Концерт-исследование и концерт-событие
elika — 10.09.2023
Вчерашний концерт в Мальтийской
Капелле назывался «Концерт-исследование: Церковные мотивы в
музыке». Но, на самом деле, правы были те зрители и слушатели,
что назвали его «концертом-событием». Ибо это действительно
так.
![Концерт-исследование и концерт-событие Концерт-исследование и концерт-событие](/images/main/koncert-issledovanie-i-koncert-sobitie-17dfa6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/909727/909727_300.jpg)
В первом
отделении играла замечательная пианистка
Мария Чёрная. И это
было первой частью большого музыкального события, поскольку
прозвучали произведения, исполнение которых не так уж часто можно
послушать вживую: «Метаморфозы» и соната «Трилогия» Гласса, «Граунд
до минор» Пёрселла, Хоральная прелюдия «Я взываю к тебе, господь
Иисус» Баха
(насколько я помню, именно она звучит в «Солярисе»
Андрея Тарковского). А второе отделение — вот это был самый
настоящий подарок всем ценителям музыки. Потому что в нём выступал
композитор
Владимир Мартынов.
![Концерт-исследование и концерт-событие Концерт-исследование и концерт-событие](/images/main/koncert-issledovanie-i-koncert-sobitie-b9088b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/909995/909995_300.jpg)
И вот тут нужно
остановиться чуточку подробнее. Дело в том, что Владимир Мартынов —
тот самый «редкий» композитор, идеи которого известны, наверное,
немногим больше, чем, собственно, его музыка. Правда, не вся его
музыка безоговорочно с ним ассоциируется: к примеру, мало кто
знает, но это именно он сочинил саундтрек к «Острову» Лунгина,
«Михайло Ломоносову», «Холодному лету пятьдесят третьего» и даже к
мультфильму «Шкатулка с секретом». Кстати, композитор ещё и
является довольно плодовитым писателем и замечательным
рассказчиком, о чём знает всякий, кто был на его персональном
спектакле в рамках проекта «Человек.док». А ещё он — довольно
конфликтная фигура — нет-нет, не в прямом смысле, а в том, что идеи
композитора и связанная с ними музыка зачастую очень сильно
раздражают многих его коллег. Ну, например, Мартынова любят
обвинить в формализме, в том, что он — приверженец одного
формального приёма в музыке, что за повторением одного и того же
пышного фортепианного паттерна, так свойственного автору, ничего
нет; мол, композитор
«просто вдохновенно водит всех за нос»,
и не более. Ну, а соратники Мартынова, равно как и те, кому
по-настоящему нравится его музыка
(а таких много, и я тоже в их
числе), считают, что если это и пустота, то пустота высшего
порядка,
«пустота хлопка одной ладонью и остановки мысленного
потока» — то есть того, чего средствами музыки почти невозможно
достичь. Кстати, и сам Мартынов считает это именно разновидностью
духовной практики.
Вчера Владимир Мартынов исполнял свой "Opus Prenatum". В Интернете
вы можете найти и послушать фрагменты этого произведения в
инструментальном звучании, а вот нам, вчерашним слушателям
Мальтийской Капеллы, повезло услышать его в исполнении авторском и
в фортепианной версии. Вот потому я и говорю: то, что произошло
вчера, было не столько концертом-исследованием, сколько концертом
событием :)