Королёв. Часть 1: Космическая столица России
varandej — 06.03.2018Королёв, крупный город-спутник Москвы (208 тыс. жителей), заочно представляется местом, где прохожие носят скафандры и плавно машут рукой пролетающим среди многоэтажек спутникам. Разум подсказывает, что скорее всего тут обычное Ближнее Подмосковье, заселяемое теми, кому чуть-чуть не хватило на квартиру в Москве. А истина, на самом деле - посредине.
Королёв - пожалуй, самый интересный из московских "спутников". Я расскажу о нём в 4 частях, и на вторую часть оставлю главное - космические заводы. А пока - история, устройство и общий колорит, которого оказалось гораздо больше, чем я думал.
Ехать в Королёв лучше всего на электричке - сквозь промзону, отделяющую город от бескрайнего Ярославского шоссе, есть всего два въезда, в которых регулярно случается транспортный коллапс. Но и на электричке сюда доехать непросто: фактически, за Лосиным Островом лежит самый настоящий город-миллионник, состоящий из Мытищ, Пушкино, Королёва, Ивантеевки, Фрязина, Щёлкова и множество весей поменьше. У него даже народное прозвище есть, по аналогии со всякими Босвашами и Чипитсами - Коротищи. Города Коротищ при этом имеют даже разное административное подчинение, друг с другом никак не интегрированы, и главное - вся эта гроздь не вытянута вдоль какой-либо дороги, а беспорядочно опоясывает Москву с северо-востока. Поэтому и Ярославское направление железной дороги отчаянно ветвится: в Мытищах основная магистраль уходит в Пушкино, а на восток от неё отделяется боковая линия, вскоре распадающаяся на две ветки, особую мудрёность которым придают почти одинаковые названия конечных - Фрязино и Фрязево. И Королёву в этом плане ещё даже повезло - его главная станция Подлипки-Дачные находится после первой развилки, но хотя бы до второй. Электричски сюда ходят часто, а на платформах с обилием дырок в заборах неизменно разворачиваются заячьи бега:
2.
Будущий Королёв вырос из нескольких сёл и усадеб, возникших задолго до рождения Сергея Павловича. Но точкой концентрации города стали именно Подлипки на построенном в 1914 году ответвлении от магистрали Москва-Ярославль. Вернее, просто Подлипки - это в сторону Коломны, а здесь, чтобы их различать - Подлипки-Дачные. С середины 19 века здесь находилось имение "Белая дача" купцов Перловых - крупнейших в России чаеторговцев, по сути и сделавших чай русским национальным напитком. Но в 1912 году Николай Перлов проиграл Белую дачу в скачках, и выкупивший её вскоре предприимчивый юрист Александр Вейнраубе, понимая, что здесь вот-вот появится железная дорога, начал распродавать имение на дачные участки. И так и был бы здесь дачный посёлок типа Малаховки, кабы ни Первая Мировая война - в 1914 году с помощью английской фирмы "Бекос" у Подлипок-Дачных началось строительство военного завода, который через сложные перепетии и вырос в нынешнюю "Энергию", где делают космические корабли. Но в 1920-30-х годах завод выпускал артиллерию, а в 1922 году стал называться Заводом имени Калинина. На месте бывших дач к 1928 году разросся соответственно рабочий посёлок Калининский, в 1938 году преобразованный в город Калининград, и вряд ли кто-то мог подумать, что через каких-то 7 лет его тёзкой сделается бывший Кёнигсберг. Ну а с началом космической эры в состав разросшегося Калининграда начали один за другим включаться окрестные городки и веси. Нынешний Королёв, получивший это название лишь в 1996 году, город потрясающе полицентрический. Гуляя по нему, я не мог отделаться от ощущения, что нахожусь в компьютерной игре, где на каждом уровне - свои пейзаж, палитра, музыка и сущности.
2а.
Центральный район Королёва - Подлипки. От Ярославского шоссе их отделяет РКК "Энергия", а с юга ограничивает ЦНИИмаш - главный завод и главный институт "Роскосмоса" соответственно. Лицо Подлипок определяет застройка середины ХХ века, в диапазоне от конструктивизма до хрущоб.
3.
И по сравнению с остальным городом их пейзаж отличает удивительная советская стерильность - здесь очень мало рекламы, вывески редкие и сдержанные, а на каждом втором доме - мемориальная доска кому-нибудь ракетно-космическому, и разве что обилие машин напоминает, что мы не в советской эпохе.
