Конец истории означает и конец человека

Каким будет человек в конце? Ему уже нет нужды воевать, конкурировать и стремиться. Это существо в общем-то и человеком быть перестает, все его желания автоматически удовлетворяются. Свобода рождается из нехватки и стремления, отрицания, противодействия. Но «последнему человеку» уже нечего отрицать." Ольга Бонч-Осмоловская.

"Конец истории означает поэтому и конец человека, он не способен жаждать, страдать и умирать в борьбе.
Существо, неспособное к встрече с прошлым и будущим, замкнувшееся в вечном и оттого бессмысленном «сейчас».
Человек окончательно становится центром мира и обожествляется, но ровно из-за этого теряет единственную черту, определявшую его как человека.
Поэтому такой конец — это падение в онтологическую и социальную однородность, где уже не обрести человеческой сущности. Удовлетворение, которое обретает человек, подчиняясь принципу этой однородности, ведет его к гибели: «ничто не ново под луной», замкнутый круг, пустая бесконечность.
Я убеждена, что это не инструмент в борьбе с врагом, а это и есть сама борьба, и чем больше удастся вырвать из этого людей, тем лучше."


суперкомпьютеру задали задачу найти модель оптимального по всем параметрам общества. Через год напряженных расчетов был получен результат — оптимальное общество это общество без человека.
потом нас ознакомили с негативной демогр. статистикой по русскому населению, которое перестало расти. Тогда это объясняли последствиями войны: через 20-30 лет после нее в детородный возраст вступило поколение военного рождения, которое было слишком маленьким по численности. Но это лишь отчасти было верным. Гораздо значимым был фактор урбанизации с ростом уровней жизни и образования, изменивших социальное положение и менталитет женщины, а затем и мужчин. И это была мировая тенденция — именно в начале-середине 70-х гг началось резкое падение рождаемости во всех развитых странах, но наиболее наглядным оно было с странах, наиболее сильно пострадавших в войну — СССР, Германии, Японии и Кореи. Атлантических стран, где военные потери были незначительными и была большая иммиграция из Европы, Азии, Африки и колоний, это затронуло позднее, в 2010-2023
Golos IzZaPechki. Традиционный уклад прошлого, избегающий новаций по принципу "лучшее враг хорошего", был постепенно расшатан западным влиянием, культивировавшим неудовлетворённость настоящим и тягу к чему-то лучшему. Традиционный мир стал заигрывать с идеей лучшей доли, и это положило начало психологическому фундаменту прогресса. Далее к теме подключился аналитический разум, и вуаля - имеем то, что имеем. Традиционный мир отличается от прогрессивного тем, что биологическая машина довольствуется восстанавливаемым ресурсом, а механическая слишком прожорлива, чтобы не ободрать мир до нитки. Прогресс нарушает натуральный природный баланс, видоизменяет среду, которая, в свою очередь. видоизменяет самого человека, как часть целого. За идеей прогресса стоит задача развития голого мышления, создание синтетического мира за счёт естественного, а за той скрываются силы, стремящиеся перевести человечество на рельсы разумного контроля, при котором страдает вся остальная человеческая начинка. Но эти силы лишились своего карт-бланша, и первые гвозди в гроб прогресса уже заколочены.

И... В нулевые, ещё какие-то всполохи. А сейчас ни одной западной песни, которую хотелось бы услышать ещё и ещё раз. Все домашние аудиотеки, максимум конца 90х, начала нулевых.

Ханс Зедльмайр. Элементом или даже гештальтным принципом целых направлений современного искусства, захватывающих все доступное изображению, становятся и те художественные типы формообразования, которые первоначально развивались под видом отличительных признаков адского мира и применялись исключительно в изображениях этой сферы. ...Хаотическое, лабильное, непрочное в изображении, раздробленное; прорыв гетерогенных кругов бытия к гибридным новообразованиям; аспекты искаженного, измученного, сумрачно-подозрительного, непристойного, машинного, гнилостного и изуродованного — все это проникает в различных дозировках как в экспрессионизм, так и в футуризм и сюрреализм. Теперь впервые под знаком античеловеческого и противоприродного оказывается не творчество отдельных художников, от которых можно было отмахнуться, как от чудаков, но «авангард» современного искусства. С 1885 года эти тенденции начинают свое распространение, после 1910 и особенно после 1920 года они побеждают.

Но не только лица, не менее главное - интонации. Павленко ещё недавно написал, что кое-где сейчас актёры не интонируют даже, а просто повышают или понижают громкость. Но тут я не уверен, может и интонируют, но интонации, во-первых, совершенно не те, во-вторых напрочь фальшивые. Слушать не могу и минуты.
С лицами непонятно, что там надо делать. Я не думаю, что изменились сами люди физически, то есть, внешне. Изменилось то, как они сами себя видят, но это половина проблемы. Изменилось то, как их видят постановщики, художники, операторы. Они просто не знают, как показать аутентично. Какие-то чужие маски, из соседнего шкафа, и все не по размеру.

1. "Искусственный интеллект в том виде, что есть сейчас, применять в инжиниринге нельзя. Никакие генеративные инструменты неприменимы, потому что они работают с вероятностями. В проектировании вы можете поработать с вероятностями, но только год или два — пока вас не найдут».
2. "Так как у нас сейчас капитализм, то у инженеров возникает диссонанс: их долгое время учили быть максимально ответственными за жизни людей, а теперь перед ними нет задачи делать супернадежные системы или сооружения. Перед ними ставят другую задачу — строить экономически обоснованно».
3. "Нас попросили автоматизировать эту работу. Мы начали с опроса проектировщиков. Те смущались, уверяя, что ничего с помощью ЭВМ считать нельзя, только вручную».

