
Конструктивненько о конструктивизме (без мата)!


Первый уникальный памятник - Дом культуры имени Зуева.

Как раз он и связан с именем Ильи Голосова. Он предстает перед нами во всей своей солидности, давит авторитетом одного из наиболее ярких и известных примеров мирового (а не просто московского) конструктивизма. Проект этого здания Голосов создал в 1925 году. Сама стройка проходила в 1927—1929 годах на Лесной улице.

В соответствии с тогдашними порядками ДК был назван в честь участника революции 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева. Инженерная мысль максимально реализовалась в этой изящной, стройной конструкции, выполненной в стиле кубизма. В ней очень ясно и удачно читались индустриальные пропорции, а изюминкой всего здания стал стержневой цилиндрический элемент, внутри которого была заключена лестница, «пронизывающая» его этажи.

Другим смелым архитектурным решением для Москвы стал Клуб Союза коммунальщиков Русакова, расположенный на Северо-Востоке Москвы (Стромынская пл., 10).

Он был построен в 1927–1929 гг архитектором К. С. Мельниковым. Подобно гиперболической шахматной ладье или огромной шестерне здание выдается тремя своими массивами прямо навстречу проезжей части.

Но что еще более интересно – это функциональное решение: Клуб коммунальщиков - это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в зубцах-выступах. Вся объемно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объема здания.

Сегодня в здании располагается театр Романа Виктюка, но его стены до сих пор помнят проходивший в них I съезд ЛДПР.

В ряду других шедевров этого конструктивиста поражает своей оригинальностью дом-мастерская Мельникова в Кривоарбатском переулке.

Удивителен не только внешний вид здания круглой формы с множеством шестиугольных окон, но также и его функциональные решения. Дом соединяет мастерскую и комнаты, в которых художник проживал со своей семьей.


Даже здания промышленного назначения не избежали причудливого и претенциозного оформления в эпоху конструктивизма. Так, например, Хлебзавод имени Зотова (№5), построенный в 1931 году на Ходынской улице представляет собой самый настоящий супрематизм в архитектуре.

По плану архитектора А.С. Никольского здание складывается из соприкасающихся, но почти не пересекающихся своими объемами четырехэтажного цилиндра и трех шестигранников.

Известно, что многие вполне рядовые здания строились в 30-е годы с использованием элементов стиля, намеками на него, но, по сути, оставались типовыми жилыми и нежилыми постройками и к памятникам архитектуры не имеют никакого отношения.

Таких зданий по Москве можно насчитать несколько тысяч. Ярким примером подобных «миражей» являются Донские бани – изношенное, отработавшее свой срок здание, которое язык не повернется назвать памятником архитектурного стиля.


К сожалению сегодня и настоящие шедевры архитектуры не всегда обслуживаются должным образом. А ведь именно к ним должно быть приковано внимание защитников архитектурного наследия


Вот наша прогулка и подошла к концу. А какие здания в Москве любимые у вас?
---------
Не пропусти следующие прогулки!

Найти меня можно
в ВК: vk.com/venoru
В Тви: twitter.com/venomancer_ru
В ФБ: facebook.com/venoru