4.
Пока единственное исключение - привокзальная площадь, но и в других местах ткань района всё активнее взламывают новостройки, с верхних этажей которых как на ладони площадки стратегических предприятий. Но случайно ли магазин у главной станции назван позывным Королёва "Заря"?
5.
С востока Подлипки ограничивает Акуловский канал, построеный в 1930-е годы. Проходит он, впрочем, по трубам, и фактически на его месте полоса скверов. За ней - Новые Подлипки, мощнейший район 1970-80-х годов, выросший на месте села Куракино после того, как в состав Калининграда вошли расположенные дальше Костино и Болшево. Это, как мне показалось, самая многолюдная часть Королёва, и уж точно - рай для любителей советской архитектуры:
6.
За Новым Подлипками - Костино, старейшая часть Королёва: село на этом месте, у гати на Клязьме, было известно с 1477 года. В 1901 году рядом прикупил усадьбу фабрикант Александр Крафт, а с постройкой железной дороги и здесь начали расти вездесущие дачи. Среди них в 1924-37 годах действовала Болшевская трудовая колония ОГПУ - довольно своеобразный проект под эгидой Железного Феликса по интеграции в общество беспризорников, заполонивших Страну Советов после Гражданской войны. Подобных трудовых колоний в Подмосковье было несколько, но Большевская оказалась среди них самой крупной. При ней действовало несколько предприятий, в том числе комбинат спортинвентаря, который в 1940 году перешёл Наркомату авиационной промышленности и начал выпускать детали для военных самолётов. Костино по такому случаю было преобразовано в город, а завод, опять же через довольно хитрую цепочку эвакуаций, смен специализаций и названий к 1955 году обрёл свой нынешний профиль - боевые ракеты. Название позже менялось не раз, и ныне это завод со звучным названием "Звезда-Стрела" компании "Тактические ракетные вооружения".
7.
Что не спасло город Костино от включения в 1960 году в состав Калининграда. Ныне вокруг исторического центра, состоящего из усадьбы, завода и конструктивистской колонии - бескрайние жилмассивы 1960-2010-х годов, и лишь тонкие сосенки напоминают, что когда-то на их месте стояли дачки. В одной из них, чудом сохранившей у станции Болшево, жила некоторое время между эмиграцией и эвакуацией Марина Цветаева, и ныне действует её дом-музей:
8.
Станция Болшево находится прямо в развилке линий на Фрязево и Фрязино. Расположенные за железной дорогой Болшево, Первомайский и Текстильщик были включены в Калининград в 1963 году, но оставались тогда самостоятельными посёлками в составе города, и лишь в 2003 году окончательно вошли в его состав как районы. Сразу за путями начинается собственно Болшево, известное с 1574 года и по сей день сохранившее облик старого подмосковного села с лабиринтом малоэтажных улиц:
9.
Здесь сохранились и старейшие здания Королёва, в том числе церковь Косьмы и Дамиана начала 19 века. Косьма по-латыни кстати - Cosmas.
9а.
Севернее вдоль линии на Ивантеевку и Фрязино расположилась Первомайка - район текстильной фабрики, основанной более 300 лет назад, а на это место переехавшей из Болшева в 1850-е годы. Сама она давно не работает, но её деревянная слободка и постройки усадьбы владельцев неплохо сохранились.
10.
Через Фрязинскую ветку от Болшева, через Фрязевскую от Новых Подлипок лежит ещё один знаковый район Юбилейный, выросший из посёлка Московского военно-инженерного училища (1939). Последнее, впрочем, вскоре было переведено в Ленинград, а с 1946 году на его месте расположился НИИ-4 - головной институт зарождавшихся ракетных войск, на территории которого в 1957-61 годах действовал первый в мире командно-вычислительный центр ракетно-космических полётов, или, в обиход - Старый ЦУП. В 1972-86 годах посёлок НИИ-4 был полноценным ЗАТО Болшево-1, а в 1992-2014 - самостоятельным городом, выделившимся из Калининграда и возвращённом в Королёв. Ныне здесь мощнейшие каменные джунгли:
11.
Но по сей день ощущается обособленность и ухоженность бывшего ЗАТО.
12.
Я перечислил только те районы Королёва, где бывал сам, а на самом деле и этот список неполон. Мне хочется съезидть сюда снова, чтобы понять, каковы же пределы королёвского разнообразия. Тем более с севера к городу примыкает кажущийся очень симпатичным Комитетский лес, а с юга - бескрайний Лосиный остров, уходящий глубоко в Москву... и при этом в нём действительно можно встретить лосей. Общий же колорит Королёва начинается уже с названия - как вам, к примеру, Королевский суд?
12а..
И в общем, хотя с первого взгляда Королёв действительно выглядит городом для тех, кому не хватило на московскую квартиру, при ближайшем рассмотрении образы Космической столицы здесь не отпускают. Вот например обыкновенный хрущобный двор... в который подглядывает ракета:
13.
Баннер в Новых Подлипках:
14.
Космонавты тут может и не ходят по улицам (по крайней мере в скафандрах), но рекламируют жильё:
15.
А в спорткомплекс детей приглашает Гагарин:
16.
И у баскетбольного клуба название (даром что на американский манер) соответствующее:
16а.
В окнах гимназии в Юбилейном - не снежинки и ангелочки, а спутники, ракеты и небесные тела:
17.
Но более всего разные районы Королёва скрепляют ощущением единства Космической столицы многочисленные граффити. Королёв оказался городом стрит-арта, причём с весьма узнаваемым стилем, и 2/3 виденных мной королевских граффити так или иначе были связаны с космосом.
18.
Эти две будки (с кадров выше и ниже) попались мне в Первомайке:
19.
А эта - в Подлипках, на задворках Дворца культуры. С её левой стены - и заглавный кадр:
20.
21.
Ещё пара сюжетов во дворах Октябрькой улицы, ведущей от Дворца культуры к проходной "Энергии":
22.
Дружелюбные инопланетяне-панки на кадре выше. А вот - сказочный город из высоких миров, в которых восторжествовал Разум:
23.
В Юбилейном на той же самой гимназии со спутниками в окнах - то ли граффити, то ли капитальное панно:
24а.
А в одном из дворов обнаружилась Мудрая Крыса:
24.
Светящийся кот в Первомайке тоже вызывает у меня ассоции с чем-то космическим:
25.
Равно как и эти курица и свин - хотя вроде бы никаких признаков. Но в Королёве всё непонятное ассоциируется с космосом:
26.
И думается, даже на заборах у железной дороги здесь должны писать что-нибудь вроде "Алены гоу хоум! Земля для землян!".
27.
Впрочем, далеко не все королевские граффити про космос - просто это город победившие стрит-арта:
28.
29.
Чем, кстати, космическая столица похожа на колыбель космонавтики Боровск:
30.
31.
32.
А в этом пейзаже я сходу узнал Красную Горку на Пинеге:
33.
Помимо граффити, Королёв запомнился мне своими витринами, особенно живописными почему-то в Подлипках - может быть, тут есть какие-то ограничения на наружную рекламу, и сюжеты под стеклом - достойная замена аляповатой вывеске.
34.
35.
В милитаристском Юбилейном есть "Пятёрочка-Военторг":
36.
А эта милота - в одном из киосков "Карай-СВ", где продают офигенно вкусную выпечку. Сама эта сеть вроде бы из Пушкино, а в Королёве встречается в Костино, особенно его пристанционной части:
36а.
Однако помимо вывесок здесь часто останавливают взгляд даже просто балконы и окна.
37.
38.
39.
Судя по всему, в городе с уникальной для России концентрацией высокотехнологичных производств живёт много интересных людей. Причём совсем не факт, что как-то связанных с космосом или ракетами - просто здесь сама атмосфера располагает "видеть дальше, чем окна дома напротив".
40.
Напоследок - несколько кадров из Королёва, но не про сам Королёв, а про ныненшнюю безумную зиму:
41.
42.
43.
Здесь на заднем плане так и вовсе не Королёв, а Мытищи - как уже говорилось, два города разделяет Ярославское шоссе, и за спиной относительно этого кадра - "космическая" промзона.
44.
БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Пересвет. Где участ ракеты летать.
Реутов. На параллельной орбите.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы (Томилино). Завод "Звезда" и его музей.
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Москва. Останкино.
Москва. Разное.
Москва. Институты и предприятия.
Москва. ИКИ и ИМБП.
|
</> |