Конец досадный, хоть и не простой

«Долго Троя в положении осадном оставалась неприступною твердыней». А вот конец — хоть не трагичный, но, как говорил поэт, досадный. Правительство таки отправлено в отставку довольно солидным парламентским большинством в 243 голоса. Впрочем, расставание с властью не должно в принципе быть трагедией в демократической стране. В некоторых особо демократических европейских странах подобное действо может происходить по нескольку раз в году. И ничего — уходят без истерик и без проклятий. Это всего лишь результат обычных банальных демократических процедур. Таких, например, как голосование в парламенте резолюции недоверия правительству.
Но когда ставка Воны была сделана только на окончательную победу даже после проигрыша ею президентской гонки (дескать, если не президент — тогда вечный премьер), тогда отставка действительно может стать и трагедией. Хотя в этом для главы исполнительной власти нет никаких признаков ни европейскости, ни демократичности. Да и что это за правительство было такое, которое непонятно почему претендует на вечную власть и на исключительную, приватизированную демократичность? Два года в стране нет главного экономического закона страны — бюджета, который в каком-то смысле если не важнее Конституции, то насущнее ее. Нет министра финансов, нет глав Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, комитета по вопросам телевидения и радиовещания, министра транспорта, министра МВД и пр.
Качество оппозиции, в которую ушла Вона, будет такое же, каким было качество ее власти: война всех против всех и приватизация всего, что находится в поле досягаемости. Сегодня в поле досягаемости находится оппозиция, потому Вона будет приватизировать оппозицию. Однако ее оппозиционная риторика давно уже заплесневела. Она не понимает, что ситуация за последние пять лет принципиально изменилась не только в Украине, но и в мире. И за звание лидера оппозиции ей еще придется очень побороться с другими более ловкими оппозиционерами.
В отношении же уверенно идущей на смену «бело-сердечным» новой политической силе «сине-белых» тоже можно сказать, что они были раньше (и будут ныне) эффективнее лишь внутри старых политических целей и старых политических смыслов. Проблема состоит только в том, что сами эти старые цели и смыслы уже потеряли (извините за тавтологию) всякий смысл. И никаких признаков того, что это обстоятельство понимают в окружении нового президента, пока мы тоже не видим.
Тем временем в коалиционном процессе давно вырисовалось два возможных варианта: коалиция ПР-КПУ-БЛ с группой внефракционных депутатов и второй вариант — коалиция ПР и фракции НУНС. Ну и третий вариант — это досрочные выборы ВР. Никаких новых вариантов не появилось и после отставки правительства Тимошенко. Единственное, что появилось, — это заметное ускорение коалиционного процесса. Виктор Янукович попросил лидеров фракций сформировать коалицию в течение ближайших дней: «Я никаких условий не хочу ставить, и даже фракции Партии регионов. Я хотел бы, чтоб мы в ближайшие дни сели и договорились о коалиции, которая бы предложила кандидатуру премьер-министра и состав правительства».
Петр Симоненко: «У нас нет двух недель. Нужно за день, за два максимум согласовать все эти вопросы и вынести на рассмотрение Верховной Рады». Симоненко считает наиболее логичным создание коалиции ПР-КПУ-БЛ и внефракционных депутатов. Дальнейшие переговоры о создании новой коалиции планируется проводить в парламенте.
Но при наиболее логичном и быстром (а времени действительно мало) варианте парламентской коалиции с участием группы внефракционных депутатов существует все же некоторая правовая коллизия, которую можно было бы выразить фразой известного политика. Дескать, мы ошибаемся, когда говорим, что дважды два — это пять. Но когда они ошибаются, то говорят, что дважды два — это стеариновая свечка. Примерно так.
И сегодня нам снова, почти через столетие, приходится выбирать между стеариновой свечкой и ошибочной арифметикой. А создание правящей коалиции с участием группы внефракционных депутатов все-таки будет некоторым нарушением правил ее создания. Но выбор стеариновой свечки (то есть невозможность создания какой бы то ни было коалиции) означает не только нарушение закона, но и потерю самого смысла существования закона, который при всей своей суровости не должен противоречить своему главному предназначению. Ведь любой закон должен обеспечивать стране дальнейшую жизнь, а не ее скорую кончину.
Действительно, ВР состояла из фракций, и коалицию создали в свое время парламентские фракции, как это и предусмотрено Конституцией. Это не то чтобы было очень хорошо (поскольку коалиция наскребла преимущество только в два голоса), но было вполне приемлемо. Однако через некоторое время в ВР появились, увы, внефракционные депутаты. И это уже было не очень хорошо.
