Коллекция тканей Музея ивановского ситца

топ 100 блогов humus26.09.2023

01. Начало XVIII века
01. Начало XVIII века
Процесс ручной набивки был не сложным, но требовал большой сноровки. Мастер растирал краску на войлочном дне ящика, затем прижимал лицевую сторону доски-манеры к краске, накладывал на ткань и ударял молотком-киянкой. Заработок опытного набойщика составлял 10–15 рублей в неделю.

02. XVIII век.jpg
02. XVIII век
Набойка (переплет архивной книги) — льняная ткань с рисунком, нанесенным масляной краской. Наиболее ранние набойки — сажевые: на грубый холст наносилась черная краска из сажи на олифе. Выпуск набоек практически прекратился в начале XIX века.

03. Вторая половина XVIII века.jpg
03. Вторая половина XVIII века
Характерными особенностями ранних набивных тканей является ручной способ набивки рисунка при помощи резных деревянных досок и использование грубого льняного холста. Наиболее архаичные узоры набоек геометрического характера — клетки, угольники, мотивы деревянной резьбы.

04. Конец XVIII века..jpg
04. Конец XVIII века
Основой композиции многих набоек являются продольные полосы — «восточные дороги». В XVII веке полосатые ручные набойки представляли собой подражание восточным тканям, которые употреблялись у азиатских народов и исполнялись по шелку. Рисунки этих дорожников заключались в чередовании полос различной ширины: однотонных, разноцветных или заполненных мелкими цветочными орнаментальными мотивами.

05. Конец XVIII века..jpg
Кумачовые ситцевые платки пользовались большой популярностью. Окрашивание было настолько стойким, что платки не выгорали на солнце и не линяли при стирке.

06. Конец XVIII века..jpg
Мареновые выбойки считались наиболее высоким сортом набивных тканей в ХVIII–XIX веках. Для них использовали грубые хлопчатобумажные или тонкие льняные ткани. Мареновое крашение прочное и имеет красивые оттенки от коричневого до сиреневого. Оно существовало до появления первых химических красителей.

07. Конец XVIII века..jpg
Из корней травянистого растения марена добываются прочные красящие вещества с оттенками от кирпично-красного, фиолетового до густого коричневого цветов. Краситель широко использовался в выбойках в конце XVIII — начале XIX века.

08. Конец XVIII века..jpg
При ручной набивке использовались доски-манеры. Их делали из прочных пород дерева — дуба, граба, груши и других. Одна манера вырезалась для краски одного цвета и содержала часть узора. При набивке многоцветных тканей использовались две, три и более манер.

11. Конец XVIII века. Мануфактура М. И. Ямановского.jpg
11. Конец XVIII века. Мануфактура М. И. Ямановского
Рисунок ткани мануфактуры Ямановского имеет большой раппорт и сложную композицию. В основе рисунка лежат изображения стилизованных птиц, сидящих на ветке пиона. Подобные изображения встречались на Востоке еще в древности на парчовых и шелковых тканях, на фарфоровых изделиях, среди знаменитых китайских лаков и являются характерными рисунками «китайского стиля» — шинуазри.

12. Конец XVIII века. Мануфактура М. И. Ямановского.jpg
В 1751 году Михаил Ямановский открыл в селе Иваново набойную мастерскую с применением наемного труда. При заведении была крупная раздаточная контора, которая раздавала пряжу по окрестным деревням. Среди прочих тканей мануфактура выпускала равендук — ткань для парусов.

13. Конец XVIII века. Мануфактура М. И. Ямановского.jpg
Впервые коллекция старинных ивановских тканей под названием «Образцы первобытных ивановских ситцев с 1691 по 1850 гг. Из собрания Д. Г. Бурылина» была представлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Посетители считали выставку крайне поучительной. Многочисленные образцы ручных тканей — это настоящая летопись ремесла, к которой любопытно было обратиться после обзора роскошных произведений текстильных мануфактур.

09. Конец XVIII века..jpg
Впервые коллекция старинных ивановских тканей Д. Г. Бурылина была представлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. На выставке были представлены 200 образцов ивановских тканей, начиная с набоек на грубом холсте XVII века и заканчивая мебельными тканями XIX века. Выставку посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Владелец собрания лично провел экскурсию о развитии ситценабивных фабрик в селе Иваново и округе и преподнес императору фотографии образцов набоек в серебряной папке.

14. Конец XVIII века. Мануфактура Е. И. Грачёва.jpg
14. Конец XVIII века. Мануфактура Е. И. Грачёва.
Ефим Иванович Грачев (1743–1819) превосходил остальных ивановских крестьян оборотами своих предприятий и количеством принадлежавших ему крестьян. Односельчане неоднократно избирали его сельским выборным, подпись Ефима Ивановича стояла первой на сельских документах, а крестьяне считали его своим благодетелем. В 1795 году Ефим Грачев с семьей выкупился на свободу за 135 тысяч рублей, оставив графу фабрики, и записался в 1-ю гильдию московского купечества.

