших к работе с собственной подписью и печатью. Дела простаивают еще и из-за гигантской коррупции, при которой из любого сигнала сверху, не важно, креативный он или нет, выжимается значительное количество денежной и фактической прибыли, а сама его суть хоронится в тоннах казенных документов.

В этой ситуации Медведев видит выход в обращении к «активной общественности», хочет, чтобы само общество помогало само себе становиться лучше. Это похвальная идея, однако, в таком дискурсе «общество» и «гражданское общество \ активная общественность» - почти синонимы. А на деле это не только разные понятия, но и обозначения совершенно разных явлений. И пониматься посылы Дмитрия Медведева будут не «обществом», которое озабочено собственным выживанием в пору кризиса, поиском работы и образовательных учреждений для детей, а «гражданским обществом», представляющим собой те самые НКО, среди которых полно структур, делающих на подобных инициативах неплохой гешефт.

В довершение можно отметить, что в перечне задач, которые должна решать «общественно полезная организация», стоит и такая занимательная цель как «развитие гражданского общества». Опустим разговор о явном каламбуре, закравшемся в правительственную речь (получается, общественная польза гражданского общества состоит в том, что гражданское общество развивает само себя, то есть деньги даются с формулировкой «за то, что вы есть»).

Тут дело совсем в другом. В том, кто является сегодня этим гражданским обществом, и кто собирается развивать себя за государственные деньги. Взгляда на тех, кто сегодня занимается «развитием гражданского общества», достаточно, чтобы констатировать, что среди них преобладают антиправительственные и оппозиционные правозащитные организации: «Мемориал», движение «За права человека», «За гражданские права», «Московская Хельсинская группа» и др.

Естественно, в условиях, когда власть будет оказывать им финансовую, имущественную, информационную, консультационную и невесть какую еще поддержку, все эти НКО будут смирно стоять в очереди на получение, а после проедания грантов начнут снова лаять на власть уже за заграничные гранты. О какой тут «социальной инициативе» и «общественной пользе» идет речь, непонятно.

В этой ситуации остается только надеяться, что руководство страны, занимаясь таким рискованным делом, как распространение средств среди «социальных активистов», будет тщательно и внимательно отслеживать то, чем прежде занималась конкретная организация, получающая грант, и куда в дальнейшем будут потрачены выданные деньги. Хочется верить, что руководство РФ будет держать в узде любителей строить гражданское общество за чужой счет и не выдаст этим деструктивным силам ни цента.

Вместе с тем, этим указом вводятся и вполне конкретные социальные практики поощрения рядового населения, нащупываются механизмы построения социального государства. Так, приоритет в распределении средств будет отдаваться тем НКО, которые занимаются помощью социально незащищенным гражданам. Кроме этого, будет освобождена от налога материальная помощь, оказываемая благотворительными и некоммерческими организациями детям, оставшимся без попечения родителей, а также инвалидам. Получат поддержку и организации по уходу за больными, инвалидами и престарелыми. По указу Медведева выделят специальные средства и на социальное обслуживание детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В этих конкретных случаях нужно будет следить только за тем, чтобы средства расходовались целевым образом, чтобы на горе людей циничным образом не делалось частных капиталов и не строилось пышных особняков на Рублевском шоссе.
Алексей Сидоренко
06/04/2010 22:29
версия для печати

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как установлено комиссией Европарламента, оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), арест и обыски в офисе и квартире Сергея Магнитского осуществляла та же группа оперативников, что и проводила ОРМ в отношении заместителя начальника Главного ...
К предыдущим постам ( 1 , 2 ). Итак, после пары десятилетий непрерывного "роста-развития-процветания" - как выглядели на Западе 1990-2000 годы - вдруг "неожиданно оказалось", что реально за это время шло только нарастание проблем. Начиная с демографических: несмотря на общий рост ...
У меня взяли интервью и я даже не пикнула - вот такая у издательства АСТ легкая рука https://ast.ru/news/lyubov-do-i-posle-intervyu-s-laroy-gall/?ast_utm=book_news ...
С утра поздравил жену и тещу с 8 Марта. Вручил подарок. Над которым думал долго, с середины декабря прошлого года начиная. Чем их порадовать и удивить? А потом решил: один раз живем! Сделаю жене приятное, да и теще заодно доставлю радость. Про тещу так вообще разговор особый: женщина она с ...
Рождество время чудес, поэтому вчерашний ледяной дождь я воспринимал исключительно как чудо, дорожки пешеходные превратились в зеркальный лёд, снег покрылся блестящей глазурью, сверху падают капельки дождя но касаясь тебя они превращаются ...