Кое-что о губе и трости.

"Нѣ́цыи же от ту́ стоя́щихъ слы́шавше глаго́лаху, я́ко Илiю́ глаша́етъ Се́й.
И а́бiе те́къ еди́нъ от ни́хъ, и прiе́мь гу́бу, испо́лнивъ же о́цта, и вонзе́ на тро́сть, напая́ше Его́." (Мф 27,47-48)
Обычно это воспринимается как издевательство только по причине оцта (уксуса)
Но вот что пишет Монтень в "Опытах", рассказывая о быте древних римлян.
"Римляне подтирали себе задницу (незачем нам по-женски бояться слов) губкой: потому-то слово spongia по-латыни считается непристойным. О такой губке, привязанной к концу палки, идет речь в рассказе об одном человеке, которого вели, чтобы отдать на растерзание зверям на глазах народа. Он попросил отпустить его в отхожее место и, не имея другой возможности покончить с собой, засунул себе палку с губкой в горло и задохся" (т. 1. "о старинных обычаях")
Иными словами губа на трости была аналогом нашего унитазного ершика.
Совершенно очевидно, что это действие было абсолютно беззаконным и издевательским даже для справедливо осужденного, не говоря уже о невинном человеке.
Интересно, что губа (по образу той. которая стала орудием в Страстях) является одним из священных сосудов - ею после совершения Литургии священник или диакон собирают крошки Тела Господня для потребления.
Это к вопросу о брезгливости и о том, как ужасный коронавирус оскверняет лжицу и чаши, так что их надо протирать спиртом для дезинфекции.
Разумеется, что само событие и сосуд не являются позором для Господа и Церкви - наоборот, чем отвратнее и омерзительнее были издевательства осатаневших , тем с большей силой и ясностью сияет Любовь, Которая согласилась все это претерпеть ради спасения человека.
|
</> |