Когда сложно различить проповедь и провокацию

Священник - это, как известно, соработник Бога. Ну, в идеале, в теории. Что касается практики, все, как обычно, сложнее. А иногда так сложно, что и не разберешь, кому соработничает священнослужитель - Господу или... Но случай протоиерея и телеведущего Андрея Ткачева, одного из сегодняшних медийных лиц РПЦ, - не тот случай. Резонансные, а проще говоря, скандальные высказывания отца Андрея достигли той критической черты, за которой наступила полная ясность.

Впрочем, ответ на вопрос, где именно пролегает эта красная линия, зависит, признаем, от субъективного восприятия. Кому-то все ясно стало давно, кому-то - лишь сейчас, после последних заявлений телепроповедника. А кто-то из окормляемой им паствы и по сей день блуждает в потемках. Но, как говорится, было бы предложено. Информации достаточно не только для размышлений, но и для выводов.
Вот один из свежих перлов сокровищницы ткачевских афоризмов (выступление протоиерея на прошедшем на днях фестивале "Дни Достоевского в Оптиной пустыни"): "Так гнить, как мы гнием в мирные времена, вообще редко у кого получается. То есть мирные времена - это сущее проклятие. По крайней мере, для такого человека, как наш".
Небанальный, согласитесь, взгляд на тему войны и мира для служителя христианской церкви. Куда больше он характерен для политиков, представляющих одно известное течение.
Вот что говорил на ту же тему самый, пожалуй, известный представитель этого течения: "Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе. Война - естественное и обыденное дело... Война - это сама жизнь". Уточним: высказывание принадлежит фюреру Третьего рейха Адольфу Гитлеру.
Совпадение? Допустим. Допустим, глубоко ошибаются те, кто
определяют воззрения проповедника и его преданной паствы как
"православный фашизм". Но совпадений, право же, что-то
многовато.
возьмем такой пункт классического "фашистского" определения, как
"крайний национализм и шовинизм, в ряде случаев антисемитизм и
расизм". Высказывания, содержащие признаки, скажем мягко, нелюбви к
некоторым этносам, у отца Андрея, что называется, в ассортименте.
Особенно много их посвящено украинцам.
Вот некоторые выбранные места из проповедей отца Андрея,
затрагивающих тему отношений с, как он сам выражается, "бывшими
братьями": "Если говорить про Украину, я знаю ее не понаслышке...
Хохол же, он какой? Они упертые, жадные, туповатые... Это
просто идиоты... Предатели и паскуды... Украинец - это не этнос, а
извращенное мышление... Нация христопродавцев... У нас в плену до 7
тысяч укровояк. А что если поотрезать им все причиндалы в ноль, и
отправить эту армию кастратов домой? Для этого только нужно
осветить эту тему максимально".
Антисемитизм, правда,
отец Андрей решительно осуждает. Ну, по крайней мере, во время
своих телепроповедей и интернет-трансляций. Но даже в этом случае
допускает такие, например, выражения: "Еврейство пахнет, оно
какое-то такое заметное. Будет тысяча людей разных национальностей
и один еврей - ты его заметишь".
Еще один объект пристального внимания Ткачева - женщины.
Церемонится с ним, учит отец Андрей мужскую половину своей паствы,
не следует: "Бабы наглые, противные и если она в лоб не
получит, хотя бы раз в жизни - она ничего не поймет, ничего! Есть
такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: "сейчас
получу в лоб" - и понимают как бы смысл жизни. А есть
дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком
много, чувства никакого, значит, нужно приложиться к ней...
Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога, ломом,
ребром ладони там, кто как силен, гнуть ее, тереть ее, запихивать
ее в стиральную машину... делать с ней вообще не знаю что. То есть
мужчина должен обломать женщину - сто процентов!.. Мужики виноваты
во всем. Распаскудили бабье. Не били долго... Им нужно рожать... и
бояться!"
Немало оказалось у отца Андрея и защитников. В том числе среди коллег по цеху. Вот, скажем, характерный заголовок статьи на портале "Православие.Ru" (главред - митрополит Тихон (Шевкунов)): "Травля отца Андрея Ткачева".
Однако когда Ткачев добрался в своем обличении человеческих
пороков до "чрезмерной любви к детям", защитников у него сильно
поубавилось. Буквально протоиреем было сказано следующее:
"Люди, не знающие Бога, желающие служить кому-то и
поклоняться кому-то, поклоняются плоду своего чрева, превращая
детей в домашних богов, домашних идолов. А идолов Бог сокрушает, то
есть дети наши сокрушаемы, как идолы, ранними болезнями, ранними
слабостями, своей никчемностью и никудышностью... Те, кто
чрезмерно любит своих детей, превращают их в идолов, а идолы
достойны сокрушения".
вопросы, которые возникают по поводу деятельности Ткачева, вполне
можно адресовать всей церкви: как и все сущее в этом мире, она в
ответе за тех, кого "приручила". Впрочем, вопросы можно уже считать
заданными. И высоким покровителям протоиерея следует, пожалуй,
поторопиться с ответом. Того и гляди, вместе с прочими
объектами свой "святой" ненависти, сильно смахивающей на
одержимость, этот "соработник Бога" призовет "выхаркать" и
Христа. А по большому счету такой призыв уже
прозвучал.
Авторы: КИРИЛЛ ИВАНОВ
https://www.mk.ru/social/2023/07/15/my-gniem-v-mirnye-vremena-v-chem-svyashhennik-tkachev-ne-ustupaet-gitleru.html?from=article_mstpp