КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ КОННОТАЦИЯ
domestic_lynx — 31.01.2012 Статья Путина про экономику вызвала в памяти давнее.Мы в 9-м классе. Тогда были в обиходе т.н. «личные комплексные планы» - подновлённая версия социалистических обязательств. Каждый писал, что он обязуется делать на благо и процветание нашей социалистической Родины. Идея была правильная: планы надо писать, и чётко. Это единственный способ чего-то в жизни добиться. Но у нас получалось это абстрактно, под копирку.
И вот мы в классной стенгазете нарисовали такой забавный рисуночек. Стоит малыш-детсадовец, держит в руке, волоча по полу, здоровенный манускрипт, на котором видно заглавие «личный комплексный план». А под картинкой надпись: «Крошка радостный пошёл и решила кроха: Буду делать хорошо и не буду плохо». Картинка имела успех, отчасти потому что нарисовано было хорошо: рисовал её один наш одноклассник, окончивший художественную школу; он вообще хорошо рисовал. Народ смеялся: мы, такие большие, аж в 9-ом классе, а пишем какие-то общие слова и благие пожелания.
Говорят, что к старости часто вспоминаются эпизоды детства, вот и мне вспомнилось. Причём тут статья Путина? А Бог его знает – вспомнилось вот; видимо, подсознание уловило сходство с тем комплексным планом. Не зря, похоже, я твержу, что живём мы в воплотившейся мечте Застоя. У нас с ним общий дух.
Какой дух? А такой, знаете, чтоб без порывов, прорывов и надрывов, а так, потихонечку, полегонечку, никого не обижая и не задевая…
У России старческая энергетика. Почему старческая? Да потому что главнейшим признаком старости является отсутствие перспективы: «день за день, нынче как вчера». А перспективы, будущего, никто не видит. Недаром главным достижением и «наказом избирателей» в речах записных ораторов на казённых митингах оказывается «стабильность». Стабильность – старческая ценность и добродетель. Молодой человек – штурмует небо, старик – с 22-х лет копит на пенсию, как в недавней рекламе пенсионного фонда. Молодой человек готов едва не ценой жизни «прогнуть под себя изменчивый мир», он твёрдо уверен, что существующий порядок надо изменить. Старик твёрдо знает, что «плетью обуха не перешибёшь» и «не нами заведено – не нам и менять». Когда-то давно я писала о «пионерах и пенсионерах» – это не столько возрастное понятие, сколько свойство духа. Конечно, для жизни нужна та и другая энергетика, но фактом остаётся, что на одной старческой далеко не уедешь.
А никто никуда и не едет. Потому что не знает, куда, собственно, ехать. Никакого места назначения не прорисовывается.
Отсутствие идей заменяется изобилием слов. Слова все хорошие, правильные. Выражаясь в терминах психолингвистики – с положительной коннотацией. Положительная коннотация значит, что все они вызывают положительные, хорошие чувства. Ведь каждое слово не только что-то значит, но и имеет ауру – положительную или отрицательную. Положим, «патриот» - хорошо, «националист» - отвратительно. А где разница? Разница в коннотации. Скажи «лидер» - все в восторге. Скажи «фюрер» или даже «вождь» - все в обмороке. Каждый торговец (а демократический политик – это торговец идеями, часто весьма подержанными), так вот каждый торговец знает: надо употреблять «хорошие» слова и избегать «плохих». Мы на наших занятиях учим продавцов этому немудрёному искусству. Скажите вместо «вы затрачиваете» - «вы инвестируете» - и покупатель быстрее откроет кошелёк. Лично Вы, читатель, не такой болван, чтобы ловиться на дешёвые и примитивные уловки? Согласна, Вы – не такой. Зато остальные – ровно такие, вот на них всё это и рассчитано.
Статья Путина качает-убаюкивает читателя хорошими, правильными, современными словами. Вот, например, такое ключевое слово – «конкурентоспособный». Много раз повторено оно в статье, и не случайно. Современное, хотя и длинноватое, но такое, знаете, мужественное и надёжное, как сам вождь, пардон, лидер. Хорошие такие слова: конкурентоспособная промышленность, глобальная конкурентоспособность. Ещё из хороших слов: глобальные инвесторы, высокотехнологичные активы, хорошие темпы роста. И снова инновации, и опять глобальная конкурентоспособность. И читатель понемногу впадает в нирвану: всё будет хорошо. Такова сила коннотаций.
Поскольку статья обращена к людям разных возрастов и взглядов – надо чтоб хорошо было всем. Тут приходится слегка отодвинуть в сторону логику, но что логика – логика всегда пасует перед коннотацией, потому что логика действует на сознание, а коннотация пробирает глубже – аж до подсознания.
«Мы смогли построить экономику, которая стала частью мировой». Достижение налицо! Построить сумели. Люди старшего поколения помнят, что слово «строить» имело почти сакральный смысл в старой парадигме: советские люди, как известно, СТРОИЛИ коммунизм, страна объявлялась «большой стройкой», был когда-то даже журнал такой - «СССР на стройке». Так вот мы ПОСТРОИЛИ экономику. И это, безусловно, хорошо. Правда, в процессе строительства произошла «масштабная деиндустриализация» - и это тоже из статьи. Так что же мы такое построили? Мы её, экономику, скорее, разрушили? Но сказать так - выйдет неправильно, не позитивно. Поэтому «масштабную деиндустриализацию» следует считать строительством. (По сравнению с этим оруэлловское «Мир – это война» - вообще детские игрушки). И то сказать, Путин идёт на фактически четвёртый срок, и деиндустриализация «строилась» при нём. Значит, объявить её чем-то неправильным нельзя.
Вот советскую индустриализацию – это да, её следует считать чем-то ошибочным и дурным – по коннотации. Созданная тогда с помощью политики автаркии технологическая база оказалась отсталой, как сказано в тексте. Повторять этот опыт – ни-ни. А что надо? «Для возвращения технического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты». Так что же получается: было, выходит дело, лидерство? Ведь с точки зрения скучной школярской логики, ВОЗВРАТИТЬ можно лишь то, что прежде было. Если чего-то не было – то и возвращать его нельзя. Но со школьной логикой нам, как с политикой автаркии, не по дороге. Да и задачи у нас другие: нам надо сказать приятные слова всем – и тем, кто ненавидит совок за отсутствие гламурных ватерклозетов, и тем, кто по нему ностальгирует, потому что славно трудился в родном п/я № такой-то и вообще потому что был молодой и вся жизнь была впереди. Все они избиратели, и каждый имеет право на свой глоток позитива.
Всё нужно, - учит основополагающий документ, - и промышленная политика нужна, и нано-технологии, и фармацевтика, и «вертикально-интегрированные холдинги». И каждый читатель найдёт в тексте те слова, которые вызовут в его душе приятно-успокоительное покачивание.
Вот и сельское хозяйство демонстрирует «хорошие темпы роста». Правда, не сообщается, что до совкового уровня ещё далеко – до того совкового уровня, который вызывал возмущение и яростное желание развалить этот чёртов «агрогулаг», что и было успешно реализовано.
Что же будет при продолжении нынешнего царствования? Да, собственно, ничего особенного: что было, то и будет. Казна будет освобождаться от унаследованного от совка промышленного имущества: и то сказать – управляй им… А оно того глядишь – взорвётся или развалится, пришибёт ещё, не дай Бог, кого. Спихивать его будут и иностранцам, и нашим, ежели захотят. Государство не только что руководить промышленным развитием – оно и участвовать-то в нём не собирается. И, знаете, я его понимаю. Кто всей этой колготнёй заниматься-то будет? Нету их. Так что придите и володейте нами.
Вся надежда наша – 20 университетов мирового класса. Они создадут «международную конкурентоспособность нашего высшего образования». Звучит – верно? И родителям приятно, и детям. Вообще, всё что с прилагательным «международный» - это хорошо. Модно, стильно, современно. То есть те русские учёные, выучившиеся в совке, в разных там физтехах, и ныне разбредшиеся по миру, потому что им не нашлось дела на Родине - они получили не конкурентоспособное образование, а вот новые удивительные университеты – те дадут истинно конкурентоспособное. И перед нашими специалистами распахнутся двери, и в изумлении подвинутся тамошние спецы, и дадут дорогу нашим новодельным знатокам.
Так это следует, по-видимому, понимать. У нас в школе, где учится моя дочка, ходит упорно слух, что они будут учиться аж 12 лет. Наверное, чтобы стать уж окончательно конкурентоспособными.
Вот что я, женщина и мать, представительница среднего бизнеса, вычитала в этом основополагающем документе. Нас ждёт стабильность. Спасибо партии за это.
|
</> |