Открытое образование и его враги

![Открытое образование и его враги Entry-4212-picture-entry-3795-0-fedorenko4[1]-800](http://www.nardemsoyuz.ru/att/entry-4212-picture-entry-3795-0-fedorenko4%5B1%5D-800.jpg?1290426580)
Эффект низкой
базы
В СССР отсутствовало просто как класс современное
гуманитарное, экономическое, и юридическое образование. Во всем
мире именно эти отрасли в лице классических университетов
составляют костяк образовательной системы. Стоит ли удивляться, что
именно за счет них произошел скачкообразный количественный рост
числа студентов в постсоветский период: В 1991-м году, в момент
распада Советского Союза, во всем Советском Союзе было меньше 2
миллионов студентов, а сейчас в России - 7 миллионов. В первую
очередь - за счет юристов, экономистов и гуманитариев, включая моих
коллег-социологов. Спрос на соответствующее образование
накапливался десятилетиями и как только ему позволили наконец
породить предложение - количество ВУЗов и факультетов рвануло в
рост "на десять тыщ как на пятьсот". Вот только образование - сфера
достаточно инерционная, качественному новому предложению здесь
взяться было просто неоткуда. Да ажиотажный рост качества и не
требовал. Сегодня принято предъявлять претензии по качеству
образования к негосударственным ВУЗам, чиновные мужи взяли за моду
пренебрежительно называть их "продавцами дипломов" - мол,
повылезали из ниоткуда, деньги берут, а учить ничему не учат.
Однако "повылезали из ниоткуда", мягко говоря, не только
негосударственные ВУЗы, но и подавляющее большинство
государственных. Мой родной СПбГУ за двадцать лет открыл 11 (!)
новых факультетов и увеличил количество студентов вдвое - с 20.000
до 40.000. Ровно то же произошло ровно с каждым провинциальным
институтом, который обросши десятком новых факультетов и тысячами
новых студентов, гордо обзывается теперь университетом. Извините, а
преподаватели, учебные пособия и программы для этих тысяч новых
университетов и миллионов студентов, что, с неба свалились? Нет,
страшная тайна заключается в том, что рекламу и PR теперь уверенно
преподают те же самые люди, которые десятилетиями до этого
"начитывали" краткий курс истории ВКП(б). Тем же самым голосом и с
тем же самым результатом. Предполагаю, что местами по тем же
конспектам.
Заповедники
мастодонтов
Отечественный ВУЗ - это окостеневший
мастодонт. 70% российских ректоров никогда не работали нигде за
пределами своего ВУЗа. Какая там академическая или профессиональная
мобильность, вы о чем вообще? Стандартный путь:
студент-аспирант-доцент-профессор-ректор - за тридцать лет, не
выходя из одного кабинета. Ну и что человек после этих тридцати лет
может знать о происходящем за окнами его кабинета? В других ВУЗах?
В мировой науке? В стране? Ни-че-го. Руководство подавляющего
большинства государственных ВУЗов абсолютно профнепригодно.
Непригодно не то что к руководству вузом - к жизни в современном
обществе.
Демографический спад, причудливо переплетаясь со спадом экономическим, резко обострил конкуренцию между ВУЗами. Количество первокурсников снизилось с 2 млн. в 2009 году до 1,6 млн. в 2010, т.е. на 20%. Казалось бы, вот она, возможность совершенно обоснованно провести ревизию и перестать тратить государственные деньги на содержание учебных заведений, которые по факту давным-давно такими не являются. На практике заявлено о ликвидации (путем присоединения к более крупным) лишь нескольких мелких провинциальных ВУЗов. Вместо этого государство пытается расчистить рынок от конкуренции, усиливая пресс на негосударственные ВУЗы. Здесь действует классический для российских реалий конфликт интересов: Минобрнауки сочетает функции регулятора и в лице подведомственных ему учреждений - участника рынка образовательных услуг.
Равнение на "кол"
В
конце ноября-начале декабря Министерство образования и науки
традиционно заканчивает работу над документами, определяющим
Правила приема в высшие учебные заведения на следующий учебный год.
Что характерно - таким образом регулируется возможность сегодняшних
одинадцатиклассников поступить не только в государственные ВУЗы, но
и в негосударственные, имеющие аккредитацию. Уравнивание Правил
приема оказалось одним из эффективнейших способов "зачистки" рынка.
Ранее у родителей одинадцатиклассника существовал выбор из трех
вариантов траты денег на образование: 1) в течение года - на
подготовительные курсы и репетиторов для вступительного экзамена;
2) единоразово - на коррупционный взнос за поступление; 3) с
рассрочкой на пять лет - на обучение ребенка в коммерческом ВУЗе.
Переход на поступление только по ЕГЭ серъезно снизил основания для
выбора не только второго, но и третьего варианта.
