
Конец «Сатанизма для интеллигенции»


1. Начало: «Сатанизм для интеллигенции», 1997-й
В 1997-м году через пять лет по окончании МДА Андрей Вячеславович Кураев написал свою знаковую книгу «Сатанизм для интеллигенции», а вскоре организовал и первую в России социальную сеть о вере, церкви и православии, тогда еще содержательную для массы талантливейших людей — свой "миссионерский портал" kuraev.ru.В шизеющей от последствий политического, идеологического и финансовового распада постапокалиптической России прозвучал голос из церкви. И у этого голоса было интеллигентное лицо. Да, да — люди дают авансы. Сам «Сатанизм для интеллигенции» решал частные вопросы выстраивания хоть каких-то духовных координат в очумевшем обществе. Он не был прорывом, откровением, новым словом богословия. Но явление Кураева было воспринято, и это лучше всего видно из антикураевских выступлений, как церковная метафора горбачовского социализма с человеческим лицом. А может даже, и лучше того. Ибо первое не состоялось совсем.
Восхищавшиеся Рерихом училки, штудировавшие катехизисы семинаристы, заснувшие было атеисты — увидели, что в церкви есть люди, которые могут являть ее тысячелетнюю традицию, и являть её простым русским языком, аргументированно и во внятных словах. Идеально? Да. Но общество усмотрело потенцию: есть Кураев, есть батюшки, есть интеллигентный патриарх, и значит у России есть будущее, потому что у России, есть вера, есть традиция, есть Бог. Высоковато? Конечно. Но не расстраивайтесь. Пристегнитесь. Идем на посадку. Сейчас будут приземлять.
Вспомним еще тот факт, что Кураев воспринимался и сам себя позиционировал как автора говорящего к интеллигенции. В потенции ликвидации нравственного и духовного убожества. Конечно к интеллигенции не в смысле интеллигентности академика Лихачова, не в смысле совести нации, а чуть пониже — к тем, кто прежде в метро ездил с книжкой, к тем, для кого книжка была и учителем и отдыхом, кто любил с ней жить. Самые проницательные уже тогда предрекали, что на совесть нации будет только пародия. Уже подметили изящный цинизм, и минированные пироги. Но аванс был дан. И верно. Лихачевых уже нет. Президенты мочат в сортирах, стадия разложения общества дошла до стадии червивости кремлевских блюд. Другие лица в церкви, другие журналисты на ТВ, другой Кураев, другой и Патриарх. Но хватит общих слов. Пора и к к делу: наметились приоритеты, которые могут стать новым основанием для новой РПЦ.
2. Новые основания для новой РПЦ
Раскол — то слово, которое всё больше и больше
начинает звучать (пока ругательно и как "у нас его не
будет" ) в парт-бюрократийном аппарате номенклатуры РПЦ. Конечно,
оно не может не беспокоить, если к тому есть основания, и любого
другого человека не безразличного к судьбам русской церкви. Но
первых и вторых оно беспокоит различно. Для одних — это
крах или падение системы, без всякой возможности её
перезагрузить. Для других — это печальное, но необходимое
следствие её патологии, которое, однако, с Божьей
помощью, вполне можно преодолеть. Но спокойно,
согласно месту проблемы формальных нестроений в иерархии ценностей
церковной жизни, а не как с беду архиважную и сущностную. И,
конечно не переходя на диалоги обязательно пошлые и новояз
а ля сартир как единственный метод диагностики и лечения
церковных трудностей и неудобных дел. Раскол как фиксация житейских
несогласий между частями одной и той же общины, а шире уже и
церкви, как и разлад в семье — вещь печальная. Но не боле. Не
более! Когда же разногласия становятся идеей фикс, когда их боятся
допустить, словно не знают, что только проговаривание
разногласий и есть решение тех самых жизненных проблем,
тогда можно говорить о кризисе семьи, а если это община или
церковь, то о кризисе в ней.Весной уже этого года патриарх Кирилл сказал: «Каждый православный человек должен понимать, что именно лежит в основе церковных разделений, – сказал далее Его Святейшество. – В нашем обычном представлении слово ''еретик'' является синонимом разбойника. Так было и в древности: один из еретических соборов, который отрицал присутствие в Сыне Божием человеческой природы, вошел в историю Церкви как ''разбойничий собор''. Однако несмотря на то, что для верующих еретик – это разбойник, надо помнить: среди еретиков было очень много благочестивых людей [Это конечно правда, но "очень" уже больше, чем просто факт, "очень" уже претензия на большее, чем просто рассказать, — А.], горячих в вере, ревностных. И в самом деле, разве за реальным разбойником, за распутником, за грешником пойдут тысячи? [А разве нет?!] Люди идут за сильным вождем [!], который умеет убеждать и который может показывать пример в жизни. Большинство еретиков были такими сильными церковными вождями [а то :)], имевшими огромный авторитет [!] среди народа». Далее патриарх переходит к суждению о ересях: «Что же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры?», – спрашивает Святейший Патриарх Кирилл и дает ответ: «Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол.
Таким образом, вольно или нет, но понятия ереси и раскола в их значении отождествляются патриархом. Бороться с расколом значит побеждать ересь. Нет ничего важнее победы над ересью. Значит, нет ничего более важного, чем преодолеть даже не архиважный раскол. Вероучение и забота о нем, вольно или нет, обозначаются как вопросы второстепенные, понятие же «раскола» выводится на одну из первых по значению ролей. Проговариваются и намечаются приоритеты, которые могут стать новым основанием для новой РПЦ. Политика церкви направляется на удержание только видимого единства, даже ценой игнорирования массы глупостей, полусект и откровенное еретических воззрений. Лишь бы только внешние связи церкви склеиваливали её в непрерывный континуум, а что там в душах и головах — лишь одна из второстепенных вещей. Или даже еще резче, вещь полностью обусловливаемая по Марксу через материальные условия жизни личности, через бытие. И тактически, да — тут все понятно: нужно наводить порядок в вертикали, стратегически же политическое согласие групп и вера выстроены в один ценностный ряд, что недопустимо. И уже не случайны эти слова. Потому что это же можно наблюдать и в других фактах церковной жизни, напрямую с данной речью никак не связанных... К чему это всё я? Ну, пока развивать в ширь и глубь не будем. Это каждый легко может сделать сам. А мы вернемся к частностям. Скандал в Кишиневе — очевидно — скандал не случайный. Пока о ересях кричат в Сибири, можно не услышать или высмеять Диомида, пока вещают «старцы» обозвать их маргиналами. Когда организованно выступают верующие, пусть и с тараканами, но организованно, и, кстати, во главе со священством, и без резких одергиваний от своего архиерея, тогда уже надо что-то предпринимать, нельзя делать вид, что ничего не видишь, и не возможно замолчать. И Андрей Кураев едет в Кишинев.
3. Мастер класс.
Чисто психологически в Кишиневском скандале я целиком на стороне протодиакона Андрея Кураева. Истерики матронопоклонников я бы стал крыть и не так. Но мне можно матами — я не представляю русскую церковь и патриарха официально Но культ Матрены, как и многие другие, создавался не в Кишеневе. Культ Матрены, оказался только удобным поводом, чтобы объявить озвученное недовольство линией патриарха маргинальным явлением и через то эту линию ослабить или как бы устранить. Еще раз, психологически, Кураева тут понятен. Да и всегда высказывыал свою неприязнь к подобным движениям. Но Кураев умный человек, и мастер совмещать искреннее с полезным, мастер минировать свои посылы так, что бомбы рвутся там где надо. Кураев тот еще бомбист. И вот тут отвращение к матреновцам отходит на второе место, а на первое выступает миссия — задача, которую нужно срочно и быстро решить.Смотрим по буквам, как протодиакон Кураев тонко и умело провоцирует оппонента — протоиерея Анатолия Чибрика сначала: 1) занять невыгодную позицию, а потом, когда лица уже не сохранить — 2) перейти к не выгодному и не адекватному поведению. Так, пожалуй, и был вызван, выставивший оппонента маргиналом, и решивший успешно миссию последующий дебош:
Голос из зала Кураеву: Здесь не Россия! Вы будете говорить прямо! Быстро, причем!
Кураев: Не надо мне приказывать.
Голос: Будем приказывать, потому что вы повели себя скверно!
Кураев: Сектанты (!) мне ничего приказывать не будут.
Голоса: Мы - не сектанты! Мы - общество! [последняя попытка конструктива]
Кураев — прот Анатолию: Исповедуйте, что Патриарха Кирилла вы считаете своим каноническим патриархом! [характерно, что в большинстве текстов протоиерей Анатолий везде только Чибрик, вербальное лишение сана и имени до сих пор используемый прием, даже не задумывающимися об этом интернет СМИ, которые перепечатывают друг с друга]
Прот. Анатолий: Я считаю Патриарха Кирилла - патриархом. А то, что он выражает еретические изречения - это свидетельствую. Точка! [если честно, то абсолютно корректная фраза для передачи личного мнения, как и учит церковь почти на каждой проповеди прот. Анатолий разделил персону патриарха, и взгляды, которые опять же по учению РПЦ даже экс-кафедра, еще не обязательно безупречны. Но Анатолий Чибрик себя уже приговорил, потому что Кураев и так знал, что патриарх будет Чибриком признан, наживка была в другом].
Кураев: - Только что этот подонок (!) обвинил Патриарха в ереси! [Учитесь! молодежь церковная, завтра, по окончании семинарии, так либо будут говорить с вами, либо сами вы. "Подонок обвинил патриарха" В трех словах и суть вопроса, и наклеивание ярлыка, и решение всех проблем].
То что этот "подонок" все еще священник, уже не важно. То, что он просто человек, у которого есть имя, дети, и своя, пусть и кривая вера тоже не важно. То что этот человек постарался в трудной ситуации быть честен и перед Богм и перед собой, и перед своими, и перед самим Кураевым тоже уже не важно. "Мочить в сортире" это, увы, ребятки не линия президента и премьерминистра, это даже не линия Кураева... Вспоминаем, мед-лен-но: учение веры уже и не важно, преодолеть раскол — защитить веру. Это не Кураев. Это ... Вспомнили кто? Кураев всеми в той ситуации воспринимается именно как как представитель Центра. А еще все происходит в местном духовном заведении. Кураев — профессор МДА...
Правильно ребятки. Увы подлость — это линия и инструментарий руководства РПЦ. И ни разу не важно, что "и там есть хорошие люди". Мы это все знаем. Важно, кто принимает решение, и кто победит. Важно чтобы не было раскола, и это важнее Бога, и важнее веры... Оппоненты повелись на провокацию и устроили потасовку. А если маргиналы обвиняют в ереси их обвинения уже не важны.
Еще раз. Не важно, есть ли вообще ересь. Слова о ереси и вере, ВСЕ — разменная монета. Да, Кураев всегда боролся с подобного рода сектанством и поклонстовм. Может развели и Кураева. А почему нет? Но и это ни разу не важно.
Именно сортирное минирование стало официальным инструментом политики РПЦ. И оно очень точно легло в ту линию, которую проводит, конечно же не допускающий подобной лексики лично Святейший патриарх Кирилл. И конечно, не допускавший её и у своих защитников при выборах...
Претензия учить интеллигенцию уже не может состояться. Интеллигенция в лице морализующего Мещеренинова оказывается, как и вера на периферии церкви. Претензия церкви на совесть нации становится пародией этой совести. Осознание этого, конечно есть и внутри церкви. Но в церкви все больше становится значимее концепция сильного лидера, при котором, когда нет раскола, это уже, следуя логике если ее додумать до конца, по умолчанию значит, что нет и ересей. Новые основания для новой РПЦ окончательно еще не сформированы: суп только варится. Но каким бы он ни сварился, все меньше и меньше в церковном обиходе значат любые люди и любые слова, пробующие исповедывать свою веру честно. И вряд ли в такой церкви, если эта линия победит, или даже победила что-то будут означать любые слова, включающие элементы веры. И не только такое как интеллигенция, но даже и такое как сатанизм. Вере дали пинка, пусть сидит и курит. Нам нужны только видимость согласия, и церковные тактика с политикой а ля сортиир.
См. также комментарий прот. Анатолия Чибрика:
|
</> |