рейтинг блогов

Константин Двинский: Нытики из Яндекса

топ 100 блогов alexandr_palkin18.02.2023

Вчера "Яндекс" выпустил отчёт за 2022 год. У компании всё более, чем хорошо. Нынешняя ситуация повлияла на результаты "Яндекса" исключительно в положительную сторону. В первую очередь из-за ухода или же сокращения деятельности западных конкурентов.

В 2022 год выручка "Яндекса" выросла на 46% (!) до 521,6 млрд рублей. Чистая прибыль составила 47,6 млрд против убытка в 14,6 млрд годом ранее. Растут все сегменты. Поисковиком "Яндекса" пользуются 62% граждан (годом ранее - 54%). Даже на IOS доля выросла практически до половины (48%), хотя год назад это значение составляло 38%.

На 43% увеличилась выручка в сегменте "Райдтех" (такси, каршеринг) до 121,9 млрд. На 38% увеличилась выручка в сегменте "Поиск и портал" до 224 млрд (в основном из-за ухода западных компаний интернет-рекламы). 67% прибавил сегмент электронной торговли.

Нытики из Яндекса

По поступающим данным, на рынке интернет-рекламы "Яндекс" теперь занимает порядка 70-75%. Ранее, до сворачивания с рынка Google, доля равнялась 35-45%. То есть, мы видим увеличение практически в два раза. Некоторое сокращение рынка с лихвой компенсировалось увеличением доли.

В общем, "Яндекс" является одним из главных бенефициаров геополитических событий прошлого года. И, вроде бы, можно было бы порадоваться за компанию. Тем более, она является нашей (пусть и неформально). Но смотрим отчет.

И в самом начале отчета "Яндекс" начинает ныть по поводу сложной обстановки. Цитирую:

Текущая геополитическая напряжённость и её влияние на российскую и мировую экономику создали исключительно сложные условия для нашего бизнеса, команды и акционеров. Эти события негативно повлияли (и могут в будущем оказать существенное негативное влияние) на макроэкономический климат в России и привели к волатильности рубля, валютному контролю, существенному повышению процентных ставок и инфляции, потенциальному сокращению потребительских расходов, а также к уходу иностранных предприятий и поставщиков с российского рынка

Понятно, что определенные проблемы, которые нужно было срочно решать, в прошлом году появились. Например, связанные с западным оборудованием и ПО. Всё же в России пока что не выпускается большинство аналогов. И неизвестно, когда начнется выпуск.

Однако говорить об "исключительно сложных" условиях уж точно не приходится. Наоборот, нынешняя ситуация даёт "Яндексу" уникальный шанс усилить свое положение на внутреннем рынке до практически монопольного и, опираясь на достаточность ресурсов, начинать международную экспансию. Благо, регионов, где можно работать, огромное количество. Это и Юго-Восточная Азия, и Ближний Восток, и Африка, и Латинская Америка. Причем, рынки являются быстрорастущими и перспективными. Не везде позиции западных компаний (в отличие от той же Европы и США) сильны.

Ну а по ряду продуктов "Яндекс" ушел далеко вперед того же Гугла. В общем, бери быка за рога и переходи к ускоренному развитию. Но, нет, надо обязательно поныть.

Понятно, что все это связано отнюдь не с реальными проблемами, а исключительно с идеологией. Не секрет, что значительная часть сотрудников "Яндекса" мыслят абсолютно прозападными категориями. Я хорошо знаю, что творилось внутри компании до 2022 года.

Так, в "Яндексе" имелось либеральное ядро, которое задавало внутреннюю идеологию. Не сказать, что оно было большим. Однако активность этого ядра навязывала компании прозападную леволиберальную повестку. Остальная часть сотрудников либо поддакивала (как, впрочем, поддакивала бы и условным консерваторам при иных раскладах), либо просто выполняла свою работу, абстрагируясь от либеральной повестки. К слову, именно среди руководства "Яндекса" открытых врагов практически не было. Даже тот же Волож, несмотря на полный идеологический сумбур в его голове, всегда старался занимать конструктивную позицию и не тащил политику в компанию.

