Коллектив или другие

топ 100 блогов arhipolemos06.05.2017 продолжая каверзно вопрошать о наиболее проблемном в обретении коллективной субъектности »»» ...
Коллектив или другие
04.05.2017

Всё никак не задастся с государственными людьми во Франции, аж со времён Шарля де Голля. Он, правда, кончал совсем другое заведение, репутация которого непоколебима до сих пор. Причём, настолько, что его название иногда употребляется, как прямая отсылка к эталону: «для того, чтобы понять такую элементарную вещь, вовсе не надо быть выпускником Сен-Сира!»
Иначе говоря, Сен-Сир (школа военная) – превыше всего.
А вот по поводу выпускников l’ENA (энарков) в народе начинают бродить шуточки совсем другого толка, в которых всё чаще мелькают достаточно уничижительные термины, с ключевыми понятиями типа “технократ-политкоррект-толерант”.
Подробнее »
в другом переводе – готовность духа к политике). Соответственно, суть проблемы в следующем.
Если демократия означает признавать политическую и социальную сферу составной частью гуманности как целого и хранить нравственную свободу, отстаивая свободу гражданскую, то противоположностью демократии, в которую диалектически переходит антидемократическое высокомерие духа, является та теория и глубоко бесчеловечная практика, которая возводит какую-то частную область человеческих дел, а именно политическую, в ранг целого, не желая знать ничего, кроме идеи государства и власти, принося в жертву этой идее человека и все человеческое и кладя конец всякой свободе. Этот процесс имеет свои неумолимые и трагические последствия.

Томас Манн. Культура и политика // Манн Т. Избранник. Статьи. Новеллы. М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2004. С. 520-524.

Под неумолимыми и трагическими последствиями автор этих строк, написанных им в 1939 году, подразумевает опыт нацистской Германии, развязавшей в том году Вторую мировую войну. Огосударствление "сверхчеловеческого" антигуманизма – как плата за высокомерное отторжение духом самой своей предрасположенности к политике (а не то что готовности к).

М. Хайдеггер – ещё один проникновенный свидетель этих трагических процессов, – ещё глубже проникая в их историософско-метафизическую суть, фиксировал эту суть в концепте Machenschaft (см. по теме подробнее). Тем самым свидетельствовалось забвение Бытия и отвращение от посылаемых в его Событии исторических смыслов. Достигая в новейший период глобально-мирового масштаба, это отвращающееся забвение максимально высвобождает технически и интеллектуально изощренное махинаторство политических и экономических элит, задействующих в своих махинациях самые приземлённые черты цивилизационных идентичностей (главным образом, западных и еврейской идентичностей, – см. т.ж. по теме).

Можно заметить, что приведённая в инфо.поводе характеристика нынешнего европейского полит.элитария – как "технократа-политкорректа-толеранта" – схватывает пост-демократическую версию тотального и тоталитарного властвования Machenschaft. Соответственно, здесь соединяются пост-индустриальный технократизм и пост-модернистская плутократия.

Это значит, что сегодня уже сами демократические институты отторгают дух со всеми его предрасположенностями.

В этом отторжении проявляется зловещая новизна ситуации. Ибо так не было никогда, чтобы речь шла о прямом и буквальном уничтожении принципов с помощью порожденных ими институтов (см. фрагмент материала с выдержками из очерка С.Е. Кургиняна "О коммунизме и марксизме–75").

Новизна пост-демократических вариаций на старую анти-гуманистическую тему. В перспективе, это чревато выдвижением неофишистских проектов. Пока же под эти проекты, где-то стихийно, где-то целенаправленно, готовится "почва".
Обширный опыт рассмотрения этих процессов в данном блоге ёмко представлен в серии материалов текущего периода. В том числе – в предыдущем материале (подробнее, см. по ссылке в подзаголовке данного поста) – в виде следующей метафорической модели.

"Улитка" – как метафора определённых, достаточно заметных, слоёв общества, которые демонстрируют состояние, способное овладеть общественным большинством в результате отторжения им как возможности активного политического участия, так и духа, являющегося первоисточником этой активности. Это состояние, в котором адресации к возможности ответов на исторические вызовы отскакивают от индивидуально-субъективных "раковинок", а апелляции к коллективной субъектности претыкаются об аморфные нутреца "брюхоногих" обладателей этих "раковинок". Этому состоянию соответствует определённое качество управленческого меньшинства. Представители которого обзаводятся более прочными, нежели у других, "раковинками", для того чтобы спрятать за ними более скользкое, нежели у других, нутро. И вот, в решающие моменты, крайне настоятельно востребующие от большинства осмысленных решений, – как тех максимально ответственных решений, которые должны приниматься без руководства со стороны других, – в эти моменты, "ответствовуют" именно другие. Именно – в лице вышеозначенного меньшинства, именно с вышеозначенными его качествами, в которых максимально концентрированно выражено отчуждение большинства от своей коллективной субъектности.

Такого рода "другой" – это кухарь в восприятии реальности и способах её информационного отображения, и кубарь в мотивации и деятельности (см. подробнее: заключительный фрагмент _откуда приходит детство–2_). Это – мировосприятие без мира и актуализация потенциалов без смысла. Мир заменён совокупностью калейдоскопических отражений реальности на внутренней стенке индивидуально-субъективной "раковинки". Стремление к смыслу заменено скольжением, которое, само будучи миллиметрово-шаговым, но при этом будучи движимо чрезвычайной чуткостью в поиске гладких поверхностей, становится способно к достаточно быстрому передвижению в системах, которые образуются сложной и подвижной совокупностью максимально гладких жёлобо-образных панелей.

Теперь от метафор – к эмпирии.

В материале, послужившем инфо.поводом, интерес представляет описание критериев отбора контингента с такого рода восприятием и мотивацией – для такого рода систем.

Ссылаясь на исследовательский опыт французского политика Ф. де Виллье – "высшая национальная школа администрации во Франции сегодня учит не думать, но послушно повторять уже придуманное и пока работающее, и не обновлять, но экстраполировать.
Де Виллье в своей книге приводит весьма наглядные примеры обучения быстрым реакциям на неожиданный вопрос и толковым на него ответам – техника, которой уделяется непомерно значительное внимание, поскольку считается, что именно она в первую очередь необходима будущим политикам и управленцам.
Примеры эти у относительно разумных и относительно нервных людей с непривычки могут вызвать сильный обескураж. <...>
Вся остальная “общая культура” разорвана и разбита на отдельные карточки, вне всякого хронологического или любого другого сколько-нибудь связного контекста.
Основной оценочный критерий будущих государственных деятелей есть быстрое реагирование умелой, удачной или хотя бы просто адекватной игрой слов.
Глубокая культура, вкупе с глубокой же образованностью, приветствуются в качестве факультативa, но не требуются безоговорочно.
И далее – о том, что делает "энарков" собственно элитой в "классе брюхоногих".
Безоговорчно необходимо только серьёзное знание вышеупомянутых технологий и их применение на практике, прежде всего, для поддержание харизмы, ведущей народ. Харизма – главное. Остальное сделают соответствующие специалисты и советники. Дело политика-управленца прежде всего держать созданную репутацию и в точку отвечать.
Это важно не только для заполнения пустоты пустословием, но и для возможности, если потребуется, вывернуть наизнанку свои собственные утверждения, или утверждения оппонента. <...>
В результате подобных речевых экзерсисов, ежеднедельные опросы общественного мнения фиксируют так называемый “эффект йо-йо” – эдакое скакание на резинке, вверх-вниз, поднялся на четыре пункта, упал на пять, и всё сначала.
Поэтому безоговорочно доверять ежедневным статистическим показателям, конечно, нельзя: кто знает, сколько всего ещё успеет высказать и тут же скорректировать достойный выпускник высшей школы речевого реагирования, чтобы вызвать прилив или отлив потенциальных избирателей.
С уверенностью сказать можно только одно, а именно: как наглядно показывает опыт последних десятилетей, у нынешних выпускников солидного учебного заведения весь пыл и даже весь “багаж” заточен на харизму и в неё же уходит безвозвратно, как пар в гудок.
Более конкретными познаниями в других областях, необходимых для государственного управления эти люди не обладают и решать более серьёзные вопросы не приучены.
Может, на данный момент, в том и состоит главная особенность французского и, в целом, западного (европейского и американского) элито-генеза, что там более качественно отлажено поточное производство персонала. А российское элито-производство (кстати, см. по теме – в контексте поздне- и пост- советского периодов) сегодня, пожалуй, только тем и отличается от производства западных "коллег", что происходит преимущественно стихийно – компенсируя национальной смекалкой неспособность к максимальной "рационализации" орг.качеств. Но, в любом случае, на выходе, повторим, наблюдается один и тот же результат – в виде максимального "очищения" от культурно-идентичностных особенностей социально-политической системы в целом (см. т.ж. в тему: _хорошо забытое ново-европейское vs. вечная новизна духа_).

Стало быть, это отнюдь не забвение чего-то своего "скрепно-почвенного", "исконно-посконно-домотканого" и т.п. Всё это как раз находит себе активное и разнообразное применение в консервативно-модернизационном квази-нарративе гос.власти. Но речь о забвении именно бытийно-исторического характера (о чём выше – в связи с темой Machenschaft). Конкретнее – о забвении самой живой энергии бытия Человеком. В каковой энергии исходно обретаются смыслы, образующие Историю и Мир. Благодаря бытийно-историческим смыслам, чуткости в их усмотрении, решимости в их обретении и реализации, только и становится возможным узнавать и различать миры как цивилизационные общности (христианские или исламские, русские или европейские и т.д., – см. в тему – об идейных мирах).

Отсюда – в заключение, собственно мораль – применительно к внутренней общественно-политической проблематике, связанной с обретением коллективной субъектности.

Сегодня стало распространённым клеймить безучастие в политических процессах и общественной жизни в целом – как желание "отсидеться", трусливое или самовлюбленное "отщепенчество" и прочее "тунеядство".

Проблема, однако, в возможности распознать – исходит ли это

- от действительно участливых и способных к жертвенному служению субъектов;
- или от "брюхоногих", научившихся компенсировать миллиметрово-шаговый темп своего мышления стремительным скольжением по максимально гладким поверхностям, и благодаря этому, имитировать участие и деятельность.

Соответственно, оказывается уже недостаточным предложение на себя оборотиться, прежде чем клеймить кого-то другого.

Конечно, всё – в тоби. Но если это нутро заключено в "брюхе", всё время находящемся "ногой" на поверхности, то результаты "критической само-рефлексии" будут соответствующие – очень метко схватываемые в словосочетании "лепить отмазки".

Так вот, в том и мораль – чрезвычайно нетривиальная, ибо не дающая готовой меры, но, супротив того, сподвигающая к чрезвычайно же каверзному вопрошанию, – а именно, в связи со следующей контр-позицией:

- либо ты вверен бытию коллективной Личности твоего народа на всех макро- и микро- уровнях её исторического бытия, и будучи вверенным, духовно расположен к тому, чтобы внимать смыслам этого бытия и решать на основе такого внятия за Судьбу и Предназначение этой Личности – где бы ты ни был и вне зависимости от того, демонстрируешь ли ты внешне активизм, участие, солидарность в те или иные моменты или нет;
- либо ты всё время оказываешься "другим", ускользающим от всякого личностного, как коллективного, так и индивидуального, соответственно, в каждый момент ускользаешь от всего того, что может востребовать той чуткости, которая уединяет для внятия решающему ситуаций исторического бытия.

Именно таким – неоднозначным – образом. Но третьего не дано!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Этот крошечный котенок был найден брошенным в переулке, но  когда он попал в приемную семью, старая кошка как бабушка взяла над ним опеку. Она смогла подарить ему всю ту родительскую заботу, которой он слишком рано лишился. Котенку дали имя Пастилка (Pastille), она была найдена ...
Ашан. ...
- Не пристало царю землю пахать! - Так это же Одиссей! Опять что-то хитрое задумал. - Закосил! - Нет, только собирается. - А пахать-то он не умеет. Всё криво получается. - Значит заберут в армию. Не откосит. ...
С головой шутки плохи. Если резко разболелась голова и терпеть невозможно - срочно готовим солевой раствор. Такой простой метод лечения навсегда избавит от головной боли, а еще благодаря этому компрессу может нормализоваться давление. Первым делом приготовим повязку, сложив в 8 ...
Спустя столько времени, авария произошла 21 апреля 2010, выясняются новые подробности в деле о ДТП с участием кортежа президента Виктора Януоквича, в результате которого погиб таксист. Перерыв сделали, чтобы прокурор Наталия Каменец, которая ...