Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 1.
la_gatta_ciara — 08.09.2016"В кино-Италии есть поговорки "это тебе не "Бен-Гур" или "Это
почти как "Бен-Гур". Во всех случаях "Бен-Гур" применяется как
обозначение чего то очень большого, масштабного и, практически,
неподъемного... Так вот, это именно "Бен-Гур". Безо всяких
аллегорий".
Варя Авдюшко
Сегодня на экраны российских кинотеатров выходит фильм режиссера
Тимура Бекмамбетова «Бен–Гур». Поскольку я уже посмотрела этот
фильм, то скажу вам, что он - невероятная визуальная роскошь, и во
многом, из-за красивых, живописно - структурных костюмов Вари
Авдюшко.
Иуда Бен-Гур (в нашем прокате - "Джуда Бен-Гур") – герой
одноименного романа (действие которого происходит в период расцвета
Римской империи) писателя Лью Уоллеса. Напомню, что эта экранизация – четвертая по счету.
Фильм «Бен-Гур» 1959 года, получивший рекордные для того времени 11
премий киноакадемии «Оскар», до сих пор считается одной из
культовых американских кинокартин. Но новые времена требуют
обновления классических историй.
Специально для читателей моего блога художник по костюмам фильма
«Бен-Гур» Варя Авдюшко дала замечательное интервью.
Варя Авдюшко: Я сразу оговорюсь, что наша
картина – не ремейк, а новая экранизация романа Уоллеса, которая по
своей основной идее сильно отличается от предыдущих фильмов,
например, 1959 года: их фильм снят о мести, наш - о прощении.
Я: Какая была отправная точка для создания
образов?
В. А. : Во-первых, как всегда, был этап
исторических исследований, на которые я потратила месяц (что
несравнимо с периодом исследования фильма 1959 года, у них был год
на подготовку): ходила по музеям, искала в интернете и в книгах,
изучала фрески, мозаики, статуи - все, что можно было почерпнуть из
того времени. Сложность заключалась в том, что легко найти много
материала про римлян, но нет изображений древних евреев - это
запрещалось их верой. Пришлось читать книги и искать описания в
тексте.
Художник по костюмам В. Авдюшко на съемочной площадке фильма
"Бен-Гур". На фото - справа. Автор фото Филиппе Антонелло (Philippe
Antonello).
Во-вторых, режиссер хотел сделать этот фильм более понятным и
близким современному зрителю, которому не хочется смотреть на
мужчин в юбках. Для себя я тоже поставила задачу сделать костюмы
интереснее и доступнее для сегодняшнего восприятия, но при этом, не
нарушать никакой исторической правды.
Референс к фильму. Все фотоматериалы, кроме промо-фото и
фотографий dailymail, любезно предоставлены Варей Авдюшко.
Например, мне захотелось придать несколько другой вид римской
армии. Вдохновившись дизайном современного обмундирования
special forces (американского спецназа), воюющего в Иране,
Ираке, Афганистане, я придумала сделать для римских солдат что-то
вроде разгрузочных жилетов, в которых во время длительных походов
они могли бы хранить все самое необходимое. Поэтому для каждого
солдата мы сшили кожаные разгруз-жилеты, рюкзаки, налокотники и
наколенники.
Костюмы римской армии. Фото В. Авдюшко.
Американский спецназ, фото из интернета.
Забавно, что когда в Costumi d'arte я искала одежду для
массовки, (все костюмы сшить невозможно, приходится часть брать в
аренду), то нашла несколько доспехов со старого «Бен-Гура» 1959
года. И появилось желание их использовать: в сцене гонок на
колесницах я одела в них старых генералов, которые находятся в
гостях у Понтия Пилата в его лоджии. Это была моя дань уважения
«старшему брату» - доспехи – ветераны, надетые на заслуженных
воинов.
Фото доспехов старого "Бен-Гура" из instagram В.
Авдюшко
Долго я думала над образом Эсфирь. Сначала она – служанка
в Доме Гуров, потом – приверженица учения Христа, и мне было важно
не сделать ее такой очень скучной монахиней, поскольку для меня она
деятельная, активная девушка. После долгих раздумий, я одела Эсфирь
в юбку - брюки, что исторически абсолютно невозможно. Это был мой
способ помочь актрисе создать очень активный, современный
персонаж.