15. Конец XVIII века. Мануфактура Е. И. Грачёва.jpg
По данным Шуйского земского суда, в 1808–1810 годах мануфактура Грачева была крупнейшим производством в Иванове. Фабрика Грачева выпускала продукции на 1 миллион 100 тысяч рублей.

16. Конец XVIII века. Мануфактура Е. И. Грачёва.jpg
Мануфактура Грачевых была самой крупной в XVIII веке. Родоначальником династии Грачевых считается Иван Иванович Грачев. С 1781 года предприятием управляет его сын Ефим Иванович.

17. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
17. 1787. Мануфактура О. С. Сокова
В отличие от кустарей Осип Соков применял не масляную краску, а различного рода органические и минеральные красители и новый способ закрепления красок. Заварной способ крашения — наиболее совершенный способ ручной набивки, он давал необычайно прочную окраску ткани. При заварном способе на ткань доской-манерой наносилось специальное вещество — протрава. Затем ткань помещали в раствор красящего вещества. Раствор нагревали, краску заваривали, при этом протрава реагировала с красителем, образуя прочный окрашенный лак. Протравленные места заполнял цветной узор, непротравленные оставались неокрашенными. Каждый новый цвет и оттенок заваривался отдельно. Крашение по заварному способу в Ивановском регионе было принято в XVIII — начале XIX веков.

18. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
Ситцы в это время были материалом новым и модным. Тонкостью ткани, красотой и разнообразием узоров, живостью и прочностью цветов они не уступали шелковым материалам, поэтому и знатные особы не избегали использовать их для платья, обивки мебели и стен.

19. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
Осип Соков проработал несколько лет на мануфактуре Христиана Лимана в Шлиссельбурге. После чего в 1787 году основал первую ситценабивную мануфактуру в селе Иваново, где также впервые начал применять новый способ крашения тканей — заварной.

20. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
Ситцы мануфактуры Осипа Сокова отличались затейливыми рисунками и прочными яркими красками. Фабрика славилась выпуском белоземельных ситцев (то есть с белым фоном) с тонким цветочным и растительным узором.

21. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
Ивановские крестьяне использовали для крашения корни марены, индиго, древесину сандала, луковую шелуху и другие природные материалы. В середине XIX века заработок красковара доходил до 3 тысяч рублей серебром в год.

22. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
Осипа Сокова отмечали как «первого фабриканта, усовершенствовавшего цветные краски и введшего отбеливание тканей». Он был не только талантливым колористом, но и способным художником-рисовальщиком.

23. 1787. Мануфактура О. С. Сокова.jpg
Для ручной набивки тканей использовались: стол-верстак, ящик для краски, ремни и жерди для развешивания ткани (вешала), деревянные доски-манеры и деревянный молоток — киянка. Стоимость манеры с большим, сложным узором доходила в начале XIX века до 60 рублей.

24. 1791. Мануфактура И.С. Удина.jpg
24. 1791. Мануфактура И.С. Удина
Родоначальник династии Удиных Федор Удин начал заниматься набойкой в конце XVIII века. Его мануфактура была невелика — в 1808 году работа велась на 10 набойных столах. В середине XIX века, не выдержав конкуренции, Удины закрывают фабрику.
Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей
Коллекция тканей Музея ивановского ситца

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Казалось бы банальный вопрос, но разобраться интересно. Почему левые партии поддерживают миграцию практически в любых количествах? Ведь голосов это им не приносит, наоборот скорее отбирает. Вот Сара Вагенкнехт возможно организует свою левую партию и одним из главных противоречий ...
Ева Андресса – известная бразильская спортсменка. Я не большой фанат накаченных девушек, но тут всё очень даже ничего Источник   Этого по не ...
Вы просмотрели короткое превью новых моделей Dark Eldar, которые были презентованы на только что прошедшем Games Day UK в Ноттингеме. Буквально через месяц с небольшим Темные Эльдары получат полностью обновленный модельный ряд и новый кодекс, ...
Сейчас в комментариях у Морены ( https://morena-morana.livejournal.com/866106.html?thread=222315834#t222315834 ) один комментатор меня уверяет, что женщины просто так сексуально домогаются мужчин. Не бухие, не ради того, чтобы купил водки. Не проститутки. Вполне приличные. Незнакомые. ...
Она находится за пределами Солнечной системы, около звезды-красного карлика Gliese 581, расположенной в 20 световых годах от Земли, в созвездии Весов. Об этом сообщили ученые из университета Калифорнии в Санта-Круз и Института Карнеги в Вашингтоне. По ...