Конституционный переворот 93-го


30 лет назад, 25 апреля 1993 года, в России прошел референдум о доверии президенту и парламенту.
Он мог остановить идущую полным ходом «войну ветвей власти» — но не остановил. Вместо этого проложил путь к событиям осени 1993 года, когда была совершена вооруженная попытка госпереворота, и не только распущен парламент, но и очень серьезно «поражен в правах» сам институт парламентаризма.
Полезно напомнить, что то, что традиционно называют «конституционным кризисом 1992‒1993 годов», было вовсе не противостоянием прогрессивного президента Бориса Ельцина и реакционного большинства на съезде народных депутатов РСФСР, как и по сей день полагают многие. Тем более что именно этот съезд в мае 1990 года избрал Ельцина своим председателем.
Это было противостоянием между теми, кто считал необходимым провести задуманные ими экономические реформы любой ценой, — и теми, кто считал, что цена любой быть не может, потому что никакая цель не оправдывает средства.
Между теми, кто призывал ограничить демократические механизмы, не позволяющие проводить реформы вопреки воле большинства, — и теми, кто полагал отказ от демократии недопустимым, как недопустимой и ставку на меньшинство.
Между теми, кто восхвалял авторитарную модель, с «развязыванием рук» президенту и правительству, — и теми, кто полагал, что подобное «развязывание рук» приведет лишь к произволу и коррупции.
Между теми, кто считал, что президент и правительство, «знающие, как надо», должны быть выведены из-под общественного и парламентского контроля, — и теми, кто считал, что правительство должно быть подконтрольно и подотчетно парламенту.
Особые полномочия
Разница в двух этих подходах очень ярко проявилась во время действия «особых полномочий» президента Бориса Ельцина и работы правительства во главе с Егором Гайдаром.
В ноябре 1991 года съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «О правовом обеспечении экономических реформ», суть которого была проста: в сложнейших, кризисных условиях дать президенту возможность издавать указы, противоречащие российским законам.
Если в течение недели Верховный Совет не отклонял «незаконный указ»
— он вступал в силу.
Тогда многим казалось, что найден удачный компромисс,
позволяющий сочетать высокую скорость экономических преобразований
с наличием надежного парламентского «тормоза».
Но беда заключалась в том, что «тормоз» вскоре перестал работать: исполнительной власти настолько понравилось все регулировать в рамках «указного права», что даже если парламент и успевал отменить какой-нибудь незаконный указ, он тут же выпускался президентом заново под другим номером. И все это сочеталось с невиданными доселе (2600%) темпами инфляции после начала «радикальных экономических реформ», безработицей, падением уровня жизни, «сгоревшими» сбережениями, сломом системы социальных гарантий и разрушением жизненных планов огромного числа граждан.
Такие реформы, конечно же, вызвали крайне негативную реакцию очень у многих граждан — но президент и правительство категорически отказались что-либо в этих реформах менять, заявляя, что курс верен, и ему нет и не может быть альтернативы (заметим: альтернативы были — но их отказывались рассматривать).
В демократических условиях президента и правительство, проводивших такой курс, или заставили бы его изменить, или отправили бы в отставку. И сделал бы это парламент — представляющий граждан, большинство которых в результате проводимой политики стало жить хуже.
Собственно, именно поэтому организаторы и сторонники проводимых
реформ и начали «войну» с парламентом как главным барьером на своем
пути, не позволяющим действовать «как надо».
И при помощи сочувствующих журналистов и общественников
начали изображать парламент как средоточие реакции и мракобесия,
мешающее президенту проводить реформы.
Парламентское большинство, в свою очередь, яростно критиковало правительство в целом, его экономический курс, отдельных министров — но дальше слов не заходило: решений об отставке правительства оно не принимало, и даже не пыталось.
Вечный и.о.
Первый «гром» прогремел в декабре 1992 года, когда на VII съезде
народных депутатов России большинство парламентариев отказалось
продлить «особые полномочия» президента Бориса Ельцина и утвердить
предложенную им кандидатуру Егора Гайдара полноправным премьером
(до того он находился в статусе и.о.). И были приняты поправки в
Конституцию, ограничивающие полномочия президента.
В частности, в Конституцию была введены нормы о праве съезда
отменять или приостанавливать президентские указы, и о том, что
полномочия президента не могут быть использованы «для роспуска либо
приостановления деятельности любых законно избранных органов
государственной власти, в противном случае они прекращаются
немедленно». Именно на эту статью Конституции в сентябре 1993 года
опирался Конституционный суд, принимая решение о прекращении
полномочий Ельцина, издавшего 21 сентября 1993 года «указ 1400» о
роспуске съезда и Верховного Совета.
