Конец досадный, хоть и не простой

топ 100 блогов — 05.03.2010 Депутаты второго сорта

«Долго Троя в положении осадном оставалась неприступною твердыней». А вот конец — хоть не трагичный, но, как говорил поэт, досадный. Правительство таки отправлено в отставку довольно солидным парламентским большинством в 243 голоса. Впрочем, расставание с властью не должно в принципе быть трагедией в демократической стране. В некоторых особо демократических европейских странах подобное действо может происходить по нескольку раз в году. И ничего — уходят без истерик и без проклятий. Это всего лишь результат обычных банальных демократических процедур. Таких, например, как голосование в парламенте резолюции недоверия правительству.

Но когда ставка Воны была сделана только на окончательную победу даже после проигрыша ею президентской гонки (дескать, если не президент — тогда вечный премьер), тогда отставка действительно может стать и трагедией. Хотя в этом для главы исполнительной власти нет никаких признаков ни европейскости, ни демократичности. Да и что это за правительство было такое, которое непонятно почему претендует на вечную власть и на исключительную, приватизированную демократичность? Два года в стране нет главного экономического закона страны — бюджета, который в каком-то смысле если не важнее Конституции, то насущнее ее. Нет министра финансов, нет глав Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, комитета по вопросам телевидения и радиовещания, министра транспорта, министра МВД и пр.

Качество оппозиции, в которую ушла Вона, будет такое же, каким было качество ее власти: война всех против всех и приватизация всего, что находится в поле досягаемости. Сегодня в поле досягаемости находится оппозиция, потому Вона будет приватизировать оппозицию. Однако ее оппозиционная риторика давно уже заплесневела. Она не понимает, что ситуация за последние пять лет принципиально изменилась не только в Украине, но и в мире. И за звание лидера оппозиции ей еще придется очень побороться с другими более ловкими оппозиционерами.

В отношении же уверенно идущей на смену «бело-сердечным» новой политической силе «сине-белых» тоже можно сказать, что они были раньше (и будут ныне) эффективнее лишь внутри старых политических целей и старых политических смыслов. Проблема состоит только в том, что сами эти старые цели и смыслы уже потеряли (извините за тавтологию) всякий смысл. И никаких признаков того, что это обстоятельство понимают в окружении нового президента, пока мы тоже не видим.

Тем временем в коалиционном процессе давно вырисовалось два возможных варианта: коалиция ПР-КПУ-БЛ с группой внефракционных депутатов и второй вариант — коалиция ПР и фракции НУНС. Ну и третий вариант — это досрочные выборы ВР. Никаких новых вариантов не появилось и после отставки правительства Тимошенко. Единственное, что появилось, — это заметное ускорение коалиционного процесса. Виктор Янукович попросил лидеров фракций сформировать коалицию в течение ближайших дней: «Я никаких условий не хочу ставить, и даже фракции Партии регионов. Я хотел бы, чтоб мы в ближайшие дни сели и договорились о коалиции, которая бы предложила кандидатуру премьер-министра и состав правительства».

Петр Симоненко: «У нас нет двух недель. Нужно за день, за два максимум согласовать все эти вопросы и вынести на рассмотрение Верховной Рады». Симоненко считает наиболее логичным создание коалиции ПР-КПУ-БЛ и внефракционных депутатов. Дальнейшие переговоры о создании новой коалиции планируется проводить в парламенте.

Но при наиболее логичном и быстром (а времени действительно мало) варианте парламентской коалиции с участием группы внефракционных депутатов существует все же некоторая правовая коллизия, которую можно было бы выразить фразой известного политика. Дескать, мы ошибаемся, когда говорим, что дважды два — это пять. Но когда они ошибаются, то говорят, что дважды два — это стеариновая свечка. Примерно так.

И сегодня нам снова, почти через столетие, приходится выбирать между стеариновой свечкой и ошибочной арифметикой. А создание правящей коалиции с участием группы внефракционных депутатов все-таки будет некоторым нарушением правил ее создания. Но выбор стеариновой свечки (то есть невозможность создания какой бы то ни было коалиции) означает не только нарушение закона, но и потерю самого смысла существования закона, который при всей своей суровости не должен противоречить своему главному предназначению. Ведь любой закон должен обеспечивать стране дальнейшую жизнь, а не ее скорую кончину.

Действительно, ВР состояла из фракций, и коалицию создали в свое время парламентские фракции, как это и предусмотрено Конституцией. Это не то чтобы было очень хорошо (поскольку коалиция наскребла преимущество только в два голоса), но было вполне приемлемо. Однако через некоторое время в ВР появились, увы, внефракционные депутаты. И это уже было не очень хорошо.

Хотя стали депутаты ВР внефракционными тоже как бы в полном соответствии с Конституцией. Но вдруг они оказались уже не теми как бы полноценными народными избранниками (за которыми стоят живые голоса украинских граждан, делегировавших им свои суверенные права), а какими-то историческими лишенцами, поскольку были лишены права участвовать в формировании коалиции и в формировании правительства.