Незолотой
стандарт
Важность и ценность этого самого российского
"образца" - вещь для думающего человека неочевидная. Аккредитация
вроде как подтверждает способность ВУЗа предоставить студенту набор
знаний, предусмотренных государственным же стандартом, и
обеспечивать минимально допустимые условия для усвоения этих
знаний. Вот только само российское государство полностью
дискредитировано в качестве института, способного что-либо
оценивать. В России нет ни одного университета, входящего хотя бы в
первые две сотни мировых рейтингов. Так что российские чиновники от
образования вообще могут знать о качестве и его критериях? При этом
никто в здравом уме не поверит, что хоть один ВУЗ в стране получил
аккредитацию без взяток. Получается, что наличие государственной
аккредитации подтверждает всего лишь "замазанность" ВУЗа в системе
тотальной коррупции, и ничего больше. В России действительно
существует несколько ВУЗов, пытающихся давать студентам нечто хотя
бы приблизительно похожее на образование (ГУ ВШЭ, МВШЭСН) и для
них, на мой взгляд, наличие российской государственной аккредитации
- это скорее не плюс, а большой репутационный минус.
Скорейшая ликвидация профанационной, нелепой и бессмысленной
системы государственной аккредитации - важнейшее условие создания
условий для честной конкуренции, которая одна только и обеспечивает
настоящее качество. На смену ей должна прийти система вузовского
самообследования и добровольного "образовательного аудита" - когда
по заказу вуза независимый аудиторский центр собирает внешнюю
команду профессионалов в конкретной области, которая и проводит
всестороннюю оценку - не вуза в целом, а конкретного факультета или
отдельной образовательной программы.
Настоящие экзамены - честные
рейтинги
Сегодня наличие аккредитации - это
единственный доступный абитуриентам и их родителям источник
информации о качестве образования в том или ином вузе. Если не на
аккредитацию, тогда на что можно ориентироваться при выборе?
Во-первых: средние многолетние результаты экзаменов при
поступлении. Это вовсе не обязательно должен быть только и
исключительно ЕГЭ. По многим предметам существует международная
система экзаменов, проводимых независимыми аудиторскими центрами:
по математике - GMAT, по английскому языку - TOEFL, IELTS, и т.д.
Уже сегодня лидеры российского образования, например - Российская
Экономическая школа (РЭШ), при приеме в магистратуру принимают
результаты именно этих экзаменов. Необходимо законодательно
закрепить право вузов использовать при поступлении эти и другие
экзамены, проводимые независимыми аудиторскими центрами,
предусмотрев минимальную процедуру "верификации" этих экзаменов и
центров со стороны Минобрнауки. Опубликованная в свободном доступе
информация о том, с каким средним и минимальным баллом поступают на
протяжении ряда лет в конкретный вуз - надежный показатель его
реальной престижности в глазах абитуриентов.
Сводные рейтинги вузов по показателям ЕГЭ-1 и ЕГЭ-2 должны сводиться и публиковаться не отдельными энтузиастами из академического сообщества, а уполномоченными государственными органами. Кроме этого, профессиональные аудиторские центры, занимающиеся "образовательным аудитом" и проведением экзаменов, будут разрабатывать собственные системы рейтингования вузов, образовательных программ и отдельных кафедр, лучшие из которых которые будут необыкновенно востребованы абитуриентами и работодателями. В США издательско-репетиторская компания Princeton Review составляет рейтинги университетов по 62 показателям, среди которых, например "лучшие студенческие пьянки и тусовки" (победитель, кстати - Боудон-колледж в штате Мэн). Наши вузы исторически отчаянно саботируют любую попытку их рейтингования: каждый из них знает, что на самом деле он очень плох и справедливо боится оказаться в самом низу рейтинга. Жесткая конкуренция на открытом рынке не спрашивает, чего там хочет или не хочет отдельный ректор и чего он там думает про тот или иной рейтинг: совершенствуйся, или проиграешь.
"Иномарки" для
образования
Ключевое условие формирования в России
цивилизованного образовательного рынка - приход на этот рынок
глобальных игроков. Как только открытие в стране производств всех
автомобильных корпораций из первой мировой десятки позволяет
надеяться на постепенно излечение "болезни АВТОВАЗА", точно так же,
только открытие в стране филиалов и учебных центров ведущих мировых
университетов из первой сотни рейтинга QS World University Rankings
заставит российские вузы наконец шевелиться. Только сталкиваясь
повседневно с тем, что такое качественное по мировым меркам
образование, они найдут пути и методы собственной перестройки.
Только в этих мировых кузницах вырастет новое поколение российских
ученых и профессоров, за которых уже не будет так мучительно
стыдно, как за нынешних.
Сегодня известен только один такой
проект - Массачусетский Технологический Институту (MIT)
рассматривает возможность открытия филиала в Сколково. Там для него
обещают создать все условия и отменить действие всех дикарских
российских законов, вот только MIT (университет №3 в мире по всем
рейтингам) все равно не уверен - следует ли связываться с этими
дикими московитами и подвергать свою репутацию такому риску? На
самом деле, если в Сколково придет MIT и у него там все получится -
это будет game changer - сигнал для всех мировых лидеров, что на
этом рынке можно работать.
За открытием первой отверточной сборки Ford Focus во Всеволожске
всего через десять лет последовало строительство семи крупных
автозаводов в окрестностях Петербурга, и мы вдруг обнаружили, что
сделанная восточнее Праги машина может быть очень хорошей. За
открытием первого "сколковского" MIT последует приход всех
университетов мировой двадцатки и через десять лет мы обнаружим,
что российское образование все же существует. За такую возможность
я готов даже простить проекту Сколково все его
существование.
Иван
Федоренко, к.с.н.,
Доцент кафедры социологии коммуникаций
НОУ МИЭП, Санкт-Петербург
|
</> |