Корабль обреченных людей
lost_buddha — 30.08.2022Когда я наблюдаю над возней, которую затеяли в ЕС насчет виз, я вспоминаю одну историю. Историю путешествия корабля «Сент-Луис» в 1939 году. Я ее расскажу.
После того, как в Германии произошли массовые погромы еврейского населения, начали жечь синагоги, стало понятно что оставаться в стране нельзя. Одной из безопасной для евреев страной являлись США. Но очередь рассмотрения возможности получения виз в эту страну растягивалась на месяцы (может даже на годы) — столько ждать в Германии было уже невозможно. Тогда около 900 евреев купили билет на судно «Сент-Луис», которое отправлялось на Кубу.
Там, на Кубе, евреи и хотели дожидаться решения США насчет
разрешения эмиграции в страну. Судно вышло из Гамбурга в Нью-Йорк 1
мая 1939 года. Билет стоил дорого, некоторые семьи отправляли
кого-то одного, в надежде на то, что когда человек окажется на
Кубе, он найдет способ переправить туда остальных членов семьи.
Интересно, что некоторых людей евреи выкупали из концлагерей —
тогда это еще было возможно.
Визы на Кубу (вид на жительство) евреи получили заблаговременно. Но они не знали, что в тот момент, когда судно выходило из порта Гамбурга, все их разрешения были аннулированы президентом Кубы Фредерико Ларедо Брю. Официально причиной аннулирования виз было мошенничество кубинского чиновника, который по мнению президента не имел право выдавать разрешения. Тем не менее чиновник собрал с пассажиров корабля около 500 тысяч долларов. Президент же Кубы для аннулирования виз даже ввел специальную поправку в закон. Настоящей же причиной скорее являлось то, на Кубе в то время царили антисемитские настроения. 8 мая 1939 года, когда «Сент-Луис» уже восьмой день был в плавании в Гаване прошел антисемитский митинг, в котором приняло участие около 40 тысяч человек. Откуда на Кубе того времени такие настроения? Все дело в деятельности Кубинской нацистской партии и немецких агентов, которые раздували такие настроения.
При подходе к острову, капитан Густав Шредер получил телеграмму
с запретом его судну причаливать к пирсам. «Сент-Луис» встал на
рейде. Пассажирам, за исключением неевреев запретили вступать за
землю Кубы. Из евреев сошло только несколько человек, у которых
были кубинские паспорта, которые выдали еще давно. Беженцев
охватило отчаяние. Один из пассажиров вскрыл себе вены и бросился в
воду. Его спасли, хотя он этому сопротивлялся. Этот пассажир в
итоге оказался на Кубе и там остался.
На рейде гаванского порта судно простояло четыре дня, и все эти
дни шли переговоры с правительством Кубы, которые не привели к
какому-либо результату. У еврейской организации, которая вела
переговоры, было запрощено еще 500 тысяч долларов, которых просто
не оказалось. Одновременно велись переговоры с США об
увеличении эмигрантской квоты, но Рузвельт и слушать об этом не
хотел. Кораблю же было приказано покинуть Кубу под угрозой атаки.
Корабль продолжал кружить вокруг территориальных вод продолжая
переговоры. Была отправлена еще одна телеграмма президенту США, с
просьбой посодействовать в решении экстренной ситуации. Вместо
ответа Рузвельт прислал два корабля ВМС США, которые недвусмысленно
дали понять, что затопят корабль, если он пересечет морскую границу
страны. Обращение к Канаде и к Доминиканской Республике тоже были
проигнорированы. Кстати, на то время в Канаде действовали законы,
по которым виза в страну выдавалась по расовому признаку и евреи
являлись для канадского правительства нежелательными
персонами.
После всего этого «Сент-Луису» не оставалось ничего другого, как
вернуться назад, в Гамбург. Но немецкий капитан Густав Шредер
все-таки попытался спасти пассажиров. На пути в Германию он сделал
заходы в порты Франции, Бельгии, Нидерландов и в Великобританию.
Шредер лично проводил переговоры с властями этих стран о приеме
беженцев. В Гамбург свое судно Густав привел пустым, без
пассажиров.
Но наступали сороковые и около половины из тех евреев, которые сошли на берег в континентальной Европе их не пережили. Густав Шредер же, который сделал все для спасения своих пассажиров получил в дальнейшем звание «Праведник мира». Он умер в 1959 году. «Сент-Луис» же служил в составе флота Германии (Шредер после этого плавания в море не выходил) до 1944 года, в котором получил сильные повреждения. После войны восстановили и судно стало плавучей гостинице. В 1952 году его отправили на слом.
Вот такая история, связанная с визовыми режимами, произошла в 1939 году.