Ельцин в ответ обрушился на депутатов, пригрозив референдумом о недоверии съезду, и увел своих сторонников из зала заседаний, чтобы сорвать кворум (но неудачно).
Тем не менее кризис — усилиями председателя Конституционного суда
Валерия Зорькина — тогда удалось урегулировать.
Именно тогда Зорькин, выступая с трибуны съезда, пригрозил
привлечь к конституционной ответственности «лиц, возглавляющих
законодательную и исполнительную ветви власти», и заявил: «Не
можете договориться, как вместе работать, — договаривайтесь, как
вместе уйти».
В результате переговоров Ельцина и председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова стороны пошли на компромисс.
Было принято постановление «О стабилизации конституционного строя в РФ», по которому поправки в Конституцию были частично «заморожены», на 11 апреля 1993 года был запланирован референдум по основным положениям новой Конституции, а для назначения премьера было предложено специальное многоступенчатое голосование (съезд «рейтинговым» голосованием определял три кандидатуры, одну из которых президент был обязан представить съезду для утверждения премьером). В итоге по этой процедуре премьером стал Виктор Черномырдин.
VIII съезд
Хрупкий «мир», однако, продержался недолго.
У меня дома хранится очень любопытный сборник — материалы VIII и IX съездов народных депутатов России, проходивших в марте 1993 года. Как бы ни относиться и к депутатам, и к президенту, это — настоящая дискуссия и настоящая политика, с жестким столкновением различных позиций, с аргументами и фактами, без всякой оглядки на должности. В отличие от того, что мы видим в последние двадцать лет, когда в Думе актом небывалой политической храбрости является критика правительства, а о том, чтобы критиковать президента, никто даже и помыслить не может…
10 марта 1993 года на открытии VIII съезда народных депутатов Руслан Хасбулатов заявляет, что «возможный потенциал договоренностей (достигнутых на предыдущем съезде. — Б. В.) реализовать не удалось», что «нет серьезных сдвигов в экономике» и что «граждане, республики, края, области, другие субъекты Федерации, политические силы и партии, ученые, юристы высказывают серьезные опасения по поводу наших решений о референдуме 11 апреля и его возможных последствиях».
А затем зампред Верховного Совета Николай Рябов называет принятое на VII съезде постановление о стабилизации конституционного строя ошибкой — «односторонней уступкой со стороны представительной власти в пользу исполнительной».
Рябов говорит о недопустимости «прямого апеллирования к народу тех
политических сил, которые желали бы разрушить существующий
конституционный строй России», и о недопустимости «попыток
использовать референдум для искусственного продления или укрепления
полномочий тех или иных структур власти, а тем более фигур, их
возглавляющих». Что к референдуму призывают под лозунгом «изменения
всевластия Советов», но именно под лозунгом «Вся власть Советам!»
проходили демократические преобразования в России в 1989‒90 годах,
и включение в Конституцию п. 2 ст. 104 статьи о верховенстве
съезда, который «правомочен принять к своему рассмотрению и решить
любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации»
рассматривали тогда как победу демократических сил. И что
«возможность того, что бесконтрольность статуса президента и
особенно правительства может быть изменена на съезде, толкает
сторонников президента к требованиям немедленного изменения этой
статьи.
Тут уместно небольшое, но важное отступление. 23 сентября 1993 года — через два дня после «указа 1400» — Николай Рябов уходит с поста зампреда Верховного Совета, переходит на сторону своего недавнего оппонента, президента Бориса Ельцина, и тут же назначается председателем ЦИК — в каковой должности проводит и думские выборы 1993 и 1995 годов, и президентские выборы 1996 года. Что называется, ничего личного — только карьера…
11 марта на съезде выступает президент. Заявляет, что «пришел на этот съезд с надеждой, что у вас хватит мудрости, мужества и воли ради России, ради наших избирателей обрести согласие и начать совместную конструктивную работу». Но «вчерашний день принес немало разочарований: усиливается взаимное отчуждение, непонимание, все меньше остается возможностей для согласия».
Ельцин заявляет, что «борьба с президентом — это прежде всего борьба против силы и самостоятельности правительства» и что «только всенародное избрание, выраженное избирателями доверие позволяет именно президенту, и никому более, проводить в жизнь жесткие, но необходимые меры», без которых «не может сейчас обходиться ни одна реформа».
Упрекает депутатов в том, что «когда законодательная власть пытается устранить власть президентскую, она разрушает конституционный строй, посягает на волю народа, на волю избирателей». Говорит, что «если конфликт не будет разрешен существующими институтами законодательной и исполнительной власти, ни один из них не одержит верх, а третья сила погубит Россию». И что «если съезд будет и дальше стоять на позициях конфронтации, то надо идти на референдум, он останется единственным средством разрешения конфликта».
Тем не менее в тот же день — 12 марта 1993 года — съезд принимает постановление «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РФ», которым отменяет постановление «О стабилизации конституционного строя РФ», требует осуществлять конституционную реформу «в порядке, установленном Конституцией РФ», и считать недействительными все соглашения и нормативные акты государственных органов, направленные на перераспределение полномочий между центром и регионами.
Также съезд предписывает президенту, Верховному Совету и Конституционной комиссии съезда согласовать между собой и в трехмесячный срок направить регионам на согласование проект основных положений новой Конституции.
«Особый порядок управления»
Проходит еще неделя — и кризис переходит на новый этап: 20 марта 1993 года Борис Ельцин выступает с телевизионным обращением к народу.
Президент заявляет, что «страна не может больше жить в обстановке
постоянного кризиса», что «фактически запущен маховик
антиконституционного переворота» и что «в этих условиях президент
вынужден взять на себя ответственность за судьбу страны». И
объявляет о введении некоего «особого порядка управления
страной».
Главный элемент «особого порядка» — то, что «не имеют
юридической силы любые решения органов и должностных лиц, которые
направлены на отмену и приостановление указов и распоряжений
президента и постановлений правительства».
Заявляется, что «вертикаль исполнительных органов восстановлена» и что «главы исполнительной власти и правительства субъектов РФ подотчетны непосредственно президенту и правительству России, их полномочия не могут быть прекращены без решения президента РФ».
Также президент назначает на 25 апреля 1993 года всенародное голосование с вопросами о доверии президенту и вице-президенту, о проекте новой Конституции и о проекте Закона о выборах федерального парламента. «По утвержденной вами Конституции и новому Закону о выборах будут проведены выборы, но не съезда, а нового парламента России», — говорит президент.
23 марта Конституционный суд Российской Федерации — правда, не видя текст подписанного указа об «особом управлении» — признает действия президента, связанные с телевизионным обращением, неконституционными и усматривает наличие оснований для его отрешения от должности.
А 24 марта Кремль публикует указ — серьезно отличающийся от того, что говорил Ельцин. Там нет уже никакого «особого управления». Аккуратно говорится о том, что «решения государственных органов и должностных лиц, направленные на приостановление указов и распоряжений Президента Российской Федерации без решения Конституционного суда Российской Федерации (выделено мной. — Б. В.), должны быть признаны в установленном порядке не имеющими юридической силы и не подлежащими исполнению». Голосование 25 апреля назначается только о доверии президенту (без вице-президента), но также и о проекте новой Конституции и проекту закона о выборах в парламент.
Внеочередной съезд
26 марта собирается IX, внеочередной съезд народных депутатов России, и работает три дня.
Открывая съезд, Руслан Хасбулатов говорит: «Мы столкнулись с чрезвычайным обстоятельством: стремлением монополизировать всю власть — законодательную и исполнительную — в одной ветви. Сначала говорят о бесспорном — стране нужен порядок, а далее все сводится к необходимости установления режима сильной власти, иначе, дескать, эти депутаты, стоящие у микрофонов, будут только «разбалтывать» страну».
Валерий Зорькин отвечает тем, кто упрекал Конституционный суд в
поспешной оценке телевизионного обращения Ельцина об «особом
управлении»:
«Если это просто обращение о намерениях, тогда что означают
слова «я решил», «я подписал указ»? Тогда объясните: что такое
приготовление к антиконституционному изменению государственного
строя?»
Борис Ельцин выступает с примирительной речью, заявляя: «конфликтовать дальше бессмысленно», но настаивает: «кардинальный способ выхода из конституционного кризиса остается прежним — это принятие новой Конституции».
Он призывает депутатов: «Давайте не позволять подталкивать себя к действиям сомнительным и с точки зрения политики, и с точки зрения морали». И предлагает вынести на всенародное голосование не только вопрос о доверии президенту, но и вопрос о доверии съезду.
27 марта Ельцин, Хасбулатов и Черномырдин вносят на съезд проект постановления «О преодолении кризиса власти и сохранении конституционного строя РФ». Ключевое положение: на 21 ноября 1993 года назначаются одновременные досрочные выборы президента и в «двухпалатный высший законодательный орган государственной власти — Верховный Совет РФ», который с 15 февраля 1994 года начинают свою работу. Однако 28 марта съезд отклоняет этот проект.
Затем, по предложению депутата Владимира Исакова, на голосование ставятся вопросы об отрешении Ельцина от должности президента и освобождении Хасбулатова от должности председателя Верховного Совета.
Но и тут голосов оказывается недостаточно: за отрешение Ельцина (нужно было не менее двух третей депутатов) голосует 617 депутатов вместо необходимых 689 из 1033, за отставку Хасбулатова — 339 депутатов вместо необходимых 517.
|
</> |