Коллекция школьных мыслей

Пока мы пытались еще адаптировать мальчика к школе (а школу - к мальчику), я начала собирать интересные для меня мысли и методы в школе, которые наша школа отвергала с каким-то даже возмущением и эмоциями (что меня тоже интересовало - откуда такие эмоции?). Тем не менее, из собранной мною коллекции все уже применяется ГДЕ-ТО, и я хочу для себя записать по живому - что БЫ помогло нам со старшим, чтобы не забыть, пока средненький подтянется:
1. Более позднее начало учебного дня в 6 - 9 классах. До того начало в 8:00 кажется приемлемым (нашему ребенку! мы все РАННИЕ пташки!). Дальше по угасающей, вплоть до того, что в 8 и 9 классе начало дня в восемь означает продалбывание ВСЕГО дня подростком, не только в школе, но и после. Удивляюсь - зачем школе это надо. В Финляндии некоторые школы без ограничений принимают собственные порядки с началом для подростков в 9 и даже в 10 утра - и рапортуют отличные результаты.
2. Малое число предметов за неделю, за день. Предыдущая школа подростка (Lönkan, ныне закрытая - не знаю, есть ли корреляция:) предлагала расписание с ОДНОЙ математикой, ОДНИМ шведским, ОДНИМ финским и тп в неделю. Только физры было две. Каждый урок был сдвоенный, полтора часа с пятиминутным перерывом в середине.Соответственно - домашние уроки были на диво лаконичны и размеренны, хотя и большие - программа покрывается та же самая. Предметы были распределены по пяти периодам в году - например, математика и родной язык были в каждый период, а биология - два периода из пяти, химия - три периода из пяти и тд.
3. "Консультативные" пустые периоды в школе для проектных и домашних заданий, вписанные в сетку. Учителя дежурят в разных классах, известно - в какой день недели кто дежурит, можно приписаться тут же на листочке и провести этот период с желаемым предметником. Для помощи, обсуждения, небольшого дополнительного времени с другими учениками, не обязательно своего класса, работающими над этим предметом. Выполнения ДЗ не дома, наконец. Есть тут во многих школах, в тч в Lönkan были. Где нет - имхо, недосмотр и фанаберия школы. Нынешняя школа плевалась ядом на этот вопрос.
4. Обзорные первые уроки по предмету, с разъяснением его места в жизни и в школе, целей по данному периоду (семестру, году...), методов обучения, организации домашних заданий, проектов и дедлайнов, системы оценивания и получения помощи при необходимости. Смешно сказать, но это камень преткновения, по которому я наловчилась узнавать хреновых учителей еще до начала их занятий. Хреновые - это те, кто не делает такой вводной, а особенно - которые отбиваются ногами и зубами от требований выложить все это по запросу. Ничего другого о них не обязательно уже выяснять - все, багрец.
5. Плотно связано с предыдущим пунктом - нам было позарез нужно знать общий объем программы по предмету "до следующего столба", и чтобы ребенок мог выполнять задания вперед или назад в своем темпе. Нашему нужно было БЫСТРЕЕ (он так и потерял мотивацию учиться - где-то замумукался окончательно морочиться медленно - и утратил нить повествования), другим бывает нужно МЕДЛЕННЕЕ (таких десяток прямо в его классе). В Финляндии свобода учителя - есть учителя, которые именно это практикуют вовсю. Учителя из этой статьи знают тонны моих бывших коллег и нынешних знакомых родителей. Статья по-фински - чисто для подтверждения, что оно есть.
6. В школе должно быть не менее двоих учителей, умеющих учить хорошо, увлекающих детей. Совершенно безразлично - какие предметы они будут преподавать, это нужно для сохранения надежды. Обычные учителя - обычные. В каждой школе обязательно есть прямо плохие учителя, некоторые из них токсичны и как люди. Обычные не перевешивают плохих в глазах ученика, нужны талантливые.
Может быть, я видела что-то еще, что не вспомнила сейчас - но вот пройдет пять лет, я распакую эту тему и посмотрю - что изменится в "школе 2016" в Финляндии.
|
</> |