КОНСТАНТИН КОРОВИН. ОСЕНЬЮ (ДЕВУШКА В ПАРКЕ). 1891
nikonova_alina — 29.09.2023Хорошим преподавателем был Василий Дмитриевич Поленов. Он не только научил целые поколения молодых талантов как стать настоящими пейзажистами, но ещё и помогал начинающим художникам продвигать свои картины. Он рекомендовал их произведения на выставки, обращал на них внимание самых известных меценатов, в среде которых был непререкаемым авторитетом. А ещё просто и элементарно подкармливал своих вечно голодных студентов, постоянно принимая их в своем гостеприимном доме. И даже когда они оканчивали Училище, он не оставлял их своими заботами. Очень многие его бывшие воспитанники проводили летние месяцы на его подмосквной даче в Жуковке, расположенном на реке Клязьме, в компании самого мэтра и его близких.
Среди молодых гостей Поленова, регулярно приезжавших в Жуковку, был и Константин Коровин. С 1888 по 1891 годы он исполнил там целую серию картин, для которых ему позировали гости и родственники Поленова. Коровин в принципе никогда не считал себя портретистом, но в то же время его композиции нельзя отнести ни к чистому пейзажу, ни к бытовому жанру. Иногда искусствоведы, определяя суть этих работ художника используют ненаучный термин «лирический полужанр-полупейзаж-полупортрет». Сам Коровин позднее даже попытался обосновать этот свой основополагающий художественный принцип. В «Заметках об искусстве» он писал: «Пейзаж не писать [без] цели, если он только красив — в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».
К серии из Жуковки можно отнести картины «В лодке», «За чайным столом», «В парке» и, конечно же, «Осенью» (картина известна также под названиями «Осень» и «Девушка в парке». Это, пожалуй, самая тонкая и лиричная работа этой условной серии, которую даже иногда называют осенней элегией.
На полотне мы видим молодую женщину в белом платье, которая с печальным и задумчивым видом стоит, погруженная в свои мысли, в отдаленном и заброшенном уголке парка. За ее спиной уже желтеющие деревья, справа внизу виден угол то ли беседки, то ли садовой скамейки с уже облупившейся темно-зеленой краской. Общее настроение картины – меланхоличное, кажется, что героиня картины грустит не только об уходящем лете, но и о каких-то печальных событиях своей жизни. Сразу начинаешь подозревать несчастную любовь, расставание с возлюбленным на долгое время или что-то в этом роде. Печаль, но не трагедию, поскольку девушка всего лишь тихо грустит, и ее настроение созвучно тихой, прекрасной, но уже угасающей природе.
Портрет и пейзаж действительно сосуществуют в картине на равных. Природа очевидно созвучна меланхоличному настроению девушки, и это помогает более глубоко раскрыть эмоциональную составляющую произведения.
Эту творческую особенность Коровина заметили и его современники. Картина впервые была представлена на XIX выставке Товарищества передвижников, и в одном из обзоров ее описали так:
«…Листья поблекли и пожелтели, все дорожки парка усеяны этими листьями. Женщина в белом платье, с сумрачным видом, держа в руках засохшую ветку, идет по опустевшей аллее каким-то механическим шагом лунатички. На ее осунувшемся и желтоватом лице как будто также положила свой отпечаток осень».
Для Константина Коровина, которого считают одним из наиболее близких к импрессионизму русских художников, в этой работе равно были важны и психологический аспект, и живописная составляющая произведения. Он совсем не случайно пишет модель в белое платье, поскольку белый цвет способен вбирать рефлексы от окружающих предметов, приобретая при этом множество оттенков. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что платье переливается голубоватыми, фиолетовыми, зеленоватыми, серыми, лиловыми оттенками, а чистого белого на нем практически нет.
Моделью Коровина была Вера Вульф, родственница Поленовых, сестра супруги Василия Поленова Натальи, пианистка, которая также увлекалась и декоративно-прикладным искусством.
В этот период Коровин несколько раз писал Веру Вульф. Вместе с сестрой она позировала для женского образа картины «В лодке». Также Коровин написал и ее портрет, который в настоящее время хранится в Дальневосточном художественном музее.