Королева с больными зубами

Жанне не повезло почти с самого начала, несмотря на то, что ее отец был наследником французского трона и в свою очередь стал королем Людовиком X. А все потому что матушка Жанны, Маргарита Бургундская, угодила в весьма неприглядную историю, закончившуюся заключением в Шато-Гайаре и странно своевременным уходом из жизни. Как раз тогда, когда Людовик стал королем и ему срочно потребовалась спутница жизни, у которой не будет такого пятна на репутации, как у первой жены.

В связи с грандиозным скандалом слишком у многих баронов, графов и прочих французских пэров имелись серьезные вопросы на тему, а чья на самом деле дочь принцесса Жанна. Но самое главное даже не это, поговорили бы, да со временем и успокоились. Был бы жив отец, король Людовик, Жанна бы в свой черед вышла замуж и так далее. Но король Людовик очень некстати отправился на тот свет молодым. И с сыновьями у него не задалось. Осталась только дочь Жанна.
И что прикажете делать французским баронам?!
У них с одной стороны есть совсем юная принцесса, которой еще надо искать подходящего мужа, из-за чего перессорится столько уважаемых людей. А с другой стороны у покойного короля есть два младших брата. И как минимум один из них уже зарекомендовал себя как толковый начальник. Ну и кого в такой ситуации выбирать?! Тем более, что на самом деле до сих пор на французском троне женщин не было?! В качестве регента – да, правили. Но как верховный сюзерен – нет.
И хотя это было не совсем по правилам, точнее совсем не по правилам, потому что все эти «Негоже лилиям прясть» придумали сильно позднее, большинством голосов отцовский трон во Франции у принцессы Жанны отобрали. За нее вступился только дядя герцог Бургундский. Но с ним в итоге сторговались, что Жанна потом, когда-нибудь получит Наварру и станет королевой этого небольшого королевства. Но французская корона ей не достанется. Некому за сиротку заступиться, даже если это девочка с происхождением выше просто некуда. Особенно, когда девочке всего шесть лет.

Так Жанна осталась без французской короны. Ее пытались еще и без наваррской короны оставить, потому что дяди: Филипп Длинный и Карл Красивый тоже были потомками наваррских королей. Но ни у того, ни у другого детей не родилось и в 1328 году французская корона ушла к Филиппу Валуа, кузену двух последних Капетингов. А в Наварре присягать Валуа отказались, мол у нас есть наследница наших королей Жанна и ее муж – граф Филипп д’Эвре. Вот они и станут править в Наварре.
На словах Жанна, конечно, смирилась. А что ей оставалось делать, когда Бог всегда на стороне больших батальонов?! Но все свои документы всегда подписывала «Дочь короля Франции», намекая на то, что трон у нее отобрали. Ее сын, король Наварры, Карл Злой, тоже не один раз напоминал своему сопернику, французскому королю Иоанну Доброму, что вы сир, мне, конечно, сюзерен. Только есть одна мелочь: я – внук короля, а вы, сир – внук графа.

Мало того, что корону отобрали, Жанне не повезло жить в «увлекательный исторический период». О таких временах потом напишут много увлекательных исторических романов, историки изучат тысячи документов и составят сотни монографий. Но вот жить в такие времена – лучше не стоит. Ведь Жанне довелось застать и начало Столетней войны, и войны за Бретонское наследство, и Реконкиста, и постоянно бунтующие фламандские города. А еще Жанна была постоянно беременна почти всю свою супружескую жизнь: восемь детей с 1330 по 1341 годы. Наверное, родила бы и больше, но в одном из бесконечных военных походов муж получил рану от которой не оправился.

А при чем тут больные зубы?!
Да при том, что одной из самых интересных вещей, принадлежавших Жанне и уцелевших до нашего времени, является ее Часослов. Как раз в это время у знати становится модным заказывать себе роскошно оформленные книги. Часослов – книга хоть и небольшая по размеру, но нужная, потому что это сборник молитв на все основные случаи жизни, по мнению владельца.
Так вот от времен Жанны Наваррской сохранилось много красиво оформленных часословов. Набор молитв в них стандартен. А в Часослове Жанны кроме молитв «как у всех»: Деве Марии, Троице, ангелу-хранителю, есть еще и молитва святой Аполлонии, которая, как все знают, избавляет праведных христиан от зубной боли, если правильно помолиться. Вот и получается, что Жанну донимали зубы. Житие святой Маргариты, покровительницы беременных женщин, тоже было просто необходимо в часослове постоянно беременной королевы. Вот такие мелкае, но интересные подробности, делающие эту далекую принцессу и королеву ближе и понятнее для нас.

У Часослова Жанны Наваррской сложилась удивительная судьба. Потому что этой книгой в дальнейшем владели французские королевы: Бонна Люксембургская, Изабелла Баварская и английская королева Жанна Наваррская – жена Генриха IV. Причем эти королевы не просто хранили этот Часослов в своей библиотеке, а, судя по всему, периодически пользовались им.
А сама Жанна и в дальнейшем оказалась жертвой своего времени. В Европу с генуэзскими кораблями приплыла чума. И она не разбирала между знатностью и бедностью, между теми у кого есть красиво оформленный Часослов и теми, кто вообще никогда не держал в руках ни одной книги. Одной из жертв стала королева Наварры Жанна, покинувшая наш бренный, суровый мир в 1349 году. А ее удивительный Часослов сохранился, несмотря на все напасти, случившиеся за прошедшие века. С молитвой от зубной боли, которая, к сожалению, при чуме не помогает.
|
</> |