Корни Змееборчества в древних мифологиях
new_etymology — 14.06.2023Про египетского Сета и иных змеев, любивших в мифах "резать на
куски", необходимо понимание, почему в них главного героя изрубают,
а затем собирают воедино.
Для понимания нужно спускаться вглубь веков на 4500 - 5000 лет
назад, когда климат был теплее, и жизнь кипела в северных широтах
(в Гиперборее), где Солнце "поедается", "по кусочкам", и от
него не остается ничего к декабрю. В момент зимнего солнцестояния
происходит разворот, и Солнце начинает побеждать Дракона
(царствующее вместо Солнца "Северное сияние") - и идет процесс
Воскрешения, собирания Солнца обратно по кусочкам в единое
целое. В языческое Рождество праздновалось не
только Рождение нового Солнца, но
и низвержение Змея-Дракона (которого, в том числе,
символизирует Ель, Ёлка - остроконечное дерево с
иглами).
В египетской мифологии бог Сет путём обмана побуждает
Осириса улечься в деревянный саркофаг, который затем
запирает на замок и бросает в Нил. Но Осирис вновь
возвращается, «воскресает».Жена Осириса, Исида, ищет его останки,
пока наконец не находит их на финикийском берегу. Ей удается вынуть
гроб и открыть его, и при помощи заклинания возвращает мужа к
жизни, чтобы забеременеть от него.Потом Осирис умирает снова, и
Исида прячет его тело в пустыне. Но Сет находит тело Осириса,
разрывает на куски и разбрасывает их по земле.
В греческой версии Осирис возвращается в Египет, где его злой
брат Тифон убивает
Осириса, разрубая тело на куски. Но Исида и Геракл,
сын Зевса, отомщают за смерть Осириса, победив Тифона: http://rushist.com/index.php/mifologiya/3473-osiris-drevneegipetskij-bog#c4
И как не вспомнить Лемминкяйнена, из Калевалы,
символизирующего восходящее утреннее Солнце. Отправляется
Лемминкяйнен к водам Туонелы, а старик из
Похьёлы, которого ранее оскорбил герой, решает убить его. Когда
Лемминкяйнен подходит к Туонеле, старик выхватывает из её
вод змею и швыряет её в грудь
Лемминкяйнену. Подобно копью, пронзает его змея. Но, благодаря
стараниям свой матери, Лемминкяйн вновь возвращается,
«воскресает»: http://rushist.com/index.php/mifologiya/2152-gibel-lemminkyajnena-i-spasenie-ego-materyu
В русских сказках Кощей (фин. kosija [косия] - ухажёр,
сват - См. https://eesti-keel.livejournal.com/163037.html )
догоняет Ивана-царевича, изрубает его в мелкие куски,
кладёт в смоляную бочку и бросает в море, а Марью Моревну к
себе увозит. Зятья Ивана-царевича, однако, спасают его, вытаскивают
бочку на берег, вынимают куски Ивана-царевича, перемывают и
складывают, как надобно. Ворон брызгает мертвою водою - тело
срастается, соединяется. Сокол брызгает живою водою - Иван-царевич
встает и говорит: Ах, как я долго спал!
В другом варианте, взятом за основу Пушкиным в Сказке о Царе
Салтане, царицу-мать сбрасывают с новорождённым царевичем в море
внутри бочки. Бочку выносит на необитаемый остров, причём царевич
Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей.
Родившийся вновь Иван-Царевич, также как и его прототипы в самых
различных мифологиях, сражается со Змеем-Горынычем и побеждает
его.
З.Ы. Северное сияние во время
Полярной ночи ассоциировалось северными народами с
извиванием Дракона:
|
</> |