Об этом человеке я узнал случайно. Прочитал скромную заметку в
новостях о том, что Гохран России закупил работы казанского
ювелира.
Увидел фото его работ - и был просто поражен. Почитал о художнике и
снова удивился - как я умудрился за двадцать с лишним лет, что
работает мастер, ни разу о нем не слышать. Посудите сами:
Ильгиза Фазулзянова в профессиональных кругах называют
«королем эмали». Более двадцати лет назад он освоил технику работы
с этим ювелирным материалом, и с тех пор эмаль стала неотъемлемой
частью его драгоценных произведений. Изделия, выходящие под брендом
Ilgiz F., необыкновенно выразительные, яркие и неповторимые — даже
сам мастер не смог бы сделать два идеентичных украшения. Почему? Вы
узнаете, прочитав интервью, в котором Ильгиз рассказывает нам о
разновидностях эмали и делится с нами опытом работы с «драгоценной
глазурью».

Катерина Перез: Ильгиз, в качестве вступления давайте
отправимся в далекое прошлое к тому периоду, когда вы нашли себя в
ювелирном деле после занятия живописью, росписью по шелку и
витражным искусством.
Ильгиз Фазулзянов: Если мы начинаем разговор с моего прошлого,
стоит заметить, что у меня академическое образование, и вообще я —
живописец. Жизнь подвела к тому, что я начал заниматься ювелирными
изделиями, но в них мне никогда не хватало цвета! Для меня как
художника важно было показать гамму оттенков, поскольку ими можно
передать настроение и характер. В 1997 году мне в руки попала
эмаль, я научился с ней работать буквально за месяц и тогда
полностью переделал коллекцию, которую собирался представлять на
антикварной выставке во Франции.

К.П.: А как такой «фокус» технически возможен? Не все же так
просто, как с акварелью – ее разбавил водой и можно рисовать…
И.Ф. На самом деле, чем больше я работаю с эмалью, тем больше
удостоверяюсь, что помимо знания технологии, это дело чутья и
понимания ювелирного материала. Под внутренним чутьем эмали я
подразумеваю то же самое, что происходит в случае контакта между
людьми, и если у мастера хорошо развита интуиция, то все будет
получаться. Бывает так, что у меня сотрудники накладывают эмаль, а
она пенится, мутнеет, откалывается. А я возьмусь за работу — и все
хорошо. Как это можно объяснить?

К.П.: Вы сказали, что все зависит от мастера, ведь одного
эмаль — это всего лишь ювелирный материал, а для другого – это
нечно, что нужно «чувствовать» и понимать.
И.Ф.: Да так и есть. Во – первых, давайте разберемся, что
такое эмаль. Это природный кварц, а кварц – это носитель информации
и энергии. Поэтому работая с эмалью, ты должен «разговаривать» с
ней на одном языке. Надо внутренне почувствовать, какой слой
наложить и каким способом. Поскольку эмали между собой очень тяжело
связать, обычно их накладывают по технике клуазонне — делаются
ячейки, которые напаиваются на металлическую поверхность предмета и
заполняются эмалевой крошкой, а потом обжигаются. В результате
получается красочная мозаика из блоков цвета. Мало кто сейчас умеет
грамотно смешивать эмали, как бы хорошо мастер не владел техникой
соединения, смешать можно не любые цвета.

К.П.: Я вас слушаю и начинаю осознавать, наколько эта техника
все-таки многосложная.
И.Ф.: Да, с эмалью работать непросто, но еще сложнее работать
с витражной эмалью. Витражная эмаль – одна из самых изысканных и
комплексных техник художественного эмалирования, когда кварцевой
крошкой заполняют ажурный орнамент металлической формы без основы,
и происходит наложение полупрозрачного слоя материала. Обычно
витражную эмаль накладывают на плоские элементы. Но, применив
некоторые законы математики и физики, я смог сделать витражную
эмаль на изгибе изделия, как, например, на кольце с сотами.

К.П.: А вы не могли бы вкратце описать процесс эмальирования
для тех, кто с ним еще не знаком?
И.Ф.: Эмаль напоминает стеклянные крошки, которые в ступке
нужно перемолоть до мельчайшего зерна. Далее кисточкой или палочкой
ее наносят тончайшим слоем на поверхность изделия и запекают в печи
в течение определенного времени при определенной температуре.

К.П.: А каким образом у эмали появляется цвет? Возможно ли
воспроизвести любой оттенок?
И.Ф.: Для придания эмали определенной окраски к
кварцевому зерну добавляют некоторое количество специальных
красящих компонентов –пигментов и красителей. С их помощью можно
получить практически любой цвет. Когда в Москву приезжал
выставляться японский ювелир, во время нашей встречи он увидел на
моих изделиях алую эмаль и поделился, что всю жизнь добивался
такого цвета. Вот такой красный цвет на исходе – это редкость,
добиться его сложно, существует масса нюансов.
К.П.: Какие нюансы вы имеете ввиду?
И.Ф: Во-первых, за изделием в печи надо постоянно наблюдать,
чтобы почувствовать, какой слой эмали задать и на каком этапе
изделие нужно вынуть. Если слой толстый – то цвет будет «глухим»,
если кварц наносить тонкими слоями – вообще сложно сказать, что
будет на исходе: красный цвет, к примеру, может уйти в оранжевый.
Нужно понимать, сколько изделие держать в печи и как
остудить.

К.П.: Насколько я знаю, на исходе эмаль не всегда прочная, она
может сколоться или потрескаться.
И.Ф.: Все зависит от типа эмали. Помимо горячей и
низкотемпературной (холодной), существует также такие
разновидности, которые отвердивают под ультрафиолетовой лампой. У
них всех разная стойкость. Те эмали, с которыми работаю я –
высокотемпературные, их я «запекаю» при температуре 950 градусов,
за счет чего металл и эмаль прочно соединяются.

К.П.: Они как бы вплавляются друг в друга?
И.Ф.: Да. Поскольку начальная температура плавления
золота – 900 градусов, а эмали – 950, эмаль начинает
въедаться, когда верхние слои золота оплавляются. Но золото очень
быстро набирает температуру, и главное – вынуть украшение из печки
в нужный момент, чтобы оно не расплавилось. Сложность в том, чтобы
«поймать» этот момент. Это также причина того, почему такие
изделия, как у меня, невозможно сделать в больших массах.
