Коллегия ГУФСИН: необходимы специализированная медицинская помощь и введение системы ФОМС
sevastyanov_a — 17.01.2014 Сегодня принял участие в работе Коллегии ГУФСИН России по Челябинской области. Выступил с докладом об анализе обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Челябинской области в 2013 году и основных нарушениях прав граждан в системе ГУФСИН.Главная проблема – нарушение прав осужденных на оказание медицинской помощи. Отсутствие специализированных видов оказания медицинской помощи, а также современной диагностики и профилактики заболеваний в местах принудительного содержания граждан стали главными причинами резонансных случаев в 2013 году, приведшими даже к смерти осужденных. За последнее время произошло три таких вопиющих случая, и необходимо срочно сделать все, чтобы это не повторилось.
Кроме того, система ФОМС до сих пор не заработала в ГУФСИН. Необходимо совершенствование оказания медицинской помощи в МЛС, и включение осужденных в гражданскую систему обязательного медицинского страхования.
Необходимо развивать взаимосвязи ГУФСИН с общественными организациями, организациями гражданского контроля. Семинары, проведенные по инициативе Уполномоченного по правам человека, с участием эксперта Совета по правам человека Андрея Бабушкина, в этом году будут продолжены.
Достигнуты договоренности о проведении каждый месяц совещаний с участием представителей гражданского общества, прокуратуры и ГУФСИН, что позволит разрешать конфликтные ситуации и улучшить работу ГУФСИН в целом.
Необходимо сказать о том, что понимая всю сложность работы сотрудников ГУФСИН в местах принудительного содержания граждан, хочется поблагодарить их за труд, но отметить в то же время, что необходимо и дальше совершенствовать работу по защите прав граждан.
Доклад.
Уважаемые участники совещания!
1. Общий анализ
С положительной стороны необходимо отметить, что в 2013 году случаев массового членовредительства (таких, как в ИК-2 в 2010 году, в ИК-1 в 2011 г., в Атлянской воспитательной колонии в 2012 г.) в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Челябинской области не зафиксировано. Что может характеризовать положительно ситуацию в местах лишения свободы, так как все ранее случившиеся подобные акции декларировались как протест несоблюдению прав человека со стороны сотрудников исправительных учреждений: низкие заработные платы на производстве, незаконные личные обыски, превышение пределов использования физической силы и спецсредств и т.д.
Проведя анализ поступивших в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Челябинской области жалоб из мест лишения свободы (а также от родственников, законных представителей лиц, находящихся в млс) и информации, полученной в ходе личных приемов во время выезда в пенитенциарные учреждения области, можно сделать вывод, что резко сократилось как общее количество жалоб, так и жалоб на конкретные виды нарушений прав: на условия содержания, на незаконное применение физической силы или спецсредств. Не было ни одной жалобы по так называемому «полному обыску» в 2013 году.
Вместе с тем, в прошедшем году в учреждениях ГУФСИН Челябинской области совершено 21 самоубийство, что больше, чем в предыдущие годы.
Особо хотелось отметить ФКУ ИК-8, где в январе 2013 г. было совершено убийство осужденного и за год зарегистрировано 5 случаев суицида.
Кроме этого Прокуратурой Челябинской области неоднократно выявлялись нарушения законодательства в работе исправительной колонии № 8, в том числе были установлены факты необеспечения администрацией учреждения режима содержания осужденных.
2. Медицина
Конституция Российской Федерации указывает, что в Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (ст. 41 Конституции).
Однако, проведя анализ поступающих обращений, актов проверок, проводимых сотрудниками Аппарата по правам человека, можно сделать вывод, что имеется несоответствие декларируемых прав заключённых на доступную и качественную амбулаторную и стационарную медицинскую помощь фактическому состоянию дел в исправительных учреждениях Челябинской области. Это может быть связано как с тем, что прошли массовые сокращения медицинского персонала, отсутствием финансирования медицинского оборудования и аппаратуры, так и с тем, что самими сотрудниками исправительных учреждений не принимаются должных мер по недопущению нарушения права на квалифицированную медицинскую помощь.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) в главе «Медицинское обслуживание» рекомендуют «Медицинское обслуживание следует организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения. Оно должно охватывать психиатрические диагностические службы и там, где это необходимо, лечение психических ненормальных заключенных» (п. 1 ст. 22 «Минимальных стандартных правил»), а «Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. Тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом» (п.2 ст. 22 «Минимальных стандартных правил»),
У нас же зачастую ограничиваются тем, что ставят диагноз и констатируют, что достаточной и необходимой медицинской помощи в МЛС оказать не имеется возможным.