Зато менеджмент второго и третьего уровня "Яндекса" - то самое либеральное ядро, которое и задавало либеральный тон, пропихивая свои деструктивные идеи. Эффективно делать это у них не получалось по ряду причин. Где-то били по голове руководство, где-то либеральные темы просто не заходили среди аудитории. Но мелко они, конечно, гадили.

Как обстоят дела в компании сейчас - я не знаю. Давно не общался с её представителями нерядового уровня. Говорят, радикальные либералы уехали за рубеж и, даже, уволились из "Яндекса" из-за несогласия с политикой компании (интересно, с какой?). Впрочем, если смотреть на пресс-релиз отчетности, то становится понятным, что определенный прозападный душок ещё остался.

И в конце не могу не поднять следующую тему. В прошлом году были популярны разговоры, что Россия якобы теряет ценные кадры в виде сотрудников IT-отрасли. Что это люди с тонкой душевной натурой и относиться к ним необходимо бережно. Полной статистики по стране у меня нет, однако, что касается "Яндекса", то из компании ушло только несколько сотен человек из более, чем двадцати тысяч сотрудников. Предположу, что в основном это было то самое либеральное ядро.

В целом же, никакой кадровой проблемы я не вижу. Вопрос закрывается элементарно. Для этого нужна грамотная политика подготовки кадров, которая включала бы в себя элементы государственно-частного партнерства. Например, мы видим, что на горизонте 5-7 лет у нас будет недостаток сотрудников IT-отрасли в количестве, скажем, 50 тысяч человек. Соответственно, на базе "Яндекса", VK, "Лаборатории Касперского", иных IT-компаний в рамках ГЧП открываются соответствующие ВУЗы, где идёт подготовка кадров.

Почему ГЧП - потому что государство знает, что ему нужно на федеральном уровне, компании - что им нужно на корпоративном уровне. Соответственно, готовятся сотрудники конкретно под нужды компаний, которые по окончанию ВУЗа сразу же обеспечены работой. Здесь улучшается и качество образования, ведь IT-компании заинтересованы в подготовке сильных кадров и будут принимать участие в их обучение так, как это необходимо. В общем, при грамотно выстроенной работе никаких проблем не будет абсолютно. Речь идёт о подготовке десятков и, максимум, сотен тысяч специалистов, а не о миллионах.

Ну а, что касается "Яндекса", то в текущей конфигурации у компании нет никакого иного варианта кроме того, как стать по-настоящему национальной. Сами геополитические процессы определяют соответствующий вектор развития. Мир распадается на макрорегионы. И IT-безопасность в рамках того или иного макрорегиона является одной из ключевых составляющих. На эту тему я подготовлю отдельный материал.

https://dzen.ru/a/Y-3_iEgC7HADZjkN

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Где то даже жалко Навального! Нормальный пацан писал про жуликов и воров! И даже наверняка был прав во многих своих суждениях но,  Кадыров, это не Путин! Там в горах мальчиков с детства учат отвечать за свои слова и отвечать не в зале суда.   Тут ...
Мужественно потерпи человека неразумного; ибо приятно сохранять равнодушие при людях не мудрых тому, кто мудр о Господе (прп. Исидор Пелусиот       - Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог?   ...
Любимый соблазнил меня посмотреть "Люди Икс: Апокалипсис". Я соблазнилась, так как обожаю Макэвоя. В жизни бы не подумала, что прямо во время просмотра начну гоготать пьяным гусем. Потому что голливудские придумщики ну явно не надеялись, что смотреть эту эпическую киношку будут в Египте. У ...
Взрослые фотографии строго для взрослых! (18+) тут ...
счастливо! вот чесслово. сразу же 29 декабря и "отпустило", хотя мне надо было к 12 на Охту. и спала лучше. и настроение улучшилось. как мало офисному планктону человеку-работнику (мне) для щастя мало. просто выспаться. не вставать по будильнику. особенно в 6 утра (исключения ...
  • Vadimov575 : @DoctorSchreder3 Даже Яндекс не знает,кто это....ежи

  • yazdesodna : Наткнулась на какой-то странный сайт с названием Украина точка ру с достойной яндекс дзена лентой новостей и где на… https://t.co/s6fR0fawSd