КОЛОДЕЦ ЛОТОСА
fi358 — 19.01.2016 Скажите, а не приходилось ли Вам столкнуться с повестью А. Казанцева и М. Сиянина «Колодец Лотоса»? Это египетская задача – экзамен кандидатам на жречество... Мне кажется, благодаря универсальности русских Саженей, должно быть наглядное несложное решение именно через Сажени.Из переписки в живом журнале.
Комментарии к живому журналу уже не один раз являлись для меня толчком к движению и дверью в новые объемы, возможностью увидеть знакомые вещи по-новому, другими глазами…
Без труда обнаружилась на просторах интернета вышеупомянутая повесть, кстати, совсем небольшая по объему. Оставим без комментариев рассуждения авторов о Древнем Египте. В те годы, когда повесть создавалась, еще не пришло время открытий А. Ф. Черняева и В. А. Чудинова, из которых всем интересующимся стало известно, что пирамиды Египта построены нашими предками и подписаны русскими рунами. В живом журнале есть статья «Полет Сокола», в которой рассказано, кем в действительности был «египетский» бог Гор.
Но вернемся к повести. Ее содержание весьма интересно, так как являет собой художественно написанную иллюстрацию к двум способам мышления – от ума и по чувству. Нижеследующее изложение содержания повести дается близко к оригиналу.
Древний Египет. Ритуал посвящения в жрецы. Соискателю звания жреца дается задача, которую надо решить. Если он не справляется с задачей, то умирает голодной смертью за глухой стеной, рядом с Колодцем Лотоса. Тот, кто справился с задачей, освобождается из заточения и посвящается в жрецы.
Задача: «Эти иероглифы выдолбили жрецы бога Ра. За стеной находится Колодец Лотоса, как круг солнца; возле колодца положен один камень, одно долото, две тростинки. Одна тростинка имеет длину три меры, вторая – две меры. Тростинки скрещиваются всегда на поверхности воды в Колодце Лотоса, и от этой поверхности одна мера до дна. Кто сообщит числа наидлиннейшей прямой, содержащейся в ободе Колодца Лотоса, будет жрецом бога Ра».
Начало ХХ века. Француз-археолог Детрие привел к Колодцу Лотоса своего друга-математика графа де Лейе, чтобы тот решил древнюю задачу.
«Граф попросил у Детрие долото, нарисовал на пыльном полу камеры чертеж, рассуждая при этом так:
– Колодец – это прямой цилиндр. Два жестких прута (тростинки), один длиной две меры, другой – три, приставлены к основанию цилиндра, скрещиваясь на уровне водной поверхности в одной мере от дна. Легко понять, что сумма проекций на дно цилиндра мокрых или сухих частей тростинок будет равна его диаметру – "наидлиннейшей прямой, содержащейся в ободе Колодца Лотоса"… Обозначим расстояние от точки пересечения тростинок до конца короткой тростинки на дне через г.
– Теперь все очень просто, – продолжал граф де Лейе. – Нужно решить уравнение четвертой степени: 5r4 - 20r3 + 20r2 - 16r + 16 = 0. Как тебе нравится? Красивое уравнение?
Детрие почесал затылок, рассматривая формулу на пыльном полу.
– И такие уравнения решали древнеегипетские жрецы?
– Ничего не могу сказать. Совершенная загадка! Формулы для их корней были получены в XVI веке итальянским математиком Феррари, учеником Кордано.
– И ты решил?
– Конечно! Считай меня отныне жрецом бога Ра. Диаметр колодца равен 1,231 меры».
Подобное решение, действительно, вызывает больше вопросов, чем дает ответов…
Та же ситуация, что и с работой Зодчих в системе Русских Золотых саженей… Наши мудрые предки при создании своих совершенных творений обходились без корней в двадцать пятой степени и степенных функций, да и придуманы все эти премудрости были гораздо позже!
Вновь обратимся к повести и последуем за мыслями юноши, который осмелился участвовать в испытании, не имея представления ни о корне даже второй степени, ни о теореме, которую мы называем «теорема Пифагора», ни о числе Пи…
Итак, решение юноши. «В голове прояснилось, и как-то сама собой пришла мысль, что если тростинки опускать в воду наклонно, то мокрые части на них будут разными.