Данная комедия обладает мощнейшим и темнейшим символизмом. Фил - образ человека современного мира, для которого важнее всего исключительно прагматизм окружающей жизни. Себя он видит как чрезвычайно талантливого индивидуума, призванного достичь крупного успеха в прорыве окружающей его рутины, которую он (несмотря на успешную карьеру - чего стоит одна популярность метео-комментатора на ТВ!) всё-таки считает ниже своего уровня. Своих коллег (Ларри и Риту) он также считает ниже себя, за что и получает прозвище «Примадонны». Прорыв был осуществлён, но - какой?
Фил явно презирает День Сурка, освещать который он направлен по работе. Сам он, как и положено человеку современного мира, устремлён линейно, отчётливо циклическое празднование ему чуждо. И он просто рвётся уехать из города после завершения задания, но его останавливает непогода, вынуждая возвратиться.
Теперь о сурке. Это забавное животное обладает (как, впрочем, и другие животные) своим мистическим символизмом. У индейцев и немецкоговорящих европейцев соня-сурок был символом пробуждения и преображения. Он выражал циклическое воспроизводство бытия.
Здесь стоит вспомнить сказания о спящем Государе. В частности, «классическая традиция утверждает, что бывший некогда Господином Земли Царь Золотого Века, Хронос-Сатурн (персонификация Времени - А. Е.), сброшенный с престола… все ещё жив и пребывает «во сне» в далёком северном регионе, в арктическом море, которое по этой причине и получило название Кронидское море». (Юлиус Эвола. «Мистерия Грааля»).
Здесь речь идёт и о Царе Золотого Века (первом свергнутом Государе), и о Царе Мира - сверхличностном принципе, бытийном полюсе, Центре нашей реальности. Именно он вращает Колесо Времени, воспроизводя разные времена - в нечто единое, бытийное целое. Его и символизирует Сурок - на животном уровне (а символизм пронизывает разные уровни).
Погодный комментатор Фил, который как раз и касается темы «времён» (погоды), попадает в чистое циклическое Время - для него каждый день становится Днём Сурка. В нашей реальности циклическое Время сосуществует с Линейным, образовывая нечто очень сложное, не сводимое к концептам эволюции и инволюции. Циклическое (круговое) движение воспроизводит бытийность. Линейное (отрезачное) движение, напротив, наращивает небытийность, хотя его адепты (из числа прогрессистов всех мастей) говорят именно о «восходящем» движении, которое якобы и есть суть нашего бытия.
Фил выпадает из нашей реальности и оказывается в «чистой цикличности», в некоем Царстве кругового Времени. Любопытно, что таким вот царством является Гиперборея, сокрытая от хаоса нашего изменчивого мира толщей Льда, символизирующего фиксацию водного хаоса. Показательно, что Фил остаётся в Панксатони благодаря мощной снежной буре, которая отрезает его от внешнего мира.
И тогда воплощение Современности - Фил - вступает в схватку с царством Цикличности. Вначале у него ещё очень и очень много от «профанической» воли к потребительству. Используя знания об окружающем его мире Фил богатеет и обжирается.
Потом начинаются вещи посерьёзнее. Фил кончает жизнь самоубийством, убивая при этом своего тёзку - Сурка. Тем самым, он символически убивает и свергает Царя Мира. И, таким образом, он выступает как его антипод, как небытийный анти-полюс. Потом самоубийство повторяется много раз, Фил проходит через все виды смерти. Происходит смерть его старого, обыденного «я», которая всегда необходима - в буквальном или символическом плане (а символ всегда содержит символизируемое, хоть и не тождественен ему) - для перехода на новый уровень. Только это уже уровень не высший, а низший - инфернальный. Фил проходит контр-инициацию.
Он уже именует сам себя «богом», являя образ мечты гиперэлитария, который мнит себя сверхчеловеком, существом, обладающим абсолютным могуществом и физическим бессмертием. В свой последний «день Сурка» Фил предстаёт всеми обожаемым кумиром, который помогает и исцеляет, проявляя чудесной участие в жизни каждого. Это уже уровень лже-месии, который, как утверждают, тоже будет пользоваться огромнейшей любовью.
При всем при том, активность Фила вертится не только вокруг «себя любимого». Он всячески пытается заполучить любовь Риты, что весьма сложно - несмотря на все его знания, полученные во многие и многие «дни Сурка». То есть, могущественный «бог» Фил одновременно зависим от «богини» Риты (она для него является богиней). И, в, конечном итоге, Рита становится его. Точнее даже он становится её (как бы мужской проекцией женского «божества») - она покупает его на шуточном конкурсе холостяков. Здесь - динамика, характерная для антисофийности и гиперсофийности.
День Сурка заканчивается, «божественная» пара Фил и Рита врываются в реальность, на улицу, где «никого нет» («Великое Обнуление»).
В фильме (сознательно или бессознательно) выражена мечта гиперэлитария - победить цикличность, уничтожить бытийность и подменить её квазибытийностью - реальностью, где они будут всемогущими и бессмертными богами. Эта мечта неосуществима - творение Бога нельзя отменить. Но можно бросить мир (при поддержке очень многих) на дно онтологии, осуществив мощнейшую деструкцию.
Фильм вышел на экраны в 1993 году. «Вчера» пал «социалистический лагерь», западный капитализм утвердился как безальтернативная мировая система. И он начинает стремительно трансформироваться в пост(гипер)капитализм, который «призван» сокрушить и цикличность, и линейность, создав некую новую внеисторическую постреальность «тёмного универсума».
|
</> |