когда стиль становится поствизантийским
mmekourdukova — 21.02.2019 Пачка картиночек к лекции, пусть будет здесь тоже.Где она, где ея концы, этой тайны превращения византийского стилистики в поствизантийскую?
Империя-то, понятно, рухнула в известную календарную дату, но что же такое произошло в каждой - в каждой, дорогой зритель! - мастерской, что случилось с каждым лично-индивидуальным богомазом, неужели Мехмет Второй в одночасье сломал все кисточки и невидимо подмешал чего-то во все палитры?
Что за отрава вошла в нутро, что за известь вползла в сосуды? Почему этот ихний греческий шестнадцатый, не говоря уж о семнадцатом, век - столь явно не пятнадцатый и тем более не четырнадцатый?
Иногда мелькнет какое-то воспоминание, дохнёт небольшая жизнь -
- но и в ней нет прежнего огненного усилия, а есть в лучшем случае крепенький заматеревший профессионализм или усталое изящество.
Да и оно - большая редкость, а всё больше валит вот такое, вот такое -
Чуть тяжелее, чуть брутальнее, чуть расслабленнее, чуть упрощеннее - и оно едет, едет, едет вниз, как та советская развесная сметана, которую начинают разбавлять ещё на молокозаводе, а кончают разбавлять в школьной столовой.
Исихассм, понимаешь. Паламизм.
Вот как-то жили тыщу пицот лет без того исихазма, а теперь у нас исихазм, а гнилой Запад не нутрит нашего исихассма.
Потому что гнилой потому что Запад.
О эти глаза, косящие мимо меня, направленные на собственный пупок, высокомерные и тайно-порочные, тускло-равнодушные или внезапно вспыхивающие эмалево-металлическим блеском, с воспаленными веками и сверлящим зрачком. О эти брезгливые ротики и нахмуренные лбы с морщинами до самого мозга. О черные усатые грязи под носами рыбьей косточкой. О эта гладкая, туго натянутая, словно налитая чем-то изнутри, кожица.
И ведь это ещё не предел.
Это ещё самая заря поствизантинизма, самое начало длительного процесса протухновения.
|
</> |