Он тотчас опустил тростинки одну за другой, вынул и примерил. Оказалось, что разность длины мокрых частей будет для него новой мерой, малой мерой, как он назвал ее.
Отметив ее насечкой, он стал размышлять, что бы измерить этой новой мерой. Ведь она же была долей целого, долей одной меры. Интересно, сколько раз уложится новая мера в одной мере?
Он тщательно измерил половину короткой тростинки, где поставил отметину одной меры.
Радости его не было границ!
Малая мера уложилась в одной мере ровно шесть раз!
В его руках уже была одна шестая меры. Можно ли ею измерить наидлиннейшую прямую – поперечник круга? Эта длина была у него отмечена на длинной тростинке. И он тотчас приложил ее к своим новым мерам. И сразу уныние овладело им. Все напрасно. Ничего не получилось. Малая мера уложилась семь раз, а восьмой раз вышла за пределы отметины.
Сокрушенно смотрел юноша на лишний отрезок, который невольно тотчас отметил долотом. И вдруг понял, что обладает еще одной мерой. Надо было определить, какую часть главной меры она составляет. Он судорожно стал измерять, не веря глазам.
Его новая, самая маленькая мера («лишний» отрезок) уложилась в главной ровно десять раз!
Итак, он имеет в измеряемом поперечнике одну целую (шесть малых мер) и еще две лишних меры – то есть одну треть. Однако из этой трети нужно вычесть одну десятую.
Теперь ничего не стоило сосчитать, что наидлиннейшая прямая, заключенная в ободе колодца, имеет длину в одну и семь тридцатых (37/30) меры. Это и есть ответ».
Отличие второго пути от первого в том, что идущий по нему ищет и находит соразмерность различных величин. Имея одну базовую меру, он интуитивно нащупывает, открывает в себе еще две дополняющие ее меры.
Таким образом он сТРОИт ответ, находя и используя ТРИ связанные между собой меры, и далее определяет с их помощью отношение двух величин – диаметра колодца и базовой меры. При этом соотношение величин выражается не степенными и корневыми функциями, а отношением двух целых чисел, в данном случае – 37 и 30.
Теперь проникнем в суть задачи. Определим, в чем значение отношения 37 к 30, и найдем диаметр Колодца.
37/30 соответствует 1,2333…
Эта величина с точностью 0,21% соответствует величине 2/Фи, то есть коэффициенту перехода от сажени младшей группы к сажени старшей группы.
Например, от малой сажени (142,41 см) к народной (176,00 см), или от народной сажени к казенной (217,52 см).
Самое интересное, что значение, полученное математическим путем (1,231 меры) имеет большее отклонение, а именно – 0,40%.
Фантастическая точность целочисленных отношений – это то, чему невозможно не поражаться вновь и вновь!
Итак, мы можем теперь построить Колодец Лотоса.
Возьмем за меру, например, народную полусажень.
Высота воды в Колодце – народная полусажень (88,00 см) от уровня дна, длина первой тростинки – народная сажень (176,00 см), второй – 263,70 см, это сажень, полуторная к народной.
Диаметр Колодца – полусажень казенная (108,76 см).
Вместо числа Пи Зодчие использовали в своей работе целочисленное отношение 22/7.
Определим длину окружности Колодца – 22 * полусажень казенная/7 соответствует 341,82 см. Если вычислить длину окружности через Пи = 3,1415…, то отклонение составит всего 0,04%!!!
Используя свойство семичастности, находим, что для того, чтобы сложить круглую стену Колодца, необходимо 22 кирпича длиной 15,56 см (пясть сажени 248,90 см) или 44 кирпича длиной 7,78 см (вершок той же сажени) для каждого ряда круговой кладки. Точность соответствия – 0,15 %.
Выбрав за меру другую величину, получим колодец других размеров, но подобный первому.
А юноша из повести «Колодец Лотоса» со временем стал верховным жрецом и великим архитектором.
Вот такая история со счастливым концом…
|
</> |