Конъюнктура рынка религий
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Современный образ жизни является выражением самого жёсткого эксклюзивизма. Он настолько требователен и всеохватен, что не оставляет человеку ни лазейки.
Кальвинизм, по сути, выполнил ту задачу, какую так недавно провалил коммунизм - создать нового человека. Современный человек живёт такой жизнью, которая традиционному человеку казалась бы совершенно противоестественной. Даже физиология ей сопротивляется. Ежедневная стрессовая работа, занимающая не меньше восьми часов, и малоподвижный образ жизни неизбежно влекут разнообразные и болезненные перекосы.
День современного человека забит до отказа. Работа, конечно же, на первом месте - о ней думают и далеко за пределами восьмичасовки. От неё всё зависит, на неё всё поставлено. Подавленному таким стрессом человеку нужно как-то расслабляться. На это работает чудовищная индустрия развлечений, отнимающая у современного человека ещё один жирный кусок времени. Разбитый работой и развлечениями, человек нуждается в ремонте и профилактике. Он бегает по врачам, массажам, спортзалам и просто бегает. И ещё надо уделить какое-то время семье.
Итак, работа, развлечения, здоровье, семья. Куда тут всунуть религиозную практику?
Кальвинизм, понятно, сделал религией работу. "The latest gospel in this world is, Know thy work and do it. It has been written, "An endless significance lies in work", - писал Карлейль ещё в 1843 году.
Религия может быть также особым, экзотическим видом развлечения. Вот почему так популярно то, что я бы назвал "быстрой мистикой". Это стремление к очень сильным, необычным ощущениям, которые в то же время ничем не вредят ("зелёные") и ни к чему не обязывают.
Религия может быть способом заботы о здоровье. Отсюда популярность всякого рода йоги - чего-то среднего между фитнесом и массажем.
Наконец, для семьи могут остаться какие-то рудименты традиционной религии предков, особенно пригодные для похорон - самого семейного из всех ритуалов.
Таким образом, в современном супермаркете религий наибольшие шансы имеют рабочие, развлекательные, оздоровительные и похоронные религии.
Религиозные действия вне этих функций, не имеющие смысла внутри современного образа жизни, становятся уделом фриков. Чаще всего они воспринимаются как идиотские развлечения, характерные для бездельников, сумасшедших и всякого рода лузеров. На этом, по-видимому, основана и фобия "клерикализации" - люди не хотят, чтобы их делали клоунами и дополнительно затрудняли им и без того нелёгкую жизнь.
|
</> |