КОГО ПРИДУМАЛ КУРЛЯНДСКИЙ
ygashae_zvezdu — 01.07.20191 июля отмечает день рождения Александр Курляндский, сценарист, сделавший наше детство счастливее.
Ему случалось работать в соавторстве с Эдуардом Успенским, о серийных героях которого мы уже вели речь (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/97487.html) Если почти каждый персонаж Успенского запущенный в серию, становился событием - обитатели Простоквашино, Колобки, крокодил Гена и его друзья, дядюшка Ау, - то с Курляндским не все так просто.
Вот на этом и заостримся.
Начал Курляндский сразу хлестко, придумав с Аркадием Хайтом и Феликсом Камовым мультсериал «Ну, погоди!». После седьмого выпуска, в 1973 году, Камова от сериала отлучили, слишком уж он стремился покинуть Родину (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/155378.html) Хайт и Курляндский продолжили работу вдвоем.
К сожалению, на 15-ом выпуске наметился кризис отличной франшизы, но ее упрямо продолжали, пока не угробили настолько, что не смогли реанимировать даже с помощью торговой сети «Пятерочка» (последние выпуски в 2006 спонсировала именно она).
В 1971 году та же троица сценаристов пыталась создать серийный мультпроект «Только для взрослых», - претендующие на юмор скетчи о жизни средней семьи, с папой и сыном очкариками да их мамой. Под режиссурой Ефима Гамбурга (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/66602.html) вышло три выпуска. Я помню, как эту мультипликацию крутили в полночь, когда дети спали, а взрослые зевали. Короче, не зашло.
В 1980 Курляндский примкнул к еще одному раскрученному дуэту. Вместе с Успенским и Григорием Остером он придумал сериал к Московской Олимпиаде «Баба Яга против!» В этом мульте тоже работал принцип нупогодишной погони, - Баба Яга пыталась помешать Олимпийскому Мишке донести огонь. Только картинка была другая, менее впечатляющая. Впрочем, смотрел я «Бабу Ягу против!» в зрелом возрасте, видимо сказалось на восприятии. Прогнав три серии мультфильма Олимпийским летом, его долго не повторяли.
В следующем году Курляндский затеял авторский проект «Великолепный Гоша». Тот включал 10 серий, но Курляндского хватило на первые пять. Режиссер Анатолий Солин поставил мульт о приключениях Акакия Акакиевича, трансформировавшегося в эпоху урбанизации в Женю Лукашина. Маленький человек то и дело попадал в сюрные обстоятельства, достойные пера Гофмана и Хармса.
Странный проект, ей-богу. Ведь любимый герой строится на идентификации, а кто захочет быть похожим на лысого дядю Гошу, живущего без жены, без детей? Да и приключения Гоши не лезли ни в какие ворота. Особенно озадачила меня, история про цыпленка, который вылупился из диетического яйца и начал за Гошей гоняться с криком: «Папа!». Никакой лирики: в финале Гоша несся от цыпы по крышам домов за закат.
Хотя «Великолепного Гошу» показывали часто, я ни разу не сталкивался с поклонниками этого сериала.
Зато попугая Кешу любят все.
У истоков этого образа стоял режиссер Валентин Караваев. Он увидел на улице стайку воробьев, среди которых выделялся что-то им выговаривающий попугай. Курляндский образ прописал, художник Анатолий Савченко разукрасил, а уж Хазанов придал дюжего колориту.
Помню премьеру «Возвращения блудного попугая» (1984). Уже на следующий день со всех углов неслось: «Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят».
Это был явный успех, но Караваев не хотел его углублять. Второй выпуск про Кешу делал Александр Давыдов и там был совершенно отвязный образ мальчика-мажора.
Непонятно с чего у Курляндского не сложились отношения с Давыдовым, второй фильм вышел не хуже первого. А вот третий, когда в проект вернулся Караваев, уже не очень впечатлял.
В новое время Курляндский предпринимал неоднократные попытки продолжить Кешины приключения. Книги о блудном попугае выходят; появились мульты «Утро попугая Кеши» (2002) и «Новые приключения попугая Кеши» (2005); Кеша стал героем серии видеоигр.
Да и Волк за Зайцем носится до сих пор, на радость новым поколениям.