Фото со съемочной площадки.
http://www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-2952629/Jack-Huston-puffs-cigarette-costume-Ben-Hur.html
Я люблю делить картину на цветовые коды, в этом фильме их было
три.
Первая часть – разноцветная, счастливая, как и
жизнь главного героя.
Например, в начале фильма Бен-Гур и Эсфирь идут по рынку, радующем
глаз обилием красок.
Кадр из фильма
Тут и ниже - фото со съемочной площадки фильма "Бен-Гур". Автор
- В. Авдюшко.
Во второй части, после возвращения героя в родной город, поменялись
и цвета, они не такие, как раньше, даже тот же рынок потускнел и
потерял свой колорит - все вокруг стало
бежево-коричневым.
Автор этого фото костюма и остальных ниже - В. Авдюшко
Изменился сам Бен-Гур, испытавший много лишений и бед, изменился и
город, много лет задыхающийся под тиранией римлян.
В третьей части, сцене распятия Христа, я одела всех в
черные одежды.
Фото со съемочной площадки тут и ниже В. Авдюшко.
На самом деле, для меня и для всей моей команды, снимать в такой
цветовой концепции было довольно сложно. Обычно для съемок фильма
для массовки набирается одежда, которую потом микшируют в течение
всего фильма: то в нее одевают передний план, то задний, иногда
что-то добавляют, что-то меняют, но, в основном, используется один
и тот же набор. Здесь же у нас было три секции по 400 костюмов в
каждой (яркая, сепия, черная). Особенно тяжело приходилось, когда в
один день снимали несколько эпизодов из разных частей фильма,
например, тот же рынок в начале и в конце. Массовки снималось
много, а в сцене гонок на колесницах ее количество выросло до
тысячи.
Костюмерная "Бен-Гура". Фото В. Авдюшко
Весь мой департамент состоял из 120 человек, не считая тех, кто шил
для нас костюмы на фабриках и в мастерских. У нас на римской
киностудии Cinecitta был свой собственный большой
пошивочный цех, были цеха фактуры и окраски, был цех, занимающийся
кожей и металлом, плюс, нам еще делали костюмы в известных
мастерских Pieroni (кирасы и шлемы),
изготавливали обувь на фабрике Pompei и т.д.
Главным персонажам мы шили костюмы в нашей мастерской.
Кадр из фильма
Промо-фото к фильму
Команда подобралась невероятно слаженной и дружной – большая
итальянская семья. Все работали с горящими глазами, с удовольствием
и азартом, несмотря на гигантские объемы и очень короткие сроки для
создания фильма такого масштаба. За подбор команды я безгранично
благодарна моему бессменному партнеру Джанни Казалново,
который всеми правдами и неправдами привлек в нашу команду лучших
мастеров.
Варя Авдюшко и Джанни Казалново.
Интересно, что отец главы кожано - металлического цеха Аугусто
Грасси делал кожаные костюмы еще для предыдущего «Бен-Гура». У
кого-то из гримеров родители там работали – так что, для некоторых
членов команды работа на нашем проекте была делом чести.[В
пресс-релизе написано: "Во время работы над этим проектом многие
итальянские гримеры, реквизиторы и каскадеры со слезами на глазах
говорили мне, что их дедушка или бабушка были задействованы в
"Бен-Гуре" 1959 года, - рассказывал Бекмамбетов. - Отец нашего
гримера, Луиджи, гримировал самого Чарлтона Хестона,... а Иуду на
галере стегает кнутом каскадер Джорджио, чей отец стегал Хестона.
Вот такая связь времен".]
Я: В фильме используется много красивых, фактурных
тканей. Изготавливали ли вы их сами, заказывали ли на фабриках или
покупали в магазинах и на рынках?
В.А.: Ткани мы покупали. В связи с
коротким подготовительным периодом, ткать специально, у нас не было
времени. Вся подготовка заняла 3 месяца. Некоторые костюмы мы шили
буквально до последнего съемочного дня.
Костюмы из фильма "Бен-Гур". Фото В. Авдюшко
Большую часть тканей покупали в Италии, для главных героев я
привезла старинные и этнические ткани из моей личной коллекции.
Почти весь текстиль потом красили, иногда вышивали (у нас были свои
вышивальщики).
Костюм из фильма "Бен-Гур". Фото В. Авдюшко
Ручной работы было очень много: от вышивок - до металлических
украшений на доспехах.
