Короткий век "красного православия"


Ровно 100 лет назад, 29 апреля 1923 года, в Храме Христа Спасителя торжественно открылся "Второй Всероссийский Поместный Собор", организованный деятелями православной церкви, объявившими о своей поддержке советской власти и о необходимости глубокой религиозной реформы.
На Соборе присутствовали восемь епископов, 18 протоиереев и много клириков более низкого ранга, вышедших из подчинения "каноническому" патриарху Тихону и объявивших о создании новой церкви, получившей название обновленческой. Во главе "русского протестантизма" встал "митрополит московский и всея Руси" Антонин Грановский.
На Соборе и на своих последующих собраниях обновленцы приняли много важных решений, направленных на "модернизацию" церковной жизни. В частности, они объявили об отмене патриаршества и переходе к коллегиальному руководству, о переходе на общегражданский григорианский календарь, о переводе богослужения с церковнославянского языка на современный русский, о ликвидации монастырей и роспуске "черного духовенства", а также - о разрешении епископам вступать в брак, а овдовевшим попам - жениться повторно.
Еще одним любопытным нововведением стала отмена обязательного ношения бород священнослужителями. Пример в этом деле подал обновленческий епископ Александр Введенский, у которого из растительности на лице были только маленькие "чаплинские" усики, а потом он и их сбрил.
Поначалу большевики отнеслись к обновленцам довольно благосклонно, решив, что церковный раскол им выгоден (а по некоторым данным, они же его и инспирировали). С разрешения властей были открыты сотни обновленческих приходов и рукоположено несколько епископов, а множество священников заявило о выходе из подчинения патриарху Тихону и о переходе в "новую церковь". Традиционалисты, отказавшиеся признать обновленчество, презрительно называли их "красными попами".
Однако в 1932 году, когда большевики объявили "безбожную пятилетку" и поставили перед собой цель полного искоренения религии, короткая эпоха "мирного сосуществования" новой власти с новой церковью закончилась. Обновленцев начали "прессовать" и репрессировать точно так же, как и традиционалистов. Первым символичным актом стал взрыв Храма Христа Спасителя, который с 1923 года являлся главным обновленческим кафедральным собором в СССР.
В годы "большого террора" обновленцы подверглись сокрушительному удару. 86 архиереев были расстреляны, тысячи клириков отправлены в лагеря, а количество действующих приходов сократилось с 2900 до 180. Правда, после начала войны несколько сот церквей были открыты вновь, а часть уцелевших к тому моменту священников выпустили из ГУЛАГа. В 1941 году пост обновленческого "первоиерарха" занял безбородый Александр Введенский.
Однако в 1943 году товарищ Сталин вбил последний гвоздь в гроб обновленческого движения, решив сделать ставку на традиционную церковь, вероятно, по той причине, что в заграничных православных конфессиях и прочих иностранных религиозных организациях с обновленцами никто не хотел иметь дела, считая их агентурой ВКП(б) и НКВД. Сталин же планировал использовать церковь в качестве рычага политического влияния на международной арене. Обновленцы с их подмоченной репутацией для этого явно не годились.
В 1944 году была запрещена регистрация обновленческих приходов в Совете по делам религиозных культов при Совнаркоме. Введенский долго добивался аудиенции у Сталина, чтобы просить "вождя" отменить это решение, но тот его не принял. Обновленческим священникам пришлось переходить в Московский патриархат принося покаяние за "ересь" перед новоизбранным патриархом Сергием. В 1946 году, после смерти Введенского, обновленческое движение фактически прекратило свое существование.
Так закончилась первая и последняя со времен "великого раскола" XVII века попытка обновления Русской Православной церкви. "Православный протестантизм", дискредитированный альянсом с большевиками, просуществовал чуть больше 20 лет и исчез, оставив после себя лишь документы и фотографии. Будет ли в РПЦ новая реформация?
Вверху - заседание обновленческого Священного синода, 1926 год. Второй слева за столом - будущий "первоиерарх" Александр Введенский.

Слева - обновленческий епископ Константин Смирнов, репрессированный в 1936 году и умерший в лагере в 1941-м. Справа - Александр Введенский во время богослужения. Внешность этого "первоиерарха" многими воспринималась как насмешка над православным духовеством.

Служба в обновленческой церкви.

"Первоиерарх" с супругой в домашней обстановке под собственным портретом, на котором он изображен в гражданском костюме. Этот человек любил роскошь и занимался коллекционированием антиквариата. Правда, в искусстве он не разбирался и ему часто "впаривали" подделки.

Введенский с женой, внуком и сыном от первого брака. Снимок сделан в эвакуации, в Ульяновске, в 1941 году. Видно, что он и там сумел создать для себя весьма комфортную обстановку.

Большевистские карикатуры 1920-х годов на обновленческих священников.
|
</> |