Внефракционные депутаты ВР оказались как бы депутатами второго сорта, или второй свежести. По сути это прямая дискриминация внефракционных депутатов. А через дискриминацию таких депутатов происходит и дискриминация некоторой части не совсем полноценных (так получается) украинских граждан, за них ранее проголосовавших.

Ну не может (с какой стороны на это ни посмотри) быть легитимным и демократическим тот парламент, в котором присутствуют депутаты «двух сортов». Невозможно также в стране, претендующей на звание демократической, и существование «двух сортов» граждан.

Депутатов «второго сорта» в ВР, конечно, не так уж много. А после того как Юлия Тимошенко (почувствовав запах жареного) вновь вернула ранее извергнутых из «бело-сердечной» фракции депутатов в свое демократическое лоно, внефракционных депутатов стало еще меньше. Но проблема осталась, поскольку в парламенте, как известно, принятие решения вполне может зависеть даже от одного голоса. И есть очень серьезные предпосылки к тому, что вскоре их количество может снова существенно возрасти.

Потому, если исходить сугубо из европейских представлений о верховенстве права, то все решения, принятые таким дискриминационным по своей сути парламентом (где нарушаются основные права человека), могут быть в дальнейшем оспорены в суде и быть признанными незаконными. Тогда в украинском правовом поле (и без того не очень устойчивом и надежном) вполне может образоваться приличная дыра.

После избрания нового президента политический кризис только усугубился. Его не сняла и отставка правительства. Коротко проблему, которая встала на повестку дня после действительно демократической процедуры избрания нового президента, можно сформулировать так: парламент и страна должны умереть (ну не может же страна долго жить при парализованном правительстве и парализованном парламенте), поскольку таковы, дескать, правила и таково толкование верховенства права. Однако по здравому размышлению, страна должна иметь шанс на выживание и должна иметь шанс на создание эффективного правительства независимо от установленных неизвестно почему ставших фатальными правил. Или все — на досрочные выборы. Но и этот вариант развития событий должен произойти после создания хотя бы какой-то коалиции и правительства.

На самом деле никакого верховенства права и никакой европейской демократии в правилах, приговаривающих страну к гибели, а парламент — к дискриминации части народных депутатов (и части граждан), нет. Зато налицо циничное стремление уже отставленного правительства использовать в сугубо меркантильных целях ту сложную ситуацию, в которую «оранжевые» и «бело-сердечные» совместными усилиями загнали страну. Эти правила дают им возможность до последнего контролировать финансовые потоки при отсутствии бюджета. И пока новая коалиция и новое правительство не будут созданы, старое правительство невозможно будет призвать к ответственности. Потому что если поставить все с головы на ноги, то нужно будет все же определиться: что первично в этой кризисной ситуации, а что вторично? Первично право страны на жизнь или выдуманные правила, лишающие ее шанса выжить?

И наконец, не сможет Юлия Владимировна больше стать лидером оппозиции. Не сможет стать в третий раз премьером. Ее удел — катиться по наклонной, поскольку рейтинг будет неизбежно падать. И первая проблема у нее будет не просто со своими членами фракции. Ведь не сложно предположить, что под победу на президентских выборах ею были привлечены огромные деньги и взяты огромные обязательства. Мы, правда, не знаем, у кого взяты деньги и кому какие даны обещания, но вполне возможно, что мы об этом узнаем. И эти обязательства необходимо будет как-то выполнять.

После досрочных выборов в ВР, если таковые случатся, количество мест фракции «бело-сердечных» в новом составе парламента может сократиться в несколько раз. А если идея с международным аудитом воплотится в жизнь, то фракция может вообще не попасть в парламент. В этих займах и обязательствах нет ничего особо криминального, но она все проиграла. И как всякий проигравший теперь будет погружаться в пучину нарастающих проблем.

А нам предстоит как-нибудь уклониться от навязываемого нам варианта стеариновой свечки.

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тараки освобождался от конкурентов, укреплял своё влияние, добивался популярности в народе, с этой целью по пятницам ходил в мечеть совершать на виду намаз, свои выступления по радио непременно начиная словами "именем всевысшего ..." (Митрохин В. КГБ в ...
  Хочу рассказать вам свою историю про то, как я брал потребительский кредит и что из этого вышло. Сначала – история, в конце – по пунктам, чего нельзя делать ...
В США одной из важнейших тем сегодняшнего общественного дискурса является тема законодательства в области хранения, ношения и покупки оружия. Сохранение второй поправки к Конституции и право американского гражданина на ношение оружия подвергается серьезной критике, поскольку ежедневно ...
Мат в 2 хода: ...
Английские военные автомобили времен Второй мировой войны порой выглядели странно, но на самом деле получились вполне добротными. Кроме того, они отличались массовостью. За счет этого англичанам удалось добиться почти полной моторизации армии. Имелись у них на вооружении и артиллерийские ...