Кадр из фильма
Большую часть тканей мы приобретали на фабрике, на которой работают
инвалиды, так что, помимо создания красоты, мы еще и доброе дело
сделали - благодаря нашему заказу, они выполнили почти годовой
план.
Я: Кто вам изготавливал украшения для фильма?
Промо-фото к фильму
В.А.: Часть мы сами у себя в мастерской,
кстати, один из наших ювелиров когда-то работал в Tiffani,
потом ему стало скучно, и он ушел в кино.
Мать Бен-Гура в фильме
Диадема с головами газелей и оленя из музея Метрополитен. ca.
1648–1540 B.C. http://www.metmuseum.org/art/collection/search/544073
От себя добавлю: ее же варианты мы видели в коллекции Valentino
(COUTURE ОСЕНЬ-ЗИМА 2015/2016).
Костюмы из фильма "Бен-Гур". Фото В. Авдюшко
Многие украшения в фильме ручной работы - это копии древних
музейных экспонатов, например, огромный перстень – ключ матери
Бен-Гура, которым в древнем Иерусалиме глава семьи открывал
семейное хранилище. Поскольку отец Бен-Гура погиб, то это кольцо
носит его мать. Некоторые украшения я привезла из Грузии, где
делают прекрасные реплики с вещей, найденных при раскопках.
Для некоторых ожерелий и вышивок мы использовали фрагменты
кустарных украшений, купленных мною на рынке в Турции.
Дочери Ильдерима. Фото В. Авдюшко
У Ильдерима, героя Моргана Фримена (с которым, как всегда,
было одно удовольствие работать, поскольку это актер, тонко
чувствующий костюм), есть несколько подлинных перстней и интересное
ожерелье туарегов.
Морган Фримен в роли Ильдерима
Это ожерелье – квадратный охранный амулет, на котором изображен
лабиринт с камнем по центру. У туарегов есть верование, что неудача
любит все яркое, поэтому, камень приманивает ее, и, попадая в
оберег, она теряется в лабиринте.
Ильдерим и его семья – странники, кочующее племя, похожее на
туарегов.
Дочь Ильдерима. Фото В. Авдюшко
Промо-фото к фильму
Слуги Ильдерима. Фото В. Авдюшко
По образу - это не арабы, не африканцы, не индийцы, это компиляция
из разных кочующих племен.
Кадр из фильма
Для костюмов Ильдерима я использовала много настоящих старинных
этнических тканей, а также ковры, сюзане, индийские покрывала - в
буквальном смысле, с мира по нитке!
Кадр из фильма
В нашей работе случается и такое, что вкладывается много труда в очень маленькую сцену. Как пример: в последние съемочные дни, для того, чтобы проиллюстрировать армейский путь Мессалы, мы снимали различные армии: римскую, варварскую и эфиопскую, для которой вручную, за две недели были сделаны все костюмы. В том числе и украшения с использованием клыков, металла, оплетки. Но в фильме это длится несколько секунд экранного времени.
Костюмы эфиопской армии из фильма "Бен-Гур". Фото В. Авдюшко
Костюм эфиопского воина из фильма "Бен-Гур". Фото В. Авдюшко
А, например, для сцены, в которой войско Мессалы бьется с армией персов под дождем в глине, нам нужно было "заглинить" оба войска заблаговременно, для чего было закуплено 1,5 тонны глины, 5 детских надувных бассейнов.
Фото из архива В. Авдюшко
Фото из архива В. Авдюшко. Варя на фото справа.
В поле, где шла подготовка к этой сцене, провели воду и построили специальный помост, где за ПЯТЬ ЧАСОВ до начала съемки доблестная армия костюмерного цеха с шутками и прибаутками пачкала доблестные армии персов и римлян.
Доблестная армия костюмерного цеха! Автор фото Филиппе Антонелло (Philippe Antonello).
Отфактуренные воины. Фото тут и ниже В. Авдюшко.
А через день (как это обычно и бывает) была съемка уже другого боя, где все наши римляне должны были уже быть чистыми, поэтому наш департамент работал круглосуточно, сменяя друг друга, чтобы успеть отмыть - отчистить - просушить все костюмы...
Что дальше? Читайте завтра!
Кто пропустил или хочет перечитать:
Художник по костюмам Варя Авдюшко. Моё интервью. Часть 1. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/351949.html
Художник по костюмам Варя Авдюшко. Моё интервью. Часть 2. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/352766.html
Эрте, три «Бен-Гура» и гонки на колесницах. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/378524.html