Космические итоги 2019 года (часть 3)
kiri2ll — 31.12.2019
Заключительная часть материала, посвященного самым интересным и
важным космическим событиям 2019 года.
Успехи и неудачи частных
космических кораблей
Когда в 2014 году NASA подписало с компаниями Boeing и SpaceX
контракты на строительство кораблей для доставки астронавтов на
МКС, предполагалось, что их регулярные пилотируемые полеты начнутся
уже в 2017 году. Как мы теперь знаем, указанная дата оказалась
излишне оптимистичной. Первые пилотируемые полеты CST-100 Starliner
и Crew Dragon неоднократно переносились по ряду причин:
непредвиденных технических проблем, общего недофинансирования
Конгрессом программы, а также меняющихся требований NASA к
конструкции кораблей.
Лишь в 2019 году программы по созданию частных кораблей начали
выходить на финишную прямую. В марте компания SpaceX успешно
осуществила первый беспилотный запуск Crew Dragon. В целом, полет
прошел без заметных осложнений. После его завершения SpaceX должна
была провести тест на срабатывание системы аварийного спасения
экипажа (САС) в условиях полета, открывавшего дорогу к проведению
первой пилотируемой миссии. Она была запланирована на лето 2019
года.
Однако этим планам было не суждено осуществиться. Состоявшееся
в апреле наземное испытание двигателей САС завершилось взрывом,
уничтожившим
капсулу Crew Dragon. Инженеры SpaceX потратили полгода, расследуя
инцидент и внося изменения в системы корабля. В результате, тест на
срабатывание САС в режиме полета
был отложен до
января 2020 года. Теперь первый пилотируемый полет Crew Dragon в
лучшем случае состоится в феврале – марте 2020 года.
Что касается Boeing, то в ноябре компания протестировала САС
Starliner в режиме нахождения корабля на стартовой площадке. В
целом, испытания было
признано
успешным, хотя и не обошлось без ложки дегтя в виде одного из
нераскрывшихся парашютов.
Первый орбитальный полет Starliner состоялся 20 декабря.
Ракета-носитель Atlas V сработала как положено, однако затем
возникла нештатная ситуация. Из-за сбоя в системе отсчета бортового
времени корабельный компьютер решил, что Starliner уже произвел
маневр выхода на орбиту. Из-за этого корабль некорректно рассчитал
время работы двигателей ориентации и потратил больше топлива, чем
планировалось. Это сделало невозможной стыковку с МКС. В
результате, NASA решила ограничиться орбитальными тестами, а
программа полета Starliner была сокращена до двух дней. 22 декабря
капсула корабля
совершила
успешную посадку на полигоне Уайт Сэндс.
На данный момент NASA не делало никаких официальных заявлений
по поводу того, придется ли компании Boeing проводить повторное
беспилотное испытание корабля. Пока что можно предположить, что
скорее всего агентство не будет выставлять подобное требование. Но
даже в этом случае первое пилотируемое испытание Starliner вряд ли
состоится раньше лета 2020 года.
Рождение
Starlink
Прошедший год ознаменовался началом практической реализации
весьма амбициозных планов по развертыванию спутникового созвездия
Starlink. Его цель — предоставление землянам услуги доступного
глобального интернета.
В мае 2019 года компания SpaceX запустила на орбиту тестовую
партию спутников Starlink. Их конструкция претерпела существенные
изменения по сравнению с ранними прототипами. Инженеры значительно
уменьшили вес и габариты аппаратов. Это позволило
разместить
сразу 60 спутников под головным обтекателем ракеты Falcon 9.
В ноябре SpaceX запустила первую полноценную рабочую партию
Starlink, которая станет составной частью системы. Но это только
начало. В следующем году SpaceX планирует провести 14 – 15 запусков
Starlink. Это позволит развернуть «экономически жизнеспособный»
вариант системы и обеспечить ее базовое функционирование.
Стоит отметить, что после начала вывода Starlink многие
астрономы забили тревогу, обвинив SpaceX в том, что своими
действиями она фактически уничтожает звездное небо и делает
невозможным наземные астрономические наблюдения. В ответ на это
Илон Маск пообещал, что специалисты компании постараются
решить проблему. Известно, что в составе следующей партии Starlin
будет находиться спутник с
экспериментальным
покрытием, которое должно уменьшить его отражающую способность.
Однако пока что сложно сказать, поможет ли это решить
проблему.
Ускорение программы
Artemis
В 21 веке американская пилотируемая космонавтика не отличалась
особым постоянством. При президенте Джордже Буше Мл. NASA работала
над программой Constellation. Она предполагала создание постоянной
базы на Луне и организацию полетов в дальний космос с перспективой
последующей марсианской миссии. В 2010 году Барак Обама закрыл
Constellation. Вместо нее NASA начало работать над проектом
пилотируемой миссии ARM к одному из околоземных астероидов.
Вскоре после смены американской администрации, NASA отказалась
от ARM. В 2017 году Дональд Трамп
подписал
директиву об изменении приоритетов космической программы США.
Документ определил, что теперь ее ключевой целью должно стать
возвращение людей на Луну и создание там опорного пункта для
будущих миссий к Марсу и другим мирам Солнечной системы. Этой цели
предполагалось добиться к 2028 году.
Однако весной 2019 году Белый дом неожиданно решил ускорить
реализацию программы.
Было объявлено,
что первая в этом веке пилотируемая лунная экспедиция должна
состояться уже в 2024 году. Вскоре после этого NASA объявило, что
обновленная программа получила название Artemis и затребовала у
Конгресса дополнительные средства на ее реализацию.
Безусловно, с учетом поставленных задач и текущего уровня
финансирования, даже при идеальном развитии событий заявленный срок
высадки пилотируемой экспедиции на Луне кажется, мягко говоря,
весьма оптимистичным. Как и сложно отрицать, что решение ускорить
реализацию программы имеет явный политический подтекст.
В то же самое время, это решение может иметь и положительные
последствия. Наличие конкретного срока является весомым стимулом
для NASA, позволившим агентству мобилизовать все доступные
ресурсы.
В частности, NASA уже
выдало контракты
на изготовление некоторых модулей для окололунной станции Gateway.
А в январе 2020 года. будут подведены первые итоги конкурса на
создание пилотируемого лунного аппарата. Кроме того, ESA, JAXA и
CSA уже выразили желание присоединиться к американской лунной
программе. Так что ускорение может заложить крепкий фундамент,
который позволит довести Artemis до конца. Если конечно, следующая
американская администрация по «традиции» не отменит космическую
программу предшественников.
Материал на сайте журнала
«Вселенная, пространство, время»