­
­

Космическая гонка: что есть, ч.1

топ 100 блогов wim_winter28.09.2021 После развала СССР космическая гонка естественным образом приказала долго жить - соревноваться сами с собой США не стали. А ведь могли! В этом смысле, с моей точки зрения, как минимум 90-е годы можно считать потерянным временем.
Нет, там все же были определенные достижения, например в 1996 году на Марсе появился первый рабочий марсоход - «Соджорнер», проработавший там 83 сола (марсианских суток) вместо запланированных 7 или NEAR, первый земной аппарат, вышедший на орбиту астероида, а впоследствии еще и приземлившийся на него. Однако сейчас, из прекрасного далека очевидно, что США могли бы гораздо лучше распорядиться свалившимся на них карт-бланшем. Вместо этого к концу 90-х НАСА угодило в жесткий системный кризис, выбираться из которого пришлось довольно долго.
Тогда же, в 90-е, было принято очень спорное решение о реализации международной орбитальной станции (МКС) на основе советского задела. Я ничего плохого не могу о нем сказать, задел был отличный, но результатом такого решения стала запланированная стагнация. Если уж говорить напрямик, сейчас на орбите болтается функциональный аналог того, что болталось там еще в 80-е годы. То есть за 30 лет ничего нового. А если бы американцы не решили экономить и сделали бы целиком и полностью свою станцию - это было бы как минимум интересно. Не факт, что получилось бы столь же удачно - но пробовать что-то новое всегда лучше, чем десятилетиями сидеть на «старых и проверенных решениях».
Хотя тут необходимо упомянуть, что, возможно, у американцев просто не было иного выхода. Без внешнего политического погоняла, в условиях фактической монополии и НАСА и ее основные подрядчики с увлечением бросились пилить бюджеты. Печальный пример VentureStar намекает, что Штаты в худшем случае могли остаться вообще без орбитальной станции.
Это, кстати, показывает, что техническое развитие без политической необходимости оказывается весьма и весьма затруднено. Причем эта необходимость влияет двояко - во-первых, в плане целеполагания (и связанного с ним выделения соответствующих ресурсов), а во-вторых - в плане контроля исполнения и расходования выделенных средств. Ослабление внешнего контроля практически сразу же приводит к раздуванию бюджетов и неисполнению сроков.
К чести НАСА выход они нашли - и выход довольно оригинальный. Он заключался в том, чтобы привлечь к исполнению своих заказов частных исполнителей.
Здесь стоит уточнить некоторые детали. Очень многие говорят, что нет никакой разницы между, например, SpaceX и Боингом. Мол при капитализме никаких других компаний, кроме частных нет, так что проводить такие различия нельзя.
Это все разбивается одним простым вопросом - кто хозяин Боинга? Кто получает прибыль в случае успеха компании, и кто терпит убытки если она сталкивается с неудачами?
В случае SpaceX ответить легко - это Илон Маск. Успех его компании делает его богаче, а неудача на этапе становления могла его попросту разорить. То есть, он лично заинтересован в успехе - при этом не стоит сбрасывать со счета то, что помимо своих денег он ставит на кон репутацию. Ярлык неудачника, у которого был шанс, но который не смог - в Штатах довольно-таки тяжел.
В случае же Боинга владельцы - безымянные в подавляющем большинстве акционеры. Которые получают дивиденды на акции - больше или меньше, в зависимости от успеха или неудачи. Управляет Боингом Совет Директоров, и его главная задача - максимизация прибыли и минимизация убытков акционеров. Если акционеры почувствуют угрозу потери прибыли - они Совет Директоров и сменить могут, а на технические достижения и прочее им начхать. Что будет следствием такого подхода? Максимальный уход от риска убытков, то есть Боинг (Локхид, Нортроп и т.п.) возьмется за дело только в том случае, если обложится со всех сторон подушками, со всеми договорится и все на свете предусмотрит. Ну и вышибет из заказчика по максимуму, естественно.