Хотя стали депутаты ВР внефракционными тоже как бы в полном соответствии с Конституцией. Но вдруг они оказались уже не теми как бы полноценными народными избранниками (за которыми стоят живые голоса украинских граждан, делегировавших им свои суверенные права), а какими-то историческими лишенцами, поскольку были лишены права участвовать в формировании коалиции и в формировании правительства.
Внефракционные депутаты ВР оказались как бы депутатами второго сорта, или второй свежести. По сути это прямая дискриминация внефракционных депутатов. А через дискриминацию таких депутатов происходит и дискриминация некоторой части не совсем полноценных (так получается) украинских граждан, за них ранее проголосовавших.
Ну не может (с какой стороны на это ни посмотри) быть легитимным и демократическим тот парламент, в котором присутствуют депутаты «двух сортов». Невозможно также в стране, претендующей на звание демократической, и существование «двух сортов» граждан.
Депутатов «второго сорта» в ВР, конечно, не так уж много. А после того как Юлия Тимошенко (почувствовав запах жареного) вновь вернула ранее извергнутых из «бело-сердечной» фракции депутатов в свое демократическое лоно, внефракционных депутатов стало еще меньше. Но проблема осталась, поскольку в парламенте, как известно, принятие решения вполне может зависеть даже от одного голоса. И есть очень серьезные предпосылки к тому, что вскоре их количество может снова существенно возрасти.
Потому, если исходить сугубо из европейских представлений о верховенстве права, то все решения, принятые таким дискриминационным по своей сути парламентом (где нарушаются основные права человека), могут быть в дальнейшем оспорены в суде и быть признанными незаконными. Тогда в украинском правовом поле (и без того не очень устойчивом и надежном) вполне может образоваться приличная дыра.
После избрания нового президента политический кризис только усугубился. Его не сняла и отставка правительства. Коротко проблему, которая встала на повестку дня после действительно демократической процедуры избрания нового президента, можно сформулировать так: парламент и страна должны умереть (ну не может же страна долго жить при парализованном правительстве и парализованном парламенте), поскольку таковы, дескать, правила и таково толкование верховенства права. Однако по здравому размышлению, страна должна иметь шанс на выживание и должна иметь шанс на создание эффективного правительства независимо от установленных неизвестно почему ставших фатальными правил. Или все — на досрочные выборы. Но и этот вариант развития событий должен произойти после создания хотя бы какой-то коалиции и правительства.
На самом деле никакого верховенства права и никакой европейской демократии в правилах, приговаривающих страну к гибели, а парламент — к дискриминации части народных депутатов (и части граждан), нет. Зато налицо циничное стремление уже отставленного правительства использовать в сугубо меркантильных целях ту сложную ситуацию, в которую «оранжевые» и «бело-сердечные» совместными усилиями загнали страну. Эти правила дают им возможность до последнего контролировать финансовые потоки при отсутствии бюджета. И пока новая коалиция и новое правительство не будут созданы, старое правительство невозможно будет призвать к ответственности. Потому что если поставить все с головы на ноги, то нужно будет все же определиться: что первично в этой кризисной ситуации, а что вторично? Первично право страны на жизнь или выдуманные правила, лишающие ее шанса выжить?
И наконец, не сможет Юлия Владимировна больше стать лидером оппозиции. Не сможет стать в третий раз премьером. Ее удел — катиться по наклонной, поскольку рейтинг будет неизбежно падать. И первая проблема у нее будет не просто со своими членами фракции. Ведь не сложно предположить, что под победу на президентских выборах ею были привлечены огромные деньги и взяты огромные обязательства. Мы, правда, не знаем, у кого взяты деньги и кому какие даны обещания, но вполне возможно, что мы об этом узнаем. И эти обязательства необходимо будет как-то выполнять.
После досрочных выборов в ВР, если таковые случатся, количество мест фракции «бело-сердечных» в новом составе парламента может сократиться в несколько раз. А если идея с международным аудитом воплотится в жизнь, то фракция может вообще не попасть в парламент. В этих займах и обязательствах нет ничего особо криминального, но она все проиграла. И как всякий проигравший теперь будет погружаться в пучину нарастающих проблем.
А нам предстоит как-нибудь уклониться от навязываемого нам варианта стеариновой свечки.
Александр ЛЕОНТЬЕВ