Комната Николая Васильевича Гоголя в усадебном доме в Абрамцево
sinekvan — 25.03.2024 Комната, где жил Гоголь, когда приезжал к Аксакову в усадьбу.Аксаковы были люди очень гостеприимные, это были настоящие московские хлебосолы. В своем доме они принимали всех и западников, и славянофилов. У него были Герцен, Белинский, Грановский. В то же время братья Киреевские, Самарин. Люди совсем разных общественных и политических убеждений. Другими гостями Аксакова были Тургенев, Щепкин, Хомяков. Гоголь у Аксаковых был особый, самый желанный, любимый гость.
Николай Васильевича в свете не любили. Считалось что у него капризный вздорный характер, но Сергей Тимофеевич принимал его таким каким он был. Поэтому в Абрамцево Гоголь чувствовал себя комфортно. Здесь он не был тем закрытым писателем-мистиком, как было принято о нем говорить. По воспоминаниям современников здесь он пел российские песни с дочерью Аксакова Надеждой, плясал пляску, много смеялся. Можно сказать, что в Абрамцево Гоголь был счастлив.
Сюда Гоголь приезжал всего 5 раз. Аксаковы выделили Гоголю эту комнату, она была самая светлая и теплая в доме.
Писатель в этой комнате жил, работал и даже когда он не желал спускаться ел.
Их отношения длились 20 лет, до самой смерти Николая Васильевича. Именно у Аксакова Гоголь отметит свое 40-летие. Он говорил, что Аксаковы могут залюбить вас до смерти, настолько хорошими хозяевами они были.
Отношения этих писателей сложно было назвать дружбой, уж больно они были разные люди, скорее Гоголь и Аксаков друг друга дополняли.
Для многих Гоголь был знаменитость, автор комедий. Аксаковых это очень обижало, так как Николай Васильевич для них был дорог и интересен в первую очередь как человек.
На каждом своем портрете Гоголь разный, настолько неординарным человеком он был.
Портрет Гоголя в возрасте 25 лет, примерно так он выглядел, когда он познакомился с Аксаковым в Москве, в модном в то время литературном салоне Александры Иосифовны Смирновой Проссет.
В этот же салон ходил Александр Сергеевич Пушкин, который говорил, что Сергей Тимофеевич лучше всех понимает его произведения, так как в это время Аксаков был театральным и литературным критиком. Аксаков страстно любил театр, он мог стать хорошим актером, но это занятие для дворянина было недостойным. Аксаков видел многие проблемы в игре актеров, постановке спектаклей, поэтому он стал писать театрально – критические статьи. Это новый литературный жанр – театральная критика. К Аксакову даже обращались из театров чтобы узнать, как правильно распределить роли, чтобы пьеса выиграла. Александра Иосифовна хотела издать произведение Гоголя без купюр, поэтому Гоголь обратился к Сергею Тимофеевичу, который в это время служил в цензорском комитете и Аксакову это удалось. Таким образом Аксаков приобрел себе хорошего друга. У них была деятельная, длительная переписка, даже в те моменты, когда по состоянию своего здоровья Николай Васильевич жил в Италии.
Гоголь много писал за границей, в том числе первый том Мертвых душ. Первый экземпляр издания он прислал Аксаковым и подписал «Моим друзьям, всему семейству Аксаковых»
В 1848 году Гоголь вернулся в Россию с законченной рукописью второго тома Мертвых душ.
В августе 1849 года по пути в Троице-Сергиеву лавру он останавливался у Аксаковых. Говорят, в тот раз Николай Васильевич читал им первую главу второго тома «Мертвых душ». Через некоторое время приехал вновь и продолжил работу над вторым томом.
Эту рукопись Гоголь уничтожил в Москве в доме графа Александра Петровича Толстого и очень скоро Гоголь неожиданно умер.
Эта грустная история изображена на картине художника Агина. Гоголь умер рано и неожиданно, всего 42 года. Его смерть потрясла всю Россию, особенно молодежь. Аксаков несколько дней от этого известия прийти не мог. Впоследствии он обратился ко всем, кто был знаком с Гоголем оставить правдивое описание о писателе для будущих биографов.
О своей дружбе Аксаков написал о Гоголе книгу как о человеке «История моего знакомства с Гоголем», которую не закончил. Она рассказывает не только о их взаимоотношении, но и о литературных салонах и дворянах. Его сын Иван дополнил работу перепиской отца и Гоголя.
После смерти Гоголя был открыт его портфель, были найдены черновики первых четырех глав. Хоть это и черновики, но был интересен ход мысли писателя. Они были переписаны и даже были изданы и там были иллюстрации к этим главам.
Дорожное бюро, оно принадлежало Аксакову и скорее всего работал за ним Гоголь. Вариант дорожной шкатулки, с которыми путешествовали творческие люди. В нем есть отделение для бумаг, поверхность для письма, есть место для чернильницы и гусиных перьев.
В помещении Гоголь любил писать стоя за конторкой.
В те времена считалось не очень хорошо для здоровья чтение и письмо сидя.
Диван называют Гоголевским. Говорят, писатель на нем действительно отдыхал.
Асимметричная кушетка — дормез. Гоголь спал полусидя, он боялся, что, если ляжет в кровать и крепко заснёт, его в этом обморочном состоянии примут за мёртвого и похоронят заживо.
Ширма изготовленная в абрамцевских столярно-резчезких мастерских.
В комнате также стоит печь изготовленная по эскизам Васнецова.
В этой комнате есть экспозиция посвященная Ивану Сергеевичу Аксакову, который возглавлял Московский Славянский благотворительный комитет.
Во время войны русско-турецкой войны этот комитет собрал немалые добровольные пожертвования. На эти деньги покупалось оружие, боеприпасы, обмундирование. Организовывали санитарные отряды и отряды добровольцев для помощи братьям славянам. Многими вопросами занимался Иван Аксаков, его даже называли славянский Гарибальди. Когда Болгария стала свободной страной, молодежь Болгарии предлагала Ивану Аксакову царский трон своей страны. Он отказался, но до сих пор одна из главных улиц Софии носит имя Ивана Аксакова.
Тут же сохранились его книги, газеты и журналы, которые он редактировал.
|
</> |