Концепция Ума в тибетском буддизме

Продолжу про ум (sems - тибет., читта - санскр.). Важно понять, что значение этого слова в буддизме не соответствует пониманию ума в западных языках. В буддизме под умом всегда имеется в виду субъективный аспект нашего опыта. Но этот аспект здесь далеко не ограничивается интеллектуальной дейтельностью. Приведу цитату из Берзина.
"В наших языках есть два слова – «ум» и «сердце». Это характерно для западного мышления. Но многие подобные вещи характерны только для определённой культуры и не являются всеобщими. Не все разделяют наш опыт на «ум» и «сердце», и, определённо, это не делается в буддизме. В буддизме есть одно слово, которое включает оба аспекта. Обычно под «умом» на Западе имеют в виду рациональное мышление, интеллект и так далее, а под «сердцем» понимают эмоции, интуицию. Но всё это разные аспекты нашего опыта, или восприятия, не правда ли? Это то, как мы переживаем вещи. Всё это включено в одно слово «ум». Также сюда включено всё сенсорное восприятие – видение, слышание, чувствование запахов и вкусов, физические ощущения, потому что это тоже один из аспектов нашего восприятия, опыта, познания."
Далее мы должны исключить объектное понимание ума как вещи, которая что-либо делает. " Довольно странно, но именно так мы обычно и представляем себе ум – как будто это вещь. Например, в английском мы говорим: «Убери это из своего ума», «Он потерял ум», «Он выжил из ума», «Держи это в уме» – как будто это ящик или что-нибудь подобное. Или: «У него хороший ум. У него хорошая машина, хороший дом и хороший ум». Мы привыкли смотреть на ум именно так, поэтому у нас быстро возникает такая ассоциация. Но в буддизме речь идёт не об этом: речь идёт о событии, об активности."
Оригинальное тибетское определение ума (sems) есть gsal-rig-tsam (лишь ясность и осознанность), где tsam - лишь (или - только), gsal - ясность, rig - осознанность.
Далее, "ясность" gsal по тибетски означает не то, что вы думаете. Под "ясностью" здесь имеется в виду создание познаваемых видимостей (snаng-ba). При этом под "видимостями" понимается не только то, что воспринимается глазами. У нас могут возникать видимости запахов, звуков, эмоций и т.д. Берзин трактует "ясность" как ментальную активность, создающую ментальные голограммы. Возникновение ментальных голограмм (формы, цвета, запахи, звуки, мысли, эмоции и т.д.), - это и есть аспект "ясности", соответствующий природе ума. Все буддистские философские школы кроме вайбхашики утверждают, что мы познаем мир не на прямую, а с помощью ментальных голограмм. Второе слово "осознавание" rig означает "когнитивное принятие объекта". Ум "принимает" (воспринимает) объект в каждый момент времени, даже если мы спим или без сознания. "Принятие" объекта, о котором мы говорим, - это когнитивный процесс, т.е. это какой-либо тип познания объекта. Есть много разных типов познания: видение, слышание, чувствование запаха и вкуса, физическое ощущение (например, жары или холода). Сюда относится и мышление.
Итак, у нас есть два вида активности, - возникновение ментальной голограммы и восприятие ("когнитивное приятие") объекта, причем последнее не обязательно предполагает, что мы знаем, что это за объект: это может быть просто когнитивная вовлеченность ('jug-pa). Происходят ли эти две активности последовательно или одновременно? Вопрос не верен. На самом деле это одна и та же активность, но описываемая с двух точек зрения, - gsal-rig ясная осознанность. Получается, что Ум - это непрерывный процесс когнитивной вовлеченности в ментальные представления.
gsal-rig-tsam - третье слово tsam обычно переводят как "лишь". Оно используется для исключения других объектов. В данном случае исключаются два положения. Во-первых, что ум - это вещь, подобная механизму. В этом смысле ум пустотен. Во-вторых, и это наиболее важно, исключается существования отдельного "Я" или "личности", выполняющей работу ума. Ум это просто процесс ментальной активности и нет сущности, стоящей за этим процессом, которая, собственно, видит, слышит, осязает и мыслит.
|
</> |