В качестве примера можно привести три случая:
ИК-1
Осужденный Ф.:
Еще в 2012 г. по результатам обследования в ФКЛПУ СТБ № 3 ГУФСИН России по Челябинской области было сделано заключение, что Ф. рекомендовано лечение в условиях специализированного кардиологического стационара, что невозможно организовать в исправительных учреждениях Челябинской области.
В 2013 г. было повторно проведено обследование Ф., в том числе и независимым экспертом. Были сделаны выводы, что имеются ухудшение состояние здоровья: Ф. нуждается в дообследовании и изменение характера лечения, которые не могут быть обеспечены в учреждениях ГУФСИН России по Челябинской области, т.е. исправительная система не может обеспечить охрану здоровья и медицинскую помощь, и не имеет возможности свести к минимуму разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, как то рекомендуют Международные правовые акты.
ИК-6
Осужденный Ж.
По просьбе родственников, 22.11.13 г. я обратился к руководству ИК-6 с целью провести осмотр данного осужденного, так как он жалуется на резкое ухудшение здоровья, боли в животе, резкую потерю веса. Однако в медицинской карте данного осужденного сделана запись, что он, якобы сам впервые обратился в медчасть учреждения 04.12.13 г. До этого в течение года - нет ни одной записи!
Сам осужденный (17 декабря прошлого года) пояснил, что в течение 2013 года неоднократно обращался к медикам, но ему давали только обезболивающие препараты, не смотря на то, что ему становиться только хуже.
17.12.13 г. Ж. был этапирован в ЛПУ-3, где на следующий день скончался.
ИК-18
Осужденный Б.
В ИК-18 ему был установлен диагноз: опухоль ушной раковины, которое необходимо срочно лечить, в связи с ухудшением его здоровья. Однако в системе ГУФСИН такое заболевание не лечат и операции не проводят, кроме того, не приглашают для осмотра врача - ЛОР-специалиста.
2.1. Отдельно хотелось бы сказать про психиатрическую помощь:
Закон РФ от 02.07.92 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указывает, что в Российской Федерации признается высокая ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности, а психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку, и предусматривает возможность оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке. Это обусловлено тем, что лицо, страдающее тяжелым психическим расстройством, может представлять опасность для себя или окружающих его лиц или может быть причинен существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ст. 29 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Уже упомянутыми мной «Минимальными стандартными правилами» врачебному персоналу рекомендовано «выявлять физические или умственные недостатки, могущие воспрепятствовать их перевоспитанию, и определять, какова их физическая способность к труду» (ст. 24) и докладывать об этом руководству (п. 2 ст. 25), которое должно принимать эту информацию во внимание, а рекомендации врачебного персонала немедленно осуществлять (п. 2 ст. 26).
Однако, например, в случае осужденного З. (ИК-2), который находится под наблюдением психиатра с 2012 г., и фиксируется, в том числе и независимыми экспертами, ухудшение его психического здоровья, сотрудниками ГУФСИН не принимаются меры по исправлению данной ситуации. Например, не разрешен вопрос о госпитализации в соответствии со статьями 29, 33, 34, 35 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
2.2. Обязательное медицинское страхование
Так же остается неразрешенным вопрос участия ЛПУ и медицинских подразделений учреждений ГУФСИН России по Челябинской области в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования. Такое участие возможно при соблюдении учреждениями условий договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и требований законодательства в данной сфере. К последним, в частности, относится обязанность медорганизаций вести персонифицированный учет сведений о медпомощи, оказанной застрахованным лицам.
Поэтому необходимо помнить, что лица, задержанные и заключенные под стражу, отбывающие лишение или ограничение свободы, а также арест (в том числе административный), подлежат обязательному медицинскому страхованию и имеют право на выбор и замену страховой медицинской организации путем подачи в нее заявления в установленном порядке, в том числе и через своих представителей.
3. Выводы, предложения
Уважаемые участники совещания, хочу призвать Вас всегда помнить о том, что меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому, за исключением случаев, когда сегрегация представляется оправданной или когда этого требуют соображения дисциплины, тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения.
Целью и оправданием приговора к лишению свободы в конечном итоге является защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока наказания и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование, что практически невозможно, если, в период отбывания наказания, его права, или права, тех, кто находился рядом с ним, будут систематически нарушаться представителями администрации исправительного учреждения.
Спасибо за внимание.
|
</> |