Космические приключения, китайская неунывающая бедность и роман взросления в
kagury — 07.06.2021Каждый раз сомневаюсь, что стоит писать про недочитанные книжки.
Но с другой стороны, во-первых, не факт, что через какое-то время я вообще вспомню, что держала их в руках.
Во-вторых, может быть, это сэкономит кому-нибудь время, пусть хоть в варианте «хорошие сапоги, надо брать».
Ну и в-третьих, это немного странная подборка получилась. Когда вроде все книжки неплохие, но почему-то не читаются.
1. Дарья Бобылева «Неучтенная планета».
2. Дун Си «Переломленная судьба».
3. Ольга Денисова «Стоящие выше».
1. Дарья Бобылева «Неучтенная планета».
Мне в свое время понравились Дарьины «Вьюрки», отличный такой дачный хоррор, одновременно уютный и жутковатый, с прекрасной совершенно и очень точно переданной атмосферой подмосковного садового товарищества. С тех пор в читалке лежала «Неучтенная планета», про которую обещали, что это «психотерапевтичный, умный, полный юмора и приключений роман». Ну, соблазнилась, да.
Не могу сказать, что это плохая книжка. Или что она скучная. Нормальный такой, честный середнячок, который отлично читается в аэропорту или в самолете. Но в обычной реальности средней полосы как-то не очень. В центре повествования симбиоз неочеловека (запомнить правильное название на их палиндромном языке примерно из 20 букв я так и не смогла) и его корабля. Корабль вполне себе личность (и, пожалуй, самая симпатичная в книге), хотя и непонятно, живой ли он или искусственно интеллектуальный. Но кому это важно? Ну вот, пример беседы двух кораблей (Айа и неназванный товарищ – это их гуманоиды):
– …Вот не надо… У Айи, может, и трудный характер, зато она не заставляет тебя мотаться по планетам в поисках неизвестно чего.
– Она заставляет меня мотаться вслед за вами. В чем разница?
– Я не улавливаю интонацию, ты сейчас пошутил?
– Ну… конечно, пошутил.
– Может, ты с ним поговоришь? Этим его… идеям края не видно. Почему все существуют спокойно, а ему вечно неймется?
– Пусть гуманоид развлекается. Вдруг он ищет смысл жизни.
– Да неужели…
– Я бы на твоем месте гордился.
– Одно и то же: лежишь на какой-нибудь мерзкой жесткой планете и ждешь его. За последний шиарийский год мы были на пятидесяти четырех планетах, не считая астероидов!
– Пусть ищет.
– Зачем?!
– Вдруг что-нибудь да найдет.
– Гуманоидная составляющая – это так утомительно.
– Прекрасно тебя понимаю.
Ну и вот пара таких созданий путешествует по Вселенной в поисках своих корней, заглядывая на разные планеты, в надежде отыскать где-нибудь что-нибудь достаточно древнее и подходящее в качестве руин их цивилизации. Приключения? Ну да, случаются. Юмор? Ненавязчив, но тоже местами присутствует. В общем, все вместе вроде довольно мило, но начиная примерно с трети начинает надоедать. Наверное, мне не хватило здесь сюжета. Ну или просто в не самое удачное время попалась книжка.
2. Дун Си «Переломленная судьба».
В приступе странного желания ознакомиться с современной китайской литературой, взяла эту книжку в библиотеке на литресе. В этом-то и оказалась основная проблема. Будь она в бумаге, у произведения было бы куда больше шансов. Но читать с телефона или планшета мне все-таки утомительно. Поэтому пока я ограничилась примерно 30% текста, но впечатление роман оставляет скорее положительное.
Итак, наши дни (книга 2015 года), Китай, деревня. Ван Чанчи – сын крестьянина, который очень хочет поступить в какое-нибудь высшее учебное заведение. Но увы. Его никуда не берут. Из книги не очень ясно, в чем конкретная причина этого, но судя по всему, проблема в том, что мальчик замахнулся на университет, когда едва потянул бы ПТУ. А когда это стало ясно, поезд уже ушел. Единственный выход, который видит его отец – это приехать в город и сидеть на стуле рядом с учебным заведением, в надежде на то, что у чиновников проснется совесть или жалость, или еще что-нибудь. Эффективность такового сидения прямо скажем, оказывается отрицательной, и в итоге заводит бедную семью в совсем уж безнадежные условия. Которые они, впрочем, принимают без ропота. Не могу сказать, что со смирением (не то совсем слово), но точно без уныния, хотя любой другой, наверное, уже просто повесился бы.
В какой-то момент им помогает выходец из их же деревни, у которого какой-то полукриминальный бизнес в городе. Появляется немного денег. Благодарность? Да, Боже упаси! Незадачливому бизнесмену читают мораль и кидаются в него стульями. Недостойный муж, потому что. Неудивительно, что дальше становится еще хуже.
Вообще, характеры и отношение к происходящему довольно интересны. Семья живет в совершенно нищенских условиях (рисовое поле нет сил обрабатывать, в доме из мебели остался один шкаф, денег нет вообще, сплошные долги, плюс куча проблем со здоровьем), но при этом находится девушка, которая считает удачной партией брак с Ван Чанчи, и принимает все эти вышеописанные лишения, как норму. Более того, они даже свадьбу умудряются сыграть в своей деревне. Смесь наивности и простодушия с твердым внутренним стержнем и какой-то природной порядочностью кажутся немного мультфильмовскими, но что мы знаем о китайцах?
Написано очень бойким и живым языком (не знаю, благодарить за это автора, переводчика или обоих), и читается удивительно легко (то, что называется page-turner), хотя казалось бы, что может быть привлекательного в таком мрачном на первый взгляд сюжете. Книжка, в общем про быт (и это очень интересно, потому что китайский быт не так, чтобы нам знаком), так что, если нужна глубокая философия и высокие смыслы – то это не сюда, но для знакомства с современной китайской прозой – очень неплохой вариант, как мне кажется. Как минимум, читабельный и познавательный.
3. Бранко Божич (Ольга Денисова) «Стоящие выше».
Аннотация от автора:
Мир, в котором живет четырнадцатилетний Йока Йелен,
справедлив, светел и богат. И никто давно не верит в
пророчество, что сулит миру страшную гибель, пока оно не
начинает сбываться... Но Йоку, жаждущего приключений, это
только радует.
А за пятьсот лет до рождения Йоки, в другом мире
студент-повеса чудом убивает трехглавого змея - а потому сам
должен стать змеем...
Здесь явный замах на большой и интересный мир, точнее, даже два мира, и одновременно — это роман взросления. Читается, как и все, что написано у Ольги Денисовой, хорошо, но почему-то именно эта книга у меня не пошла. То ли не цепляют сейчас истории про подростков, то ли объем цикла останавливает (события развиваются очень неторопливо), то ли после великолепного Водоворота нужна пауза побольше. У Ольги Денисовой настолько сильные книги по эмоциональному воздействию обычно получаются, что читать их подряд — плохая идея. Попробую отложить на пару месяцев.