Комментарий Гололобова на БиБиСи (по трибуналу и вето)


Д. Г.: У меня есть совершенно четкая теория, почему Россия не верит международному праву и не собирается ему доверять ни в коей мере. Допускаю, что трибунал мог бы создать новый тест, и те обстоятельства, которые можно было бы четко доказать, были бы достаточными для признания России виновной в гибели самолета.
Но если взять знаменитейшее решение третейского суда в Гааге о пятидесяти миллиардах по делу ЮКОСА, то оно было настолько беспрецедентным, что академическое сообщество до сих пор говорит о том, что три арбитра перевернули всю существующую практику так, что непонятно, как государства и соглашения о защите инвестиций теперь будут существовать.
Если России присудили заплатить 50 млрд [долларов] в этом деле по конвенции, которую она не подписывала, в отношении людей, которые не являлись при любых обстоятельствах иностранными инвесторами, в противоречии с массой оговорок к конвенции, то никто не может гарантировать, что подход международного трибунала резко не поменяется, и Россия не окажется виноватой в гибели "Боинга".
Вопрос очень простой. Россия глобально не верит в настоящей ситуации международному праву. Это не вопрос "Боинга". В своей статье я процитировал знаменитое решение дела "Илашку против России и Молдовы", в котором был применен весьма прецедентный тест. Россия оказалась ответственной за контроль территории, контроль над которой был абсолютно неясен.
Это абсолютно противоречило многим принципам, которые применялись в других решениях. Решение Европейского суда в Страсбурге в том случае оказалось в такой степени неожиданным для профессионалов и академиков, что теперь неясно, куда двинется практика. Точно так же и в ситуации с трибуналом по "Боингу". Это кризис доверия в системе международного права. <...>
С моей точки зрения, Россия в данном случае решает для себя гораздо более глобальный вопрос, не только этого трибунала. Это прослеживается в целом ряде решений и заявлений российских официальных лиц, в том числе, например, в недавнем заявлении господина Бастрыкина о том, что международное право надо исключить из Конституции. Сейчас это выглядит резко, но, может быть, через год или два это будет абсолютно стандартной государственной политикой.
Мы пытаемся все время применить какие-то старые привычные подходы, но привычных подходов уже нет. Система доверия к международному праву со стороны России и части Европы, если иметь в виду приближающийся референдум по выходу Британии из ЕЭС, подорвана, и никаким трибуналом его не спасешь.