А репутация… кто-то лично опозорился в ситуации с недавними падениями самолетов? Только стрелочники. Люди, принимающие решения упакованы - и недосягаемы.
На фирму типа Боинга, с ее размером и влиянием можно нажать только если у заказчика есть политическая воля и соответствующие инструменты. Но - см. выше. Нет гонки - нет внимания публики, нет внимания публики - нет интереса политиков что-то для себя поиметь. А соответствующие инструменты есть только у них.
Это было очевидно и, повторюсь, НАСА поступило весьма и весьма мудро, решив сделать новую ставку. Причем политически все было оформлено достаточно хитро - до поры до времени никакой угрозы для себя тяжеловесы не ощущали, тем паче, что поначалу деньги-то выделялись относительно небольшие. А потом - Фалькон-9 стал из среднего тяжелым и начал выводить спутники на геостационар. И вот уже президент сравнивает SLS и Falcon Heavy и осторожно спрашивает, в чем, блин, дело?
К этому нужно прибавить тот факт, что у этого процесса появился весьма яркий фронтмен. Немалый бонус - Илон Маск принялся поднимать интерес публики к космосу - и преуспел в этом. Частично этому способствовали свойства его как личности, частично - его бизнес-интерес, но факт остается фактом - с появлением на арене Маска в космос вернулся азарт.
Поначалу, все это было едва ли не на пустом месте - он говорил, что сделает что-то крутое, кто-то верил, кто-то нет, верящие спорили с неверующими, азарт рос. А потом он либо это делал, умножая ряды своих поклонников, либо объявлял о следующей, еще более амбициозной цели. Но - все время находился в движении. Создавал движ. И колеса завертелись.
Ну вот подумайте, что это означает - что руководитель космического агентства огромной страны прямо обвиняет его в демпинге, то есть, фактически, признается, что ракеты одной относительно небольшой фирмы вытеснили с рынка ракеты этой страны, сделав их неконкурентоспособными? А потом еще и приглашает его для личной встречи? Если сравнение с его ракетами становится уже просто необходимым при любом планировании - вот это у нас будет дешевле, чем у Маска, а это у нас будет использоваться чаще, чем у Маска, а вот это у нас будет такое, что даже Маск не сделал - и все такое прочее?
А ведь Маск сейчас не одинок - в мир пришел Новый космос, пока в виде малых и сверхмалых ракет, но то ли еще будет.
Так что гонка-таки начала возрождаться - вместе с вернувшимся в космос азартом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каким видом спорта следует заниматься Овну?Получить гороскоп для своего знака ЗодиакаМаня, ты Палычу-то покажи. Не зря нападающим-то столько лет бегаю, э? :)А про у-шу я на старости лет попробую, правда или ...
Оригинал взят у colonelcassad в Крымское текущее Коротко о крымских делах за вчера. Аксенов и Минниханов. С крымскими татарами как говорят, вопрос закрывали вчера, когда из Татарстана прилетел http://ria.ru/world/20140305/998257126.html президент Минниханов, с которым ...
Причем по удаленке, с работы. Единственный трабл - пришлось вручную проверить обнову для видяхи и поменять разрешение для обоих экранов. Шустрее машинка побежала, хоть и не шибко мощная. Ща вот Открыт хром с кучей вкладок, а на втором экране кино крутится. Надо бы памяти добавить штоле... ...
Уж извините, что сегодня получился день Ближнего Востока, но... снова информация оттуда -- о боевых действиях между ЦАХАЛ и "Хезболлах", которая оказалась вполне боеспособной после всех многочисленных авиаударах ВВС Израиля и ликвидации ее высшего комсостава Чему свидетельством, к ...
В Семеновке расстреляли продуктовый магазин. Женщина около 50 лет была расстреляна просто на улице, возле своего дома - не успела вернуться. Вообще много убитых и раненых, из гражданских. ...