Коллекция тканей Музея ивановского ситца
humus — 26.09.202301. Начало XVIII века
Процесс ручной набивки был не сложным, но требовал большой сноровки. Мастер растирал краску на войлочном дне ящика, затем прижимал лицевую сторону доски-манеры к краске, накладывал на ткань и ударял молотком-киянкой. Заработок опытного набойщика составлял 10–15 рублей в неделю.
02. XVIII век
Набойка (переплет архивной книги) — льняная ткань с рисунком, нанесенным масляной краской. Наиболее ранние набойки — сажевые: на грубый холст наносилась черная краска из сажи на олифе. Выпуск набоек практически прекратился в начале XIX века.
03. Вторая половина XVIII века
Характерными особенностями ранних набивных тканей является ручной способ набивки рисунка при помощи резных деревянных досок и использование грубого льняного холста. Наиболее архаичные узоры набоек геометрического характера — клетки, угольники, мотивы деревянной резьбы.
04. Конец XVIII века
Основой композиции многих набоек являются продольные полосы — «восточные дороги». В XVII веке полосатые ручные набойки представляли собой подражание восточным тканям, которые употреблялись у азиатских народов и исполнялись по шелку. Рисунки этих дорожников заключались в чередовании полос различной ширины: однотонных, разноцветных или заполненных мелкими цветочными орнаментальными мотивами.
Кумачовые ситцевые платки пользовались большой популярностью. Окрашивание было настолько стойким, что платки не выгорали на солнце и не линяли при стирке.
Мареновые выбойки считались наиболее высоким сортом набивных тканей в ХVIII–XIX веках. Для них использовали грубые хлопчатобумажные или тонкие льняные ткани. Мареновое крашение прочное и имеет красивые оттенки от коричневого до сиреневого. Оно существовало до появления первых химических красителей.
Из корней травянистого растения марена добываются прочные красящие вещества с оттенками от кирпично-красного, фиолетового до густого коричневого цветов. Краситель широко использовался в выбойках в конце XVIII — начале XIX века.
При ручной набивке использовались доски-манеры. Их делали из прочных пород дерева — дуба, граба, груши и других. Одна манера вырезалась для краски одного цвета и содержала часть узора. При набивке многоцветных тканей использовались две, три и более манер.
11. Конец XVIII века. Мануфактура М. И. Ямановского
Рисунок ткани мануфактуры Ямановского имеет большой раппорт и сложную композицию. В основе рисунка лежат изображения стилизованных птиц, сидящих на ветке пиона. Подобные изображения встречались на Востоке еще в древности на парчовых и шелковых тканях, на фарфоровых изделиях, среди знаменитых китайских лаков и являются характерными рисунками «китайского стиля» — шинуазри.
В 1751 году Михаил Ямановский открыл в селе Иваново набойную мастерскую с применением наемного труда. При заведении была крупная раздаточная контора, которая раздавала пряжу по окрестным деревням. Среди прочих тканей мануфактура выпускала равендук — ткань для парусов.
Впервые коллекция старинных ивановских тканей под названием «Образцы первобытных ивановских ситцев с 1691 по 1850 гг. Из собрания Д. Г. Бурылина» была представлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Посетители считали выставку крайне поучительной. Многочисленные образцы ручных тканей — это настоящая летопись ремесла, к которой любопытно было обратиться после обзора роскошных произведений текстильных мануфактур.
Впервые коллекция старинных ивановских тканей Д. Г. Бурылина была представлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. На выставке были представлены 200 образцов ивановских тканей, начиная с набоек на грубом холсте XVII века и заканчивая мебельными тканями XIX века. Выставку посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Владелец собрания лично провел экскурсию о развитии ситценабивных фабрик в селе Иваново и округе и преподнес императору фотографии образцов набоек в серебряной папке.
14. Конец XVIII века. Мануфактура Е. И. Грачёва.
Ефим Иванович Грачев (1743–1819) превосходил остальных ивановских крестьян оборотами своих предприятий и количеством принадлежавших ему крестьян. Односельчане неоднократно избирали его сельским выборным, подпись Ефима Ивановича стояла первой на сельских документах, а крестьяне считали его своим благодетелем. В 1795 году Ефим Грачев с семьей выкупился на свободу за 135 тысяч рублей, оставив графу фабрики, и записался в 1-ю гильдию московского купечества.
По данным Шуйского земского суда, в 1808–1810 годах мануфактура Грачева была крупнейшим производством в Иванове. Фабрика Грачева выпускала продукции на 1 миллион 100 тысяч рублей.
Мануфактура Грачевых была самой крупной в XVIII веке. Родоначальником династии Грачевых считается Иван Иванович Грачев. С 1781 года предприятием управляет его сын Ефим Иванович.
17. 1787. Мануфактура О. С. Сокова
В отличие от кустарей Осип Соков применял не масляную краску, а различного рода органические и минеральные красители и новый способ закрепления красок. Заварной способ крашения — наиболее совершенный способ ручной набивки, он давал необычайно прочную окраску ткани. При заварном способе на ткань доской-манерой наносилось специальное вещество — протрава. Затем ткань помещали в раствор красящего вещества. Раствор нагревали, краску заваривали, при этом протрава реагировала с красителем, образуя прочный окрашенный лак. Протравленные места заполнял цветной узор, непротравленные оставались неокрашенными. Каждый новый цвет и оттенок заваривался отдельно. Крашение по заварному способу в Ивановском регионе было принято в XVIII — начале XIX веков.
Ситцы в это время были материалом новым и модным. Тонкостью ткани, красотой и разнообразием узоров, живостью и прочностью цветов они не уступали шелковым материалам, поэтому и знатные особы не избегали использовать их для платья, обивки мебели и стен.
Осип Соков проработал несколько лет на мануфактуре Христиана Лимана в Шлиссельбурге. После чего в 1787 году основал первую ситценабивную мануфактуру в селе Иваново, где также впервые начал применять новый способ крашения тканей — заварной.
Ситцы мануфактуры Осипа Сокова отличались затейливыми рисунками и прочными яркими красками. Фабрика славилась выпуском белоземельных ситцев (то есть с белым фоном) с тонким цветочным и растительным узором.
Ивановские крестьяне использовали для крашения корни марены, индиго, древесину сандала, луковую шелуху и другие природные материалы. В середине XIX века заработок красковара доходил до 3 тысяч рублей серебром в год.
Осипа Сокова отмечали как «первого фабриканта, усовершенствовавшего цветные краски и введшего отбеливание тканей». Он был не только талантливым колористом, но и способным художником-рисовальщиком.
Для ручной набивки тканей использовались: стол-верстак, ящик для краски, ремни и жерди для развешивания ткани (вешала), деревянные доски-манеры и деревянный молоток — киянка. Стоимость манеры с большим, сложным узором доходила в начале XIX века до 60 рублей.
24. 1791. Мануфактура И.С. Удина
Родоначальник династии Удиных Федор Удин начал заниматься набойкой в конце XVIII века. Его мануфактура была невелика — в 1808 году работа велась на 10 набойных столах. В середине XIX века, не выдержав конкуренции, Удины закрывают фабрику.
Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей
|
</> |