Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 3

топ 100 блогов humus28.09.2023

Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 1
Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 2

01. 1825. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных
01. 1825. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных
Красный цвет, который называли также адрианопольским, герансиновым, в зависимости от того, каким способом он был получен, с помощью особого состава вытравляли, а по вытравке печатали узор. Окрашивание в красный цвет осуществлялось с помощью французского крапа, в состав которого входила смирнская или адрианопольская марена, которую привозили из Леванта (старое название восточного побережья Средиземного моря). Позднее марену заменит очень стойкий химический краситель ализарин.

02. 1825. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных.jpg
Наивысшим достижением ивановских колористов, работавших не только в Иванове, а также в Карабанове, Твери, Ярославле, а возможно, в Москве и Петербурге, были так называемые французские ситцы. Особенность этих ситцев в том, что они имели яркий кумачовый фон, по которому печатали самый разнообразный рисунок. Крашение в красный цвет было сложным и длительным, а краски на тканях получались очень прочными.

03. 1825. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных.jpg
Родовую мануфактуру Гарелиных основал Иван Матвеевич в 1751 году. В 1829 году его внуки Петр и Никон выкупились из крепостной зависимости и записались в шуйское купечество 2-й гильдии. Вначале братья вели дела совместно: Петр заведовал производством, а Никон — разъездной торговлей. В 1837 году Гарелины купили фабрику у наследников известных предпринимателей Грачевых. В 1843 году произошел раздел имущества и возникли две самостоятельные фирмы.

04. 1829. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных.jpg
04. 1829. Мануфактура П.М. и Н.М. Гарелиных
Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» написал: «С тех пор как бабы начали Рядиться в ситцы красные, — Леса не подымаются, А хлеба хоть не сей! — Да в чем же ситцы красные Тут провинились, матушка? Ума не приложу! «А ситцы те французские — Собачьей кровью крашены! Ну… поняла теперь?» Окрашен этот платок вовсе не собачьей кровью, а французской мареной. Стоили такие платки дорого, но спрос был огромный.

04. 1839. Мануфактура А. М. Бабенкова.jpg
05. 1839. Мануфактура А. М. Бабенкова
В начале XIX века существовало несколько мануфактур братьев Бабенковых. Из них самым крупным было заведение Мирона Евдокимовича (р. 1779). В 1806 году у него было семь набойных столов. В 1838 году сын Мирона Алексей с семьей выкупился на свободу и вступил в шуйское купечество.

05. 1840. Мануфактура П. А. Зубкова.jpg
06. 1840. Мануфактура П. А. Зубкова
Современники считали ткани мануфактуры Зубкова лучшими по искусству крашения. Петр Афанасьевич был прекрасным резчиком деревянных досок, а его сын обучился ремеслу колориста. Зубковы окрашивали ткани в пять цветов, в отличие от других, которые использовали три-четыре цвета.

06. 1844. Мануфактура И. Г. Щербакова.jpg
07. 1844. Мануфактура И. Г. Щербакова
В 1830 году Иван Щербаков построил деревянную красильно-отделочную мануфактуру в селе Кохма, недалеко от села Иваново. В середине XIX века он значится ярославским купцом 3-й гильдии. В 1856 году он продал фабрику брату Александру.

07. 1844. Мануфактура П. А. Зубкова.jpg
08. 1844. Мануфактура П. А. Зубкова
Устойчивость красок и новизна рисунка ставили изделия Зубковых вне конкуренции. Предприятие одним из первых стало выпускать ткани и платки с узором мильфлер из мелких цветочков в плоскостном и объемном решении. В 1861 году на выставке в Петербурге мебельные ситцы мануфактуры Зубкова по красоте узоров, яркости красок и чистоте работы были признаны выше московских.

08. Середина XIX века. Мануфактура П. А. Зубкова.jpg
09. Середина XIX века. Мануфактура П. А. Зубкова
Губернский механик Несытов в 1860 году писал: «На фабрике Зубкова я имел случай любоваться ручной набивкой ситцев, к коим для одного рисунка было приготовлено 12 разных досок, и все они так аккуратно и с такой верностью были сделаны, что искусный рисовальщик в состоянии лишь скопировать такой рисунок, набитый отлично подобранным колером… Относительно столь аккуратного исполнения набивки нигде во всей губернии нельзя встретить, как только на мануфактуре г-на Зубкова».

09. 1850-е. Мануфактура П. А. Зубкова.jpg
10. 1850-е. Мануфактура П. А. Зубкова
В 30-е годы ХIХ века в Россию пришла мода на кубовые ситцы. Русские кубовые ситцы представляют собой самобытное явление национального искусства текстиля. Для фабричных кубовых ситцев характерен цветочный некрупный узор в простых схемах построения. Традиционные мотивы — мелкие розочки с зелеными листочками на густо-синем, почти черном фоне, создают яркий колористический эффект.

10. Вторая половина XIX века.jpg
11. Вторая половина XIX века
Ярко-красные платки дополняли праздничный костюм, их называли французскими или александрийскими. В селе Иваново платки выпускали Зубковы, Гарелины, Ямановские, Фокины, Меньшиковы и другие фабриканты.

11. 1867. Фабрика В.В. Меньшикова.jpg
11. 1867. Фабрика В.В. Меньшикова
Платок «Подвиг Ивана Сусанина». Один из первых тематических платков села Иваново с сюжетным одновальным рисунком. В среднике изображен народный герой Иван Сусанин и захватчики поляки. В углах в сложных орнаментальных формах с медальонами вписаны стихи К. Ф. Рылеева из цикла «Думы», посвященные подвигу Ивана Сусанина. На платке по верхнему краю надпись от руки черной тушью «Фабрика В. В. Меньшикова 1850 г. в подарок музею от Н. М. Зубкова 1 июня 1916 г.».

11. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
12. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Миновав стадию копирования и подражания зарубежным и отечественным образцам, ивановские рисовальщики сумели создать свою собственную трактовку, разработали свои приемы стилизации растительных форм. Они были различными в зависимости от назначения ткани.

12. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
Активизация торгового обмена со странами Ближнего и Среднего Востока заставила ивановских купцов разнообразить «восточный» ассортимент, ситцы стали оформлять не только «огуречными» и «кашмировыми» орнаментами, но и узорами, имитирующими украшение абровых тканей, мадрасов, хан-атласа, занданечи и восточных ковров.

13. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
14. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Узорчатые ткани были более дорогими, поэтому с 1890-х годов на ситцепечатных фабриках Иваново-Вознесенского промышленного региона стали выпускать ткани с имитацией ткацких переплетений.

14. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
15. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
В группе растительных рисунков есть сравнительно простые, когда рисовальщики использовали мелкий масштаб и простые схемы построения раппорта. Колористическое решение также не отличалось сложностью, рисунок выполнен в два цвета.

15. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
Яков Гарелин так описывал Иваново XIX века: «С северо-восточной стороны глазам зрителей представляется прекраснейшая картина: на переднем плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик; над ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов». Одной из таких фабрик на берегу реки Уводь была родовая фабрика Гандуриных.

16. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
Антон Михайлович возглавил семейную фирму в 1880 году. Многочисленное семейство Гандуриных сумело создать текстильную империю, которая к концу XIX века превратилась в одну из крупнейших в России.

17. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
18. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
К концу 90-х годов XIX века предприятие Гандуриных настолько в техническом отношении отстало от других фабрик, что трудно стало выдерживать конкуренцию даже на азиатском рынке. Положительные изменения на фабрике Гандуриных начались лишь с приходом в семейный бизнес Владимира — старшего сына Антона Михайловича. Получив специальность инженера-технолога в Санкт-Петербургском технологическом институте, он прошел стажировку в немецком городе Мюльхаузене. Только в 1904 году Владимиру удалось убедить отца закупить электродвигатели для станков и заняться устройством электроосвещения.

18. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
19. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Ведущим художником фабрики Гандуриных в 1890-х годах был Петр Никанорович Голиков. Для того чтобы получить профессиональное художественное образование, он учился в вечерне-воскресных классах Иваново-Вознесенской рисовальной школы, которые открылись в 1899 году.

19. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
По официальным данным фабричных инспекторов за 1904 год, средняя зарплата рабочих основных профессий составляла 12 рублей 53 копейки в месяц, граверные мастера получали зарплату 47 рублей 80 копеек.

20. 1890-е. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
Коллекция тканей музея с художественно-промышленных выставок дает исторический срез текстильной промышленности России конца XIX века и отражает основные тенденции развития текстильного производства того времени. Гандурины, как и многие иваново-вознесенские фабриканты, выпускали преимущественно ткани крестьянского ассортимента.

21. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
22. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями
Техническую отсталость предприятия Гандуриных приходилось компенсировать быстрой реакцией на потребности рынка. На фабрике был налажен выпуск большого количества азиатских тканей, в том числе пунцовых ситцев, фартуков, кисеи.

22. 1893. Фабрика Антона Михайловича Гандурина с братьями.jpg
Многочисленное семейство Гандуриных было известно еще в XVIII веке. Василий Иванович Гандурин, крепостной графа Шереметева, имел с братьями Михаилом и Андреем торг в Астрахани. Здесь братья покупали сырье, прежде всего бухарские и персидские ткани, продавали ивановские набойки.
Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей
Коллекция тканей Музея ивановского ситца. Часть 3

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наблюдаю за розой третий день. Очень быстро "развивается". На первом фото в понедельник. Следующее фото вчерашнее. ...
значит - израильтяне стоят за атакой на нашу Сушку не хило евреи в хуцпу впали еще САА заявили что сбили дрон цахальный - не очень пока ясно чего и как - но подтверждают что сбили на западе от Дамаска вскоре после атаки на Ф16 Замечу, что укрепление ПВО на данном участке ...
Рабочие космодрома "Восточный" написали на крышах своих бытовок: ""Уважаемый Путин В.В. Спаси рабочих. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты"" Космос буде наш або нічий ...
А прогресс, между тем, не стоит на месте. Давненько в мою коллекцию безумного белья не забредало. в среднем от десяти до тринадцати баксов за капроновые эксперименты вид сзади не менее фантастичен. а расцветка-то! в стиле если бы бабушка ...
Вчера я выдержала и не готовила ничего. Себе мне готовить просто и быстро. Творог со сметаной или бутерброд с рыбой - я ее много привезла из Финляндии. Сын это не ест. И почти весь день я проболталась по делам. В итоге, он доел кусок французского батона (забыла, как называется)) и ждал ...