Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 3
humus — 28.09.2023Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 1
Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 2
01. 1825. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных
Красный цвет, который называли также адрианопольским, герансиновым, в зависимости от того, каким способом он был получен, с помощью особого состава вытравляли, а по вытравке печатали узор. Окрашивание в красный цвет осуществлялось с помощью французского крапа, в состав которого входила смирнская или адрианопольская марена, которую привозили из Леванта (старое название восточного побережья Средиземного моря). Позднее марену заменит очень стойкий химический краситель ализарин.
Наивысшим достижением ивановских колористов, работавших не только в Иванове, а также в Карабанове, Твери, Ярославле, а возможно, в Москве и Петербурге, были так называемые французские ситцы. Особенность этих ситцев в том, что они имели яркий кумачовый фон, по которому печатали самый разнообразный рисунок. Крашение в красный цвет было сложным и длительным, а краски на тканях получались очень прочными.
Родовую мануфактуру Гарелиных основал Иван Матвеевич в 1751 году. В 1829 году его внуки Петр и Никон выкупились из крепостной зависимости и записались в шуйское купечество 2-й гильдии. Вначале братья вели дела совместно: Петр заведовал производством, а Никон — разъездной торговлей. В 1837 году Гарелины купили фабрику у наследников известных предпринимателей Грачевых. В 1843 году произошел раздел имущества и возникли две самостоятельные фирмы.
04. 1829. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных
Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» написал: «С тех пор как бабы начали Рядиться в ситцы красные, — Леса не подымаются, А хлеба хоть не сей! — Да в чем же ситцы красные Тут провинились, матушка? Ума не приложу! «А ситцы те французские — Собачьей кровью крашены! Ну… поняла теперь?» Окрашен этот платок вовсе не собачьей кровью, а французской мареной. Стоили такие платки дорого, но спрос был огромный.
05. 1839. Мануфактура А. М. Бабенкова
В начале XIX века существовало несколько мануфактур братьев Бабенковых. Из них самым крупным было заведение Мирона Евдокимовича (р. 1779). В 1806 году у него было семь набойных столов. В 1838 году сын Мирона Алексей с семьей выкупился на свободу и вступил в шуйское купечество.
06. 1840. Мануфактура П. А. Зубкова
Современники считали ткани мануфактуры Зубкова лучшими по искусству крашения. Петр Афанасьевич был прекрасным резчиком деревянных досок, а его сын обучился ремеслу колориста. Зубковы окрашивали ткани в пять цветов, в отличие от других, которые использовали три-четыре цвета.
07. 1844. Мануфактура И. Г. Щербакова
В 1830 году Иван Щербаков построил деревянную красильно-отделочную мануфактуру в селе Кохма, недалеко от села Иваново. В середине XIX века он значится ярославским купцом 3-й гильдии. В 1856 году он продал фабрику брату Александру.
08. 1844. Мануфактура П. А. Зубкова
Устойчивость красок и новизна рисунка ставили изделия Зубковых вне конкуренции. Предприятие одним из первых стало выпускать ткани и платки с узором мильфлер из мелких цветочков в плоскостном и объемном решении. В 1861 году на выставке в Петербурге мебельные ситцы мануфактуры Зубкова по красоте узоров, яркости красок и чистоте работы были признаны выше московских.
09. Середина XIX века. Мануфактура П. А. Зубкова
Губернский механик Несытов в 1860 году писал: «На фабрике Зубкова я имел случай любоваться ручной набивкой ситцев, к коим для одного рисунка было приготовлено 12 разных досок, и все они так аккуратно и с такой верностью были сделаны, что искусный рисовальщик в состоянии лишь скопировать такой рисунок, набитый отлично подобранным колером… Относительно столь аккуратного исполнения набивки нигде во всей губернии нельзя встретить, как только на мануфактуре г-на Зубкова».
10. 1850-е. Мануфактура П. А. Зубкова
В 30-е годы ХIХ века в Россию пришла мода на кубовые ситцы. Русские кубовые ситцы представляют собой самобытное явление национального искусства текстиля. Для фабричных кубовых ситцев характерен цветочный некрупный узор в простых схемах построения. Традиционные мотивы — мелкие розочки с зелеными листочками на густо-синем, почти черном фоне, создают яркий колористический эффект.
11. Вторая половина XIX века
Ярко-красные платки дополняли праздничный костюм, их называли французскими или александрийскими. В селе Иваново платки выпускали Зубковы, Гарелины, Ямановские, Фокины, Меньшиковы и другие фабриканты.
11. 1867. Фабрика В.В. Меньшикова
Платок «Подвиг Ивана Сусанина». Один из первых тематических платков села Иваново с сюжетным одновальным рисунком. В среднике изображен народный герой Иван Сусанин и захватчики поляки. В углах в сложных орнаментальных формах с медальонами вписаны стихи К. Ф. Рылеева из цикла «Думы», посвященные подвигу Ивана Сусанина. На платке по верхнему краю надпись от руки черной тушью «Фабрика В. В. Меньшикова 1850 г. в подарок музею от Н. М. Зубкова 1 июня 1916 г.».
12. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Миновав стадию копирования и подражания зарубежным и отечественным образцам, ивановские рисовальщики сумели создать свою собственную трактовку, разработали свои приемы стилизации растительных форм. Они были различными в зависимости от назначения ткани.
Активизация торгового обмена со странами Ближнего и Среднего Востока заставила ивановских купцов разнообразить «восточный» ассортимент, ситцы стали оформлять не только «огуречными» и «кашмировыми» орнаментами, но и узорами, имитирующими украшение абровых тканей, мадрасов, хан-атласа, занданечи и восточных ковров.
14. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Узорчатые ткани были более дорогими, поэтому с 1890-х годов на ситцепечатных фабриках Иваново-Вознесенского промышленного региона стали выпускать ткани с имитацией ткацких переплетений.
15. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
В группе растительных рисунков есть сравнительно простые, когда рисовальщики использовали мелкий масштаб и простые схемы построения раппорта. Колористическое решение также не отличалось сложностью, рисунок выполнен в два цвета.
Яков Гарелин так описывал Иваново XIX века: «С северо-восточной стороны глазам зрителей представляется прекраснейшая картина: на переднем плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик; над ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов». Одной из таких фабрик на берегу реки Уводь была родовая фабрика Гандуриных.
Антон Михайлович возглавил семейную фирму в 1880 году. Многочисленное семейство Гандуриных сумело создать текстильную империю, которая к концу XIX века превратилась в одну из крупнейших в России.
18. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
К концу 90-х годов XIX века предприятие Гандуриных настолько в техническом отношении отстало от других фабрик, что трудно стало выдерживать конкуренцию даже на азиатском рынке. Положительные изменения на фабрике Гандуриных начались лишь с приходом в семейный бизнес Владимира — старшего сына Антона Михайловича. Получив специальность инженера-технолога в Санкт-Петербургском технологическом институте, он прошел стажировку в немецком городе Мюльхаузене. Только в 1904 году Владимиру удалось убедить отца закупить электродвигатели для станков и заняться устройством электроосвещения.
19. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Ведущим художником фабрики Гандуриных в 1890-х годах был Петр Никанорович Голиков. Для того чтобы получить профессиональное художественное образование, он учился в вечерне-воскресных классах Иваново-Вознесенской рисовальной школы, которые открылись в 1899 году.
По официальным данным фабричных инспекторов за 1904 год, средняя зарплата рабочих основных профессий составляла 12 рублей 53 копейки в месяц, граверные мастера получали зарплату 47 рублей 80 копеек.
Коллекция тканей музея с художественно-промышленных выставок дает исторический срез текстильной промышленности России конца XIX века и отражает основные тенденции развития текстильного производства того времени. Гандурины, как и многие иваново-вознесенские фабриканты, выпускали преимущественно ткани крестьянского ассортимента.
22. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Техническую отсталость предприятия Гандуриных приходилось компенсировать быстрой реакцией на потребности рынка. На фабрике был налажен выпуск большого количества азиатских тканей, в том числе пунцовых ситцев, фартуков, кисеи.
Многочисленное семейство Гандуриных было известно еще в XVIII веке. Василий Иванович Гандурин, крепостной графа Шереметева, имел с братьями Михаилом и Андреем торг в Астрахани. Здесь братья покупали сырье, прежде всего бухарские и персидские ткани, продавали ивановские